Семинар – практикум для педагогов: «Написание психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста на ППК и ТПМПК».
методическая разработка по психологии

Туренко Ольга Алексеевна

Цель:  1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в написании психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольника на ППК и ТПМПК. 2.  Тренировка умений и практических навыков в написании характеристик на ребёнка дошкольника.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов: «Написание психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста на ППК и ТПМПК».

Цель:  1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в написании психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольника на ППК и ТПМПК. 2.  Тренировка умений и практических навыков в написании характеристик на ребёнка дошкольника.

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Требования к составлению характеристики. Ошибки в  написании характеристик.
  3. Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста.
  4. Практикум по возрастам: ср., подг. возраст.
  5. Подведение итогов.

  1. Комплексное обследование на ПМПК необходимо - при решении вопросов, связанных с необходимостью определения программы воспитания и обучения дошкольников, имеющих отклонения в развитии, перевода их в другое учебное учреждение и ряде других случаев. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование. 

При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК (психолого-медико-педагогическом консилиуме) изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.

    Для специалистов ТПМПК, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является психолого-педагогическая характеристика на ребенка. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.

   Психолого-педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию.

  1. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.

К сожалению, многие   педагоги не отражают в характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

  • Неполное соответствие психолого-педагогических характеристик. Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания.

В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как:

  • отношение к учебной деятельности,
  •  сформированность учебных навыков;
  •  характеристика общего развития и речи;
  • отношение ребенка к неудачам,
  • особенности работоспособности;
  • заключение, описание трудностей в работе с ребёнком.

Отводится по две строчке для описания

  • особенностей семейного воспитания,
  • отношения ребенка к словесной инструкции педагога.

Такие характеристики-схемы не дают информации для специалистов ПМПК.

  • Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении,
  •  Краткое изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти.
  • Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
  • Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы педагогов на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

  1. Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста.

  • Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
  • Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
  • При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
  • Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем или специалистом и других методов - бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.д.).
  • Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка,

         действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного    

         его изучения.

  • Характеристика отражает условия его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
  • Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.
  • При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
  • Если это психолого-педагогическая характеристика, то педагог может использовать терминологию узких специалистов (описание не должно противоречить заключениям узких специалистов) и медицинские заключения (только со ссылками на заключения врачей).

Психолого-педагогическое представление на ребенка - это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода, она не должна быть поверхностной и написанной наспех. Факты должны  излагаться последовательно и систематично. В тексте желательно избегать сложных оборотов речи, неумных и неправильных терминов.

  1. Практикум. (Практическая работа в подгруппах, с характеристиками по 2 возрастам, исправление ошибок)
  2. Подведение итогов.

Описание рисунка.

  1. Дата
  2. Тема
  3. Цель
  4. Возраст ребёнка на данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Психогимнастика для детей среднего и старшего дошкольного возраста"

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитател...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ"

Содержание семинара-практикума позволит дать педагогам четкое представление о детях со статусом ОВЗ и сопровождении их в ДОУ. В ходе семинара рассматриваются задачи коррекционно-развивающей работы с д...

П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с ...

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Семинар - практикум для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Цель презентации: Познакомить педагогов  с многообразием способов и приемов нетрадиционного рисования, используя различные изобразительные материалы....