Проект духовно-нравственное воспитание дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Мельник Ольга Васильевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.


Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx11.17 КБ

Предварительный просмотр:

     Проект  духовно - нравственного воспитания         дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.  Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

                   

Этот проект  даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

  Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

 формирование потребности в здоровом образе жизни;

 формирование духовности  дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

 эстетическое развитие детей;

 сотрудничество семьи и ДОУ

 обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

 Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Цели.

 Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

 Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

 Задачи.

 Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание  чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентностный подход в образовании.

  Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

 Способствовать повышению значения семейных ценностей.

 Основные принципы проекта.

 Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

 Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

 Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия  дошкольника.

 Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

  Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Основное содержание проекта.

 Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, , учреждений здравоохранения, редакции ТРК «Луч», общественных организаций.

1.

 Давайте познакомимся

  диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях;

 изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье

 тестирование, анкетирование, опрос,  творческие работы,   воспитательские наблюдения, беседы

2.

 Как прекрасен этот мир. раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

 воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

 формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии  

 чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме,

этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, , выставки, семейные чтения, семейные посиделки

3.

 Берегите людей формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

 воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;

 расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

 повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;

 организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и  культуры поведения обучающихся;

  беседы, , семейные праздники,  посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.

4.

 Здоровый образ жизни. формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

 профилактика вредных привычек;

 на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла  воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.

 совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы,  походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

5.

 Учёба и труд рядом идут. формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

 воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

 формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.

беседы, экскурсии, праздники,  ролевые и деловые игры, , встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.

6.

 Я - россиянин. воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

 знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

 развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям

 поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

 

 экскурсии в храм, , музеи, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями, ,  просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

Литература.

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;

8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

10. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;

12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;

13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;

15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.  http://pedagog.eparhia.ru/

Цели проекта:

  1. Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
  2. Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
  3. Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся..
  4. . Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
  5. Повышение значения семейных ценностей.
  6. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

 

 

Участники реализации проекта

  1. Дети.

  1. Педагоги.

  1. Родители.

  1. Социум.

 

Планируемые результаты

  1. Обучающиеся имеют представления:
  2. о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  3. о духовных и нравственных ценностях;
  4. о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
  5. знакомы с историей и культурой своей страны;
  6. умеют беречь и поддерживать красоту;
  7. проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
  8. верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
  9. стремятся к добру и неприятию зла.

 

Родители:

 сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию  чувства благоговения к святыням;

 воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

 понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами книги"

Цель проекта: Способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, знакомства с Православной книгой.Задачи реализации проекта:1. Интегрирование содержания д...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...