Диагностика по музыкально-эстетическому воспитанию.
план-конспект урока по теме
диагностические упражнения по музыкально-эстетическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emocion._otzyvchivosti_v_iskusstve.docx | 41.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика по музыкально-эстетическому воспитанию.
«Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве»
Цель диагностики: Выявление эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве средствами музыки у детей 6 лет.
Предварительная работа
Слушание музыки: Произведения искусства, отображающие образ природы, например:
- Петр Ильич Чайковский Подснежник. Ольга Петровна Радынова, Учебное пособие к программе « Музыкальные шедевры» Москва , 2009 г.
- Антонио Вивальди « Весна». Концерт для скрипки с оркестром , 1-я, 3 –я части. Ольга Петровна Радынова , Учебное пособие к программе « Музыкальные шедевры» Москва , 2009 г.
- Сергей Сергеевич Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка» Ольга Петровна Радынова , Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» Москва , 2009 г.
Материал: Картины: Саврасов А. К. « Грачи прилетели»; (Видеть палитру красок, передающую радостное настроение. Главное настроение – пробуждение природы, радость, волнение);
И.И. Левитан «Весна. Большая вода» (Сосредоточить внимание детей на легких и тонких ощущениях колебания воздуха пробуждающейся природы, на прозрачности красок)
И.И. Левитан « Март» (Обратить внимание детей на цвета в картине, которые помогают передать настроение, переданное в картине.)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Ребята, сегодня я приглашаю вас в картинную галерею.
Художники рисуют красками, музыканты выражают свои переживания в музыке. Композитор тоже может нарисовать, но только своими средствами – звуками.
Послушайте, какая музыка звучит. (Слушаем фрагменты музыкальных произведений. –П.И. Чайковский « Подснежник»
-А.Вивальди ,»Весна». Концерт для скрипки с оркестром ,1-я,3-я части.
-С. С.Прокофьева .Фея Весны из балета «Золушка»)
- Вы узнали эту музыку?
- Какое настроение выражено в каждом фрагменте?
- Какими средствами композитор выразил настроение? (Регистр, сила звучания, темп)
- Какая картина у тебя родилась, когда ты слушал эту музыку?
- Посмотрите на картины. Какая картина вызывает такие же чувства как эта музыка?
- Какими средствами художник добился передачи настроения в своей картине?
- Почему тебе понравилась эта картина? Муз. произведение?
- Хочешь послушать еще раз?
Дети слушают по желанию фрагменты музыкальных произведений:
-П.И. Чайковского «Подснежник»
-А.Вивальди .»Весна».Концерт для скрипки с оркестром,1-я,3-я части.
-С. С. Прокофьева .Фея Весны из балета « Золушка»
Оценки – суждения
Света П. 6л 11 м
-Как красиво!
-Как здорово!
- Когда я смотрю на картину Левитана «Март», мне кажется, что я стою около этого дома.
Ева Волчек, 7 лет
-Мне нравится весеннее, синее небо
- Меня удивляет весеннее теплое солнце
-На картине чувствую, как тает снег.
Таня Вотинова, 6лет 8м.
- Как будто Фея бежит по поляне, где она наступает там, появляются проталинки, на которых расцветают цветочки и звучат как звонкие колокольчики.
- И краски такие же, как музыка у Прокофьева. Они как будто солнечные.
Полина Г. 7 лет
Я слышу эту музыку в картине
Дима Б. 6 лет 8 мес.
Хочу рассматривать картину под эту музыку
Каролина И. 6 лет 8 мес.
Мы с папой гуляли в деревне, когда таял лед, поэтому мне нравится эта картина.
Лера Л. 6 лет 8 мес.
Я слышу журчание маленьких ручейков и птичьи голоса.
Вова К. 6 лет 11 мес.
Музыка помогает увидеть и услышать приветливое журчание ручейка. Бывает , что музыка звучит тревожно, ведь ручеек течет и днем и ночью, на его пути разные камешки , поэтому он бурлит, как на картине.
Света П. 6 лет 11 мес.
Когда я смотрю на картину, то слышу капельки дождя
Маша К 6лет 9 мес.
Сейчас я вижу детей, которые гуляют, и слышу их голоса
Каролина 6 лет 8 мес
На этой картине я чувствую пробуждение всего живого
Владлена 7 лет
На этой картине всю землю видно. Все тает.
Тигран 6 лет. 7 мес.
Это картина вызывает у меня весеннее настроение.
Полина Г 7 лет.
У меня лесное настроение
Настя Н. 6лет 7 мес.
У меня картина вызывает радостное настроение
Дима Б. 6 лет 2 мес.
На картине я слышу звуки воды, ручейков , пение птиц.
Саша К 6 лет. 3 мес
Нет ответов даже на наводящие вопросы по содержанию картин.
Никита К. 7 лет
Нет желания поделиться своими впечатлениями после просмотра картин
Результаты диагностики: Группа № 51, подготовительная, 18 детей.
Ф.И. | Понимает средства выразительности, используемые авторами для передачи эмоций. | Рассказывает о своих эмоциональных переживаниях | Проявляет интерес | Высказывает свои эмоционально-эстетические суждения | Использует речевые и неречевые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, мимику, позы, движения, интонации) | Высказывает свои эмоционально-эстетические суждения и аргументирует их | Очень заинтересован, охотно делится впечатлениями | Эмоционально активен | Владеет способами установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки | Уровень |
Тигран А 6лет 7м | + | - | + | - | + | + | - | + | + | С |
Дима Б. 6лет 2 м | + | + | + | - | - | + | + | - | - | С |
Ева В. 7лет | + | + | + | + | - | + | + | + | + | В |
Таня В. 6лет 10м | + | + | + | + | + | + | + | - | + | В |
Полина Г. 7 лет | + | + | + | + | + | + | + | + | - | В |
Владлена Д. 7лет | + | + | + | + | + | _ | + | + | + | В |
Каролина И. 6лет 8м | - | + | + | + | - | - | - | + | + | С |
Саша К. 6лет 3м | - | - | + | - | - | + | - | - | - | Н |
Маша К. 6лет9м | + | - | + | + | + | - | - | - | + | С |
Никита К. 7лет | - | - | + | - | - | - | - | - | - | Н |
Вова К. 6лет 11 м | + | + | + | - | - | - | - | + | + | С |
Арина Л. 6лет 9м | + | + | + | + | + | - | - | - | + | С |
Лера Л. 6лет 8м | - | + | + | + | - | + | - | - | + | С |
Вова М. 6лет 7м | - | + | + | + | - | + | + | - | - | С |
Маша М. 6лет 8м | - | + | + | + | - | - | - | - | - | С |
Настя Н. 6лет 7м | + | + | + | - | - | - | - | + | + | С |
Коля Н. 6 лет 2м | - | - | + | - | - | - | - | - | - | Н |
Света П. 6 лет 11м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
В диагностике приняло участие 18 детей.
Высокий уровень. 5 человек, что составляет 28%:
- Дети владеют способами установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки.
- Высказывают свои эмоционально-эстетические суждения и аргументируют их.
- Ярко реагируют на произведения искусства, используя при этом речевые средства, а также мимику, позы, интонацию. Очень заинтересованы, замечают мелкие детали, характеризуют цвет.
- Охотно делятся впечатлениями, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях; понимают средства выразительности, используемые авторами для передачи эмоций.
- Испытывают чувство сопричастности с художественным образом.
Средний уровень: 10 детей, что составляет 56%:
- Дети недостаточно владеют способами установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки.
- С помощью взрослого анализируют произведения, кратко высказывают свои впечатления; понимают некоторые средства выразительности, используемые авторами для передачи эмоций, кратко высказываются о своих переживаниях.
- Продолжительность восприятия произведений искусства незначительная.
Низкий уровень: 3 ребенка, что составляет 14 %.
- Дети не владеют способами установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки: откликаются на эмоции, отраженные в произведениях, но реагирование не глубокое; не понимают средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций. Не задерживаются ни у одной картины. На вопросы не отвечают.
- Переключаются на другой вид деятельности.
«Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве»
дети 6 лет, группа № 5, декабрь 2011 года.
Мастерская Матрешек
Программные задачи:
1.Учить детей создавать мнимую ситуацию.
2.Формировать у детей умения перевоплощаться и принимать на себя на себя роль другого.
3.Развивать способность соотносить собственные переживания и эмоции с чувственным содержанием художественного и музыкального образа.
4. Закреплять эмоциональную отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста .
5.Учить реализовывать в творческих работах знания , полученные во время игры
Материал
Матрешка - игрушка, костюм бабушки, костюмы детские матрешек, атрибуты русской избы, краски, кисти,ножницы
Ход занятия
В- ль
Ребята ,я сегодня приглашаю вас в необычную мастерскую. Эта мастерская расположилась у нас в музыкальном зале. (Дети спускаются в музыкальный зал.)
В зале сидит бабушка( взрослый)
В-ль
Бабушка, что ты делаешь?
Бабушка
Игрушку расписываю
В-ль
А зачем?
Б-ка
А вот посмотри , нарисую глазки голубые, как небо, и мир добротою наполнится. Нарисую улыбку , и будет она весь мир радовать.
В- ль
А из чего она сделана?
Б-ка
Из липки , и березки, просушенных на ласковом солнышке. Вот и готова моя куколка! Посмотрите!( К детям) Понравилась она вам?
Дети……………
В-ль
А как ее зовут?
Б-ка
Матрешка
В-ль
Какое имя смешное!
Б-ка
Старинное, русское
В-ль
А можно я ее возьму?
Б-ка
Конечно! Это мой подарок вам!( Уходит)
В-ль
Берет матрешку , ставит на стол, рассматривает матрешку(сарафан, платок, волосы)
В-ль
Предлагает поиграть с Матрешкой. Нарядить ее в новые наряды.
Дети сами придумывают наряды, придумывают игровые ситуации с матрешкой.
В-ль
Так вот ты какая русская игрушка! Ребята, я приготовила вам тоже сюрприз.( Показывает сарафаны, которые похожи на сарафан матрешки).предлагает девочкам надеть их, превратиться в матрешек.
В- ль
А бабушка говорила, что у матрешки есть какая-то тайна.
Матрешка
Интересно?.......
Тогда слушайте. Давно это было . Жила на Руси Мастерица –Ульяной звали. Деток любила, кукол мастерила, сказки
детям рассказывала, И однажды приснился Ульяне сон. Будто говорит ей кто-то
-Здравствуй, Ульяна! Давно тебя жду. Приходи! Посмотри вокруг. Видишь кругом небо голубое, солнце яркое, цветы белоснежные , лепестки розовые. Красота- то какая! С тех пор Ульяна всегда своих матрешек расписывала только в яркие краски.
Воспит.
Посмотрите на свои сарафаны , они тоже яркие, красивые. Нравятся они вам? Да и сами вы превратились в настоящих русских матрешек.
Матр
Конечно, а дарят матрешек – детям. Дети – это счастье в дом. Вот и стала Матрешка символом великой Руси, мира, добра на земле.
В-ль
Так вот она какая игрушка русская! Будем с ней дружить, в игры разные играть.
Танец « Гармонь моя»
На фоне музыки( 3 куплета) Матрешки представляются.
Я- Маша
Я – Таша
Я – Стеша
А я –Наташа!
Катя
А я Катюша ( делает низкий поклон) Здравствуйте! Ой , и весело как с вами ! ( Считает Матрешек)1,2,3,4,5! Так вы что вместе живете?
Матрешки вместе
Живем, улыбаемся, детей радуем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика музыкально - эстетического развития детей при подготовке к школьному обучению
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной ....
Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях
Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Консультация даёт несколько советов родителям по приобщению детей к музыке: как правильно учить ребёнка слушать музыку, в какой форме, как...
Рекомендации по музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ с ФГТ
В данном материале даны рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию в группах коррекционной направленности....
"Музыкально-эстетическое воспитание в повседневной жизни детей"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».
Мы живём в интересное и непростое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...
«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»
Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошколь...