Диагностика по музыкально-эстетическому воспитанию.
план-конспект урока по теме

диагностические упражнения по музыкально-эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emocion._otzyvchivosti_v_iskusstve.docx41.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика по музыкально-эстетическому воспитанию.


«Развитие  эмоциональной отзывчивости к  прекрасному в искусстве»

Цель диагностики:  Выявление  эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве средствами музыки у детей 6 лет.

Предварительная работа

Слушание музыки: Произведения искусства,  отображающие  образ природы, например:

  1. Петр Ильич Чайковский Подснежник. Ольга Петровна Радынова, Учебное пособие к программе « Музыкальные шедевры»  Москва , 2009 г.
  2. Антонио Вивальди « Весна». Концерт для скрипки с оркестром , 1-я, 3 –я части. Ольга Петровна Радынова , Учебное пособие  к программе « Музыкальные шедевры» Москва , 2009 г.
  3. Сергей Сергеевич Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка» Ольга Петровна Радынова , Учебное пособие  к программе «Музыкальные шедевры» Москва , 2009 г.

Материал: Картины: Саврасов А. К. « Грачи прилетели»;  (Видеть палитру красок, передающую радостное настроение.  Главное настроение – пробуждение природы, радость, волнение);

И.И. Левитан «Весна. Большая вода» (Сосредоточить внимание детей  на легких  и тонких  ощущениях  колебания воздуха  пробуждающейся природы, на прозрачности красок)

И.И. Левитан « Март» (Обратить внимание детей на  цвета  в картине, которые помогают передать настроение, переданное в картине.)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Ребята, сегодня я приглашаю  вас в картинную галерею.

Художники рисуют красками, музыканты выражают свои переживания в музыке.  Композитор тоже может нарисовать, но только своими средствами – звуками.

Послушайте, какая музыка звучит. (Слушаем фрагменты музыкальных произведений. –П.И. Чайковский « Подснежник»

-А.Вивальди ,»Весна». Концерт для скрипки с оркестром ,1-я,3-я части.

-С. С.Прокофьева .Фея Весны из балета «Золушка»)

  1. Вы узнали эту музыку?
  2. Какое настроение выражено в   каждом фрагменте?
  3. Какими средствами композитор выразил настроение?  (Регистр, сила звучания, темп)
  4. Какая картина у тебя родилась, когда ты слушал эту музыку?
  5. Посмотрите на картины.  Какая картина вызывает такие же чувства как эта музыка?
  6. Какими средствами художник добился передачи настроения в своей картине?
  7. Почему тебе понравилась эта картина?  Муз. произведение?
  8. Хочешь послушать еще раз?

Дети слушают  по желанию фрагменты музыкальных произведений:

-П.И.  Чайковского «Подснежник»

-А.Вивальди .»Весна».Концерт для скрипки с оркестром,1-я,3-я части.

-С. С. Прокофьева .Фея Весны из балета « Золушка»

Оценки – суждения

Света П. 6л 11 м

-Как красиво!

-Как здорово!

- Когда я смотрю на картину Левитана «Март», мне кажется, что я стою около этого дома.

Ева Волчек, 7 лет

-Мне нравится весеннее, синее небо

- Меня удивляет весеннее теплое солнце

-На картине чувствую, как тает снег.

Таня Вотинова, 6лет 8м.

- Как будто Фея  бежит по поляне, где она наступает там,  появляются проталинки, на которых расцветают цветочки и звучат как  звонкие колокольчики.

- И краски такие же, как музыка у Прокофьева. Они как будто солнечные.

Полина Г. 7 лет

Я слышу эту музыку в картине

Дима Б.  6 лет 8 мес.

Хочу рассматривать картину под эту музыку

Каролина И. 6 лет 8 мес.

Мы с папой гуляли в деревне, когда таял лед, поэтому мне нравится эта картина.

Лера Л. 6 лет 8 мес.

Я слышу  журчание маленьких ручейков и птичьи голоса.

Вова К. 6 лет 11 мес.

Музыка помогает  увидеть и услышать приветливое журчание ручейка. Бывает , что музыка звучит  тревожно, ведь ручеек  течет и днем и ночью, на его пути разные камешки , поэтому он бурлит, как на картине.

Света  П. 6 лет 11 мес.

Когда я смотрю на картину, то слышу капельки дождя

 Маша К 6лет 9 мес.

Сейчас я вижу детей,  которые гуляют, и слышу их голоса

Каролина 6 лет 8 мес

 На этой картине я чувствую пробуждение всего живого

Владлена 7 лет

На этой картине всю землю видно. Все тает.

Тигран 6 лет. 7 мес.

Это картина вызывает у меня весеннее настроение.

Полина Г  7 лет.

У меня  лесное настроение

Настя Н. 6лет 7 мес.

У меня  картина вызывает радостное настроение

Дима Б. 6 лет 2 мес.

На картине я слышу звуки воды, ручейков , пение птиц.

Саша К 6 лет. 3 мес

Нет ответов даже   на наводящие вопросы по содержанию картин.

Никита К. 7 лет

Нет желания поделиться своими впечатлениями после просмотра картин


Результаты диагностики: Группа № 51, подготовительная, 18 детей.

Ф.И.

Понимает средства выразительности, используемые авторами для передачи эмоций.

Рассказывает о своих эмоциональных переживаниях

Проявляет интерес

Высказывает  свои эмоционально-эстетические суждения

Использует речевые и неречевые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, мимику, позы, движения, интонации)

Высказывает свои эмоционально-эстетические суждения и аргументирует их

Очень заинтересован, охотно делится впечатлениями

Эмоционально активен

Владеет способами

установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки

Уровень

Тигран А

6лет 7м

+

-

+

-

+

+

-

+

+

С

Дима Б.

6лет 2 м

+

+

+

-

-

+

+

-

-

С

Ева В.

7лет

+

+

+

+

-

+

+

+

+

В

Таня В.

6лет 10м

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В

Полина Г. 7 лет

+

+

+

+

+

+

+

+

-

В

Владлена Д. 7лет

+

+

+

+

+

_

+

+

+

В

Каролина И.  

6лет 8м

-

+

+

+

-

-

-

+

+

С

Саша К.

6лет 3м

-

-

+

-

-

+

-

-

-

Н

Маша К.

6лет9м

+

-

+

+

+

-

-

-

+

С

Никита К. 7лет

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Н

Вова К.

6лет 11 м

+

+

+

-

-

-

-

+

+

С

Арина Л.

6лет 9м

+

+

+

+

+

-

-

-

+

С

Лера Л.

6лет 8м

-

+

+

+

-

+

-

-

+

С

Вова М.

6лет 7м

-

+

+

+

-

+

+

-

-

С

Маша М.

6лет 8м

-

+

+

+

-

-

-

-

-

С

Настя Н.

6лет 7м

+

+

+

-

-

-

-

+

+

С

Коля Н.

6 лет 2м

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Н

Света П.

6 лет 11м

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

В диагностике приняло участие 18 детей.

Высокий уровень. 5 человек, что составляет 28%:

  1. Дети владеют  способами  установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки.
  2. Высказывают свои эмоционально-эстетические суждения и аргументируют их.  
  3. Ярко реагируют на произведения  искусства, используя при этом речевые средства, а также  мимику, позы, интонацию. Очень заинтересованы, замечают мелкие детали, характеризуют цвет.
  4. Охотно делятся впечатлениями, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях; понимают средства выразительности, используемые авторами для передачи эмоций.
  5. Испытывают чувство сопричастности с художественным образом.

Средний уровень: 10 детей, что составляет 56%:

  1. Дети  недостаточно владеют  способами  установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки.
  2. С помощью взрослого  анализируют произведения, кратко высказывают свои впечатления; понимают некоторые средства выразительности, используемые авторами для передачи  эмоций, кратко высказываются о своих переживаниях.
  3. Продолжительность  восприятия произведений искусства  незначительная.

Низкий уровень:  3 ребенка, что составляет  14 %.

  1. Дети  не владеют  способами  установления связи между средствами выразительности в картинах с эмоциональным содержанием музыки:  откликаются на эмоции, отраженные в произведениях, но реагирование не глубокое;  не понимают средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.  Не задерживаются ни у одной картины. На вопросы не отвечают.
  2. Переключаются на другой вид деятельности.

«Развитие  эмоциональной отзывчивости к  прекрасному в искусстве»

дети 6 лет, группа № 5, декабрь 2011 года.


                                               


Мастерская Матрешек

Программные задачи:

1.Учить детей создавать  мнимую ситуацию.

2.Формировать у детей умения перевоплощаться и принимать на себя на себя роль другого.

3.Развивать способность соотносить собственные переживания  и эмоции с чувственным содержанием художественного и музыкального образа.

4.  Закреплять эмоциональную отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста .

5.Учить реализовывать в творческих работах знания , полученные во время игры

Материал

Матрешка - игрушка, костюм бабушки, костюмы детские матрешек, атрибуты русской избы, краски, кисти,ножницы

Ход занятия

В- ль

Ребята ,я сегодня приглашаю вас в необычную мастерскую. Эта  мастерская расположилась у нас в музыкальном  зале. (Дети спускаются в музыкальный зал.)

В зале сидит бабушка( взрослый)

В-ль

Бабушка, что ты делаешь?

Бабушка

Игрушку расписываю

В-ль

А зачем?

Б-ка

А вот посмотри , нарисую глазки голубые, как небо, и мир добротою наполнится. Нарисую улыбку , и будет она весь  мир радовать.

В- ль

А из чего она сделана?

Б-ка

Из липки , и березки, просушенных на ласковом солнышке. Вот и готова моя куколка! Посмотрите!( К детям) Понравилась она вам?

Дети……………

В-ль

А как ее зовут?

Б-ка

Матрешка

В-ль

Какое имя смешное!

Б-ка

Старинное, русское

В-ль

А можно я ее возьму?

Б-ка

Конечно! Это мой подарок вам!( Уходит)

В-ль

Берет матрешку , ставит на стол, рассматривает матрешку(сарафан, платок, волосы)

В-ль

Предлагает поиграть с Матрешкой. Нарядить ее в новые наряды.

Дети сами придумывают наряды,  придумывают игровые ситуации с матрешкой.

В-ль

Так вот ты какая русская  игрушка! Ребята, я приготовила вам тоже сюрприз.( Показывает сарафаны, которые похожи на  сарафан матрешки).предлагает девочкам надеть их, превратиться в матрешек.

В- ль

А бабушка говорила, что у матрешки есть какая-то тайна.

Матрешка

Интересно?.......

Тогда слушайте. Давно это было . Жила на Руси Мастерица –Ульяной звали. Деток любила, кукол мастерила, сказки

детям рассказывала, И однажды приснился Ульяне сон. Будто говорит ей кто-то

-Здравствуй, Ульяна! Давно тебя жду. Приходи! Посмотри вокруг.  Видишь кругом небо голубое, солнце яркое, цветы белоснежные , лепестки розовые. Красота- то какая! С тех пор Ульяна всегда своих матрешек расписывала только в яркие краски.

Воспит.

Посмотрите на свои сарафаны , они тоже яркие, красивые. Нравятся они вам? Да и сами вы превратились в настоящих  русских матрешек.

Матр

Конечно, а дарят матрешек – детям. Дети – это счастье в дом. Вот и стала Матрешка символом  великой Руси, мира, добра на земле.

В-ль

Так вот она какая  игрушка русская! Будем  с ней дружить, в игры разные играть.

Танец « Гармонь моя»

На фоне музыки( 3 куплета) Матрешки представляются.

Я- Маша

Я – Таша

Я – Стеша

А я –Наташа!

Катя

А я Катюша ( делает низкий поклон) Здравствуйте! Ой , и весело как с вами ! ( Считает Матрешек)1,2,3,4,5! Так вы что вместе живете?

Матрешки вместе

Живем, улыбаемся, детей радуем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика музыкально - эстетического развития детей при подготовке к школьному обучению

   Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной ....

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях

Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Консультация даёт несколько советов родителям по приобщению детей к музыке: как правильно учить ребёнка слушать музыку, в какой форме, как...

Рекомендации по музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ с ФГТ

В данном материале даны рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию в группах коррекционной направленности....

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».

Мы живём в интересное и непростое  время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...

«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»

Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошколь...