Тема: «Не попить ли нам чайку?»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Елена Владимировна Петрова

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождения чая;
  • Познакомить детей с различными видами чая: черный, зеленый, красный;
  • Опытническим путем выяснить свойства чая: цвет, вкус, а также взаимодействие чая с различными продуктами (лимоном);
  • Дать детям представление как правильно заварить чай, а так же самостоятельно составить чайный сбор с добавлением лекарственных трав и определить его воздействие на организм;
  • Вызывать интерес к культуре русского чаепития, а также традициям разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_popit_li_nam_chayku.razvlechenie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Не попить ли нам чайку?»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождения чая;
  • Познакомить детей с различными видами чая: черный, зеленый, красный;
  • Опытническим путем выяснить свойства чая: цвет, вкус, а также взаимодействие чая с различными продуктами (лимоном);
  • Дать детям представление как правильно заварить чай, а так же самостоятельно составить чайный сбор с добавлением лекарственных трав и определить его воздействие на организм;
  • Вызывать интерес к культуре русского чаепития, а также традициям разных народов.

Материал дидактический: чай черный, зеленый, красный; чайник заварочный; лекарственные травы (мята, ромашка, пустырник, липа, зверобой, шиповник), карта географическая (глобус).

Ход занятия

      Ребята, когда к нам приходят гости, что мы делаем чтобы выразить свое доброе отношение к человеку, дружелюбие, внимание? Конечно, предложим чаю – может и проблем станет меньше, ведь культура чаепития уходит в давние времена. С давних времен люди считали, что нет ничего целебнее и вкуснее природных даров лугов, полей, лесов. Главное – уметь собрать эти дары и правильно использовать их сочетания.

     На Руси издавна существовали свои традиционные напитки. Какие вы знаете?

Это напитки из фруктов и ягод, из молока и сливок, сбитень – из меда и пряностей, квас, травяные и цветочные настои. Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой.

«Если вы замерзли – чай СОГРЕЕТ вас,

Если вам жарко – чай ОСВЕЖИТ вас,

Если вы расстроены –он вас ПОДБОДРИТ,

Если вы возбуждены – он вас УСПОКОИТ»  (ответы детей)

 Что необходимо, чтобы приготовить (заварить) чай? Из чего сделан чай?

Это чайное дерево, в форме куста, от 1 до 3 метров в высоту, для изготовления чая используют листья.

   Откуда пришел к нам чай?

Родина чая – Китай. (глобус) Еще чай произрастает в Индии, на острове Шри-Ланка, Турции, Индонезии, Вьетнаме и Краснодарском крае. (глобус)

     В Китае существует легенда. Китайский император ШЕН НАГ был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал пока закипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус, понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь раньше намеченного срока.

     Несколько тысячелетий назад возник иероглиф (в некоторых языках иероглифы использовались, для написания части или целых слов) для обозначения чая (показ). Произносится он так: «тха» или «цха», позже стали говорить «ча».

(детям предлагается сказать, как звучит слово чай на разных языках мира).

 По-португальски –чаа

По-японски – тья

По-английски – ти

По-немецки – тээ

По-французски –тэ

По-арабски- ша

По-турецки –чай

По-русски – чай

На северном наречии – цай

 Чай бывает разны по цвету: черный, зеленый, красный (показ). Оказывается один лист может дать все эти оттенки чая в зависимости от обработки.

Ребята, а вы знаете как правильно приготовить чай?

     Сначала никто не умел пользоваться чаем, заваривать его. Поэтому случались разные смешные истории.

На Руси произошло вот что…Барин поручил слуге приготовить чай. По незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой. Получил за это от барина взбучку.

     Давайте попробуем правильно заварить чай. Что для этого необходимо?

(показ способов заваривания чая, можно упомянуть, что в современном мире используют пакетики с заваркой, которые были изобретены в Америке и сделаны были из тонкой ткани)

Чай заварен, а как предпочитают употреблять чай в разных странах мира?

(рассказы детей)

Ребята, что вы можете сказать о свойствах чая?

  • Он прозрачен (сравнить с молоком)
  • Приобретает запах тех добавок, которые в него входят («Угадай, чем пахнет чай?» лимон, малина, жасмин и т.д.)
  • Приобретает вкус, добавляемых продуктов («Угадай, что добавлено в чай?» молоко, лимон, мёд и т.д.)
  • Взаимодействие с некоторыми продуктами – лимоном (осветляется)

В Древнем Китае чай называли «огнем жизни» и использовали как лекарство.

Назовите какие вы знаете способы лечения чаем?

  • Теплый чай с лимоном, черным перцем и медом – средство при ангине;
  • Чай использовали при ожогах;
  • Чай от бессонницы;
  • Промывают чаем нос;
  • Чай облегчает зубную боль
  • Настоем чая можно лечить волосы

Если в чай добавить лекарственные травы, то и чай приобретает те же лечебные  свойства.

Что за травы находятся у вас на столах? Какими свойствами они обладают?

Как называется чай, в который добавлены травы? (фиточай)

Детям  предлагается самостоятельно составить свой сбор из предложенных видов чая и трав  (липа, пустырник, шиповник, ромашка, ноготки, зверобой, мята), так, чтобы в сборе было 3-4 ингредиента и попробовать рассказать почему именно эти травы он выбрал для сбора. Подарить эти пакетики гостям.

   

     В Россию чай был завезен в 17 веке. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Беднякам он был недоступен так как стоил очень дорого. Только намного позже чай становится доступен всем и в каждой семье любили вечерком почаевничать. А из чего в старину пили чай? Отгадайте:

«Четыре ноги да ухо, один нос, да брюхо

  Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,

  К столу приглашает, всех угощает»

Это самовар. Как вы думаете, почему он так называется? Раньше самовары ставили во главу стола, а в современном мире их заменили чайники.

 

В прежние годы чай любили,

С сахаром, да медком пили-

И в прикуску и в накладку

А бывало и вприглядку.

 

  Давайте вспомним пословицы о чае:

  • Чай пить…не дрова рубить
  • Пей чай…позабудешь печаль.
  • С чая….худа не бывает.
  • Выпей чайку…забудешь тоску.

     На Руси чай подавали за столом, уставленным сладостями: это были мед, варенье, сухари, крендели, пироги.

«Что есть в печи, всё на стол мечи!»

 

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай. Сколько чаек отвечай?

 

Приглашаем всех за стол! Хоть и не богат, а гостям рад! Гость в дом, радость в нем! Приятного чаепития!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе из области «Коммуникация» на тему: «Наш Незнайка попал в беду, я на помощь к нему приду!»

Работа  по экологическому воспитанию детей направлена на формирование у детей заботливого и бережного  отношения к животному миру.  Была проведена предварительная работа с дошкольниками...

Совместная деятельность воспитателя с детьми в средней группе."Тема: Как хлеб к нам на стол попал"

Закрепить знания детей о том,что хлеб-один из самых главных продуктов питания;воспитывать уважение к хлебу как к продукту особо почитаемому людьми;побуждать проявлять доброту о другом человеке.В...

Тема: «Котенок попал в беду».

Цель:·формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;·дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человек...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Незнайка попал в беду».

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Стимулировать познавательную активность, активизировать мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике посредством ди...