музыка на художественных занятиях
статья по теме

Эстетическое отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями музыкального искусства и с различными видами музыкальной деятельности. Эстетическое отношение в

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_na_khudozhestvennykh_zanyatiyakh.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка  на  художественных  занятиях

 

Эстетическое  отношение  к  музыке – это  отражение  ее  в  сознании  ребенка, установление  взаимодействий  между  ними, это  комплекс  индивидуальных, избирательных  связей  личности  ребенка  с  произведениями  музыкального  искусства  и  с  различными  видами  музыкальной  деятельности. Эстетическое  отношение  выражает  личный  опыт  ребенка  и  определяет  его  действия  и  переживания, связанные  с  музыкой. Эстетическое  воспитание  направлено  на  развитие  способностей  дошкольников  воспринимать, чувствовать  и  понимать  прекрасное, замечать  хорошее  и  плохое, творчески  самостоятельно  действовать, приобщаясь  тем  самым  к  различным  видам  художественной  деятельности.

Одним  из  ярких  средств  эстетического  воспитания  является  музыка. Чтобы  она  выполнила  эту  важную  функцию, надо  развивать  у  ребенка  общую  музыкальность. Каковы  же  основные  признаки  общей  музыкальности?

Первый  признак  музыкальности – способность  чувствовать  характер, настроение  музыкального  произведения, сопереживать  услышанное, проявлять  эмоциональное  отношение, понимать  музыкальный  образ.

Второй  признак  музыкальности – способность  вслушиваться, сравнивать, оценивать  наиболее  яркие  и  понятные  музыкальные  явления. Это  требует  элементарной  музыкально-слуховой  культуры, произвольного  слухового и внимания, направленного  на  те  или  иные  средства  выразительности.

Третий  признак  музыкальности – проявление  творческого  отношения  к  музыке. Слушая  ее, ребенок  по-своему  представляет  художественный  образ, передавая  его  в  пении, игре, танце. Например, каждый  ищет  выразительные  движения, характерные  для  бодро  марширующих  пионеров, тяжело  ступающего  медведя, подвижных  зайчиков  и  т.д. Знакомые  танцевальные  движения  применяются  в  новых  комбинациях  и  вариантах. Дети  импровизируют  простейшие  попевки.

С  развитием  общей  музыкальности  у  ребят  появляется  эмоциональное  отношение  к  музыке, совершенствуется  слух, рождается  творческое  воображение. Переживания  детей  приобретают  своеобразную  эстетическую  окрашенность.

В  целом  при  воспитании  эстетического  отношения  детей  к  музыке  применяется  комплекс  методов, которые  усложняются  в  зависимости  от  поставленных  задач  и  возрастных  возможностей  детей. Если  вначале  чаще  применяются  приемы, предусматривающие  действия  по  заказу, по  прямой  инструкции, то  постепенно  от  детей  требуются  самостоятельные  и  творческие  действия. Впрочем, усложнение  методов  относительно. Порой  и  на  ранних  этапах  усвоения  музыкального  материала  целесообразно  применять  прием  следования  определенному  эталону  и  прием  самостоятельного  поиска  нужного  способа  решения, предложенного  педагогом  задания. Процесс  обучения  активизируется  также  разнообразием  в  построении  занятий.

В  основе  тематических  занятий  лежит  определенная  тема, которая  решается  разными  средствами, разными  путями. Подобные  тематические  занятия  могут  проводиться  эпизодически, и  они  хорошо  запоминаются  детьми.

Комплексные  занятия  названы  так  потому, что  на  одном  занятии  соединяются  все  виды  художественной  деятельности: художественно-речевая, музыкальная, изобразительная, театрализованная. Комплексное  занятие  объединено  одной  задачей – ознакомлением  с  одним  и  тем  же  художественным  образом, с  определенными  жанрами  произведений  (лирический, эпический, героический)  или  с  тем  или  иным  средством  художественной  выразительности  (форма, композиция, ритм  и  т.д.). Комплексные  занятия  дают  детям  возможность  выразить  один  и  тот  же  художественный  образ  средствами  разных  видов  искусства. Благодаря  этому  у  них  развивается  умение  самостоятельно  ориентироваться  в  поисках  новых  способов  отображения  своего  эстетического  отношения  к  окружающему. Эстетическое  отношение  находится  в  непосредственной  связи  с  уровнем  развития  способностей  к  самообучению. Показатель  развития – применение  усвоенных  способов  в  новых  условиях, в  других  видах  художественной  деятельности. В  целом  у  ребят  воспитывается  способность  к  обучаемости  именно  художественной  деятельности. Целостный  подход  к  воспитанию  эстетического  отношения  не  исключает, а, наоборот, предполагает  развитие  специальных  музыкальных  способностей. Уровень  развития  музыкальных  способностей, первоначальных  проявлений  вкуса  выступает  как  показатель  состоявшегося  художественного  развития. В  целом, если  систематически  воспитывать  эстетическое  отношение  ребенка  к  музыке, к  искусству, то  оно  проявится  в  его  заинтересованном  подходе  к  общественным, природным  явлениям, к  предметному  окружению, к  эстетике  быта. Существует  различный  подход  при  организации  детской  деятельности  на  занятиях. Фронтальная  работа  с  детьми  чаще  всего  целесообразна  при  изложении  общих  положений  (например, при  исполнении  музыкального, литературного  произведения, рассматривании  художественной  иллюстрации, показ  или  объяснения  тех  или  иных  приемов  исполнения). Дифференцированный  подход  осуществляется  путем  выполнения  одинакового  задания  небольшой  группой  (5 – 8  человек).

Очень  важен  в  работе  с  детьми  индивидуальный  подход. При  этом  учитывается, как  ребенок  овладевает  умениями  и  навыками, каким  приемом  может  быть  достигнут  наилучший  результат  в  его  развитии  на  данном  этапе. Лишь  в  условиях  сочетания  индивидуально-дифференцированного  и  фронтального  подхода  на  коллективных  занятиях  можно  добиться  оптимальных  результатов  в  обучении  детей. Учебный  предмет  «Методика  музыкального  воспитания  детей  дошкольного  возраста»  направлен  на  организацию  воспитательно-образовательного  процесса. В  центре  внимания  этого  предмета – воспитание  эстетического  отношения  ребенка  к  музыке  и  осуществление  воспитывающего  и  развивающего  обучения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста на тему: «Какая она зима»

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю, через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на...

доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"

  ДОМИНАНТНОЕ  ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»   ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Развивать умение детей определять характер, ...

Планирование комплексных занятий интеграции О.О. " Музыка" и "Художественное творчество" по группам

Разработано музыкал. руководителем ГБОУ №1739 г. Москвы Катаевой О.Д.   Комплексные занятия по восприятию музыки и ИЗО-деятельности  во 2 младшей группе     МЕСЯЦ Т...

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Какая она зима»

Программное содержание.Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эм...

Интегрированное занятие по музыке и художественному творчеству - аппликации во 2-й младшей группе. Тема: « Падают, падают листья».

Это занятие можно провести не только как непосредственную образовательную деятельность, а так же и как осенний праздник. Это занятие поможет воспитателям организовать осенний праздник, а заодно и сдел...

Интегрированное занятие во второй младшей группе (музыка и художественное творчество с учетом ФГТ) на тему «Лошадка»

Цель: учиться выполнять галоп в упражнении «Моя лошадка» муз. А. Гречанинова, учить воспринимать песню энергичного, легкого характера «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, слова Н. Кукловской, проник...

Консультация для воспитателей "Музыка на художественных занятиях"

Данная консультация поможет педагогам грамотно использовать музыкальные произведения в совместной деятельности с детьми вне музыкального занятия....