Программа кружка "БУМКА" (БУМажная игрушКА)
рабочая программа (средняя группа) по теме

Кипина Светлана Васильевна

Данная программа разработана для работы с детьми средней группы детского сада (4 - 5 лет). В ее основе лежит работа с бумагой в технике оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_bumka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

       Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу,  что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период  вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами.

      Изучив литературу, убедилась, что данный  вид деятельности не только доступен и интересен детям  дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.         Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

      Всем и каждому известна необыкновенная гибкость и, вместе с тем, - послушность простого листа бумаги. Если сложить его пополам, то получится элементарная открытка, на которой можно написать поздравление, или записная книжка. Если свернуть его с одного конца в форму, которая в обиходе носит название «фунтик», то получится кулек для сыпучих продуктов, а при желании – одноразовый стаканчик для питья. Наконец, лист бумаги, свернутый в тугую трубку, превращается в подзорную трубу, незаменимую для детских игр на морскую тематику.

      Занятия по изготовлению поделок из бумаги формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей ребенка. Ведь для изготовления отдельных деталей ладони выполняют самые разные операции – сгибают и разгибают кусочки бумаги, компонуют из них более сложные композиции, которые затем  соединяются в нужном порядке.

    Цель: способствовать развитию фантазии и творчества, конструктивного мышления и сообразительности, мелкой моторики кистей и пальцев рук, расширять игровой опыт, знания об окружающем мире, обогащать словарь детей, формировать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.  

   Задачи программы:

Обучающие 

  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формировать  умения следовать устным инструкциям.

  Обучать  различным приемам работы с бумагой.

  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
 

  Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

  Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

  Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

  Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  Расширять коммуникативные способности детей.

  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.

Тематическое планирование

Тема занятия

Цели, задачи

Оборудование

Кол-во часов

1.

Игра «Что я могу»

Знакомить детей с пластическими свойствами бумаги, которая складывается, оставляя след, легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвется, мнется, режется ножницами.

Бумага разной толщины (картон, альбомные листы, ксероксная и писчая бумага, бумажные салфетки, кусочки гофрированной бумаги), ножницы

1

2.

Игра «Веселые полоски»

Привлечь внимание детей к материалу,  продолжать знакомить с его свойствами, показать простые приемы превращений полосок, способствовать развитию творческого мышления

Полоски бумаги разной длины, ширины и цвета,

мелкие геометрические фигурки для украшения полученной поделки, клей, кисти, салфетки

1

3.

«Веселые человечки»

Продолжать закреплять умение складывать бумагу, способствовать созданию веселого настроения, развивать воображение, творческое мышление

Полоски картона 10*20, детали для оформления лица человечка (глазки, носик, рот, волосы), клей, кисти, салфетки, цв. карандаши или фломастеры

1

4.

«Домик»

Познакомить с приемом складывания домика из двух прямоугольников, способствовать развитию конструктивного мышления, сообразительности, мелкой моторики, усидчивости, вызывать интерес к результату труда

Полоска бумаги красного цвета 10*4 и полоска желтого цвета 20*8, детали для оформления домика (окна, двери), клей, кисти, салфетки

1

5.

«Ёлочка»

Познакомить детей с приемом складывания многослойного треугольника из квадрата, продолжать развивать фантазию и творчество детей, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

3 зеленых квадрата разног размера, клей, кисти, салфетки

1

7.

«Бинокль»

Познакомить детей с приемом скручивания бумаги в тугую трубочку, продолжать развивать фантазию и творчество, конструктивное мышление, аккуратность

2 полоски бумаги (длина 20 см, ширина 10 см), клей, кисти, салфетки, шерстяные нитки, шило

2

8.

«Танк»

(подарок для папы)

Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда

3 коробочки из-под спичек, зеленая бумага для оклеивания коробков, клей, кисти, салфетки, картон зеленого цвета, полоска зеленой бумаги (длина 6 см, ширина 5 см)

2

9.

«Ромашка в подарок маме»

Продолжать развивать конструктивное мышление, сообразительность, творчество, мелкую моторику, вызывать интерес к результату труда

6 прямоугольников белого цвета, желтый круг – серединка цветка, зеленые лепестки и стебель, клей, кисти, салфетки, картон – основа для наклеивания ромашки

2

10.

«Зайчик»

Показать прием складывания головы и туловища зайца из прямоугольника и квадрата, побуждать к соединению деталей, продолжать развивать конструктивное мышление, воображение и творчество детей

Прямоугольник и квадрат белого цвета, фломастеры для дорисовывания элементов мордочки, лапок, клей, кисти, салфетки

2

11.

«Лисичка»

Показать прием складывания лисички из прямоугольного листа бумаги, продолжать развивать сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа, обогащать эмоциональную сферу и словарь

Прямоугольный лист цветной бумаги, шаблон для изготовления туловища – «сарафана», детали для оформления мордочки, сарафана, фломастеры, клей, кисти, салфетки

2

12.

«Совушка - сова»

Развивать сообразительность, аккуратность, познакомить с приемом складывания совы из знакомой формы (прямоугольник), способствовать развитию речи

Прямоугольные листы бумаги коричневого или серого цвета, глаза, нос, вырезанные из бумаги, шаблон для изготовления туловища, клей, кисти, салфетки

2

13.

«Котик»

Показать прием складывания треугольника из квадрата, способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, фантазии,    

 аккуратности

Два одинаковых квадрата, клей, кисти, салфетка, фломастеры (для дорисовывания мордочки котика)

2

14.

«Щенок»

Закреплять навык складывания треугольника из прямоугольника, продолжать развивать конструктивное мышление, аккуратность, сообразительность, побуждать детей к общению в процессе работы

Прямоугольный лист бумаги коричневого, черного или оранжевого цвета, шаблон для изготовления туловища тех же цветов, язычок, глаза и нос, вырезанные из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки

2

15.

«Хрюшка»

Закреплять умение складывать из бумаги прямоугольник, развивать интерес к окружающему миру и воображение, обогащать словарь

Прямоугольный лист бумаги розового цвета, фломастеры

2

16.

«Самолет»

Научить детей складывать самолет из прямоугольного листа бумаги, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, вызывать интерес к результату

Прямоугольные листы  бумаги  разного цвета и размера

2

17.

«Машинка»

Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда

3 коробочки из-под спичек, цветная бумага для оклеивания корпуса машинки, 4 колеса из черного картона, детали для оформления машинки (фары, окна), клей, кисти, салфетки

2

18.

«Лягушка»

Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда

Коробочка из-под спичек, бумага зеленого цвета для оклеивания коробочки, детали для оформления лягушки, вырезанные из цветного картона (глаза, лапки, рот), клей, кисти, салфетки

2

19.

«Чебурашка»

Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда

Коробочка из-под спичек, бумага коричневого цвета для оклеивания коробочки, детали для оформления чебурашки, вырезанные из коричневого картона (уши, лапки), мордочка - из белой бумаги, фломастеры, клей, кисти, салфетки

2

20.

«Мухомор»

Способствовать развитию творческого воображения, конструктивного мышления, развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Картон для хранения фруктов, широкий картонный цилиндрик (от туалетной бумаги или скотча), гофрированный картон зеленого цвета, белая и красная гуашь, кисочки, клей, салфетки, баночки с водой

2

21.

«Слон»

Продолжать развивать фантазию детей, их творчество, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, аккуратности, вызывать интерес к работе с бумагой

Прямоугольник серого или белого цвета с двумя выступами (один с надрезами – хвост, другой чуть шире для приклеивания к нему головы), жатая бумага оранжевого цвета, кружочки красного цвета, звездочка зеленого цвета, фломастер или карандаш черного цвета, клей, кисти, салфетки бивни, вырезанные из белой бумаги

2

22.

«Наручные часы»

Продолжать развивать фантазию детей, их творчество, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, аккуратности, вызывать интерес к работе с бумагой

Полоска гофрированного картона  красного цвета, 2 круга вырезанные из черного и коричневого картона (диаметр черного на 2 см больше), на коричневом круге заранее написаны цифры как на циферблате часов, вырезанные из белой бумаги стрелки, клей, кисти, кусочки липучки, степлер

2

Список используемой литературы

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие модели оригами для детей. – М.: М.: ООО Издательство «Дом. XXI век», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 240 с., ил. (Серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 241 с. – (серии « Учимся играючи», «Азбука развития»).
  3. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с. 9Серия «Вместе с детьми».
  4. Соколова С. Азбука оригами. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. – 432с.: ил.
  5. Т. Майорская Оригами для всей семьи.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», издание на русском языке, 2005.
  6. Анна Ллимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006. – 32с.
  7. Анна Ллимос. Бумага.  Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Мир русской народной игрушки" для детей 5-7 лет.

Программа "Мир русской народной игрушки" предназначен для детей 5-7 лет и включает четыре основных блока. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания заняти...

Рабочая программа кружка "БумКа" (бумажная игрушка)

данная программа расчина на старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет....

Сценарий игровой программы «День игры и игрушки»

Сценарий игровой программы для детей 5-7 лет....

Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В п...

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Программа кружка «Мягкая игрушка »

Программа кружка«Мягкая игрушка »...