Познавательные игры
учебно-методическое пособие на тему

Бабаджанова Светлана Якубовна

Яркость, эмоциональность и разнообразие- вот три основные направления, по которым должны проводиться познавательные игры в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_igry.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные игры

Яркость, эмоциональность и разнообразие-вот три основные направления, по которым должны проводиться познавательные игры в детском саду.

   Ребенок, начиная с ясельного возраста, нуждается в том, чтобы все понятия и знания в его маленькой голове укладывались в систему, чтобы потом ему было легче постигать разные мудрые истины. Это означает, что жизнь ребенка с самых малых лет нужно наполнить интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новым и неизведанным.

«Маша обедает»

Ведущий. Час обеда подошел, села Машенька за стол. (Куклу посадите за стол.)

Собака. Гав, гав, гав!

Маша. Кто это к нам?

Собака. Это я, ваш верный пес,

Ваш Арапка – черный нос,

Денть и ночь я дом стерег,

Наработался, продрог,

Не пора ли обедать?

Кошка. Мяу-мяу!

Маша. Кто ж теперь к нам царапается в дверь?

Кошка. Это ваша кошка Мурка,

Мурка - серенькая шкурка,

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала.

Наработалась, устала.

Не пора ли нам обедать?

Курица. Куд-куда, куд-куда!

Маша. Кто еще спешит сюда?

Курица. Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая,

Я не ела, не пила-

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Ведущий. Маша всех зовет к столу.

Мойте лапки хорошенько,

Будет каждому обед:

Псу Арапке,

Кошке – царапке,

Курочке Рябе.

Собачке – в миске.

В блюдечке – киске.

Курочке – несушке дадим пшена в черепушке.

А Машеньке – в тарелке,

В глубокой, а не в мелкой.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба,

А на сладкое – компот.

Пообедали – ну вот.

Что должны сказать?

(Все дружно): Спасибо!

    С помощью таких потешек, которые могут прозвучать из уст любимой детской игрушки, малыши знакомятся с элементарными понятиями. В познавательных целях можно использовать любую потешку, песенку или стихотворение.

«У медведя во бору»

    На одну из стен нужно повесить панно, на котором изображен летний лес, а в дали деревня. Возле стены можно поставить картонные ёлочки разной высоты, кустики, пенёчки, грибы. Под стульчиками-плетённые корзинки.

    Вариант этой игры возможен и на природе. Тогда декорации следует подбирать в зависимости от условий.

    В зал входит Алёнушка.

    Алёнушка. Здравствуйте, мои милые, мои пригожие!

    Солнышко-то как припекает – ягоды в лесу созревают.

    Спешила я к вам, поспешала, всех вас в лес по грибы да по ягодам звать. Пойдёте? (Обращается к одной из девочек.)

    Собирай, Таня, подружек, да не забудьте прихватить с собой корзиночки да лукошки. А чтобы не было скучно по лесу шагать нашим ножкам, будем мы идти да приговаривать.

    (Алёнушка с ребятами двигается по залу и приговаривают.)

    МАЛЬЧИК. Ножки, вы, ножки,

    Куда вы бежите?

    ДЕВОЧКА. Пробегу по бору,

    Тебе ягод наберу:

    Черну чернику,

    Алу  землянику

    АЛЁНУШКА. Ну вот мы и пришли на полянку.

Отгодайте мою загадку.

    Сидит в траве Алёнка

    В красной рубашонке,

    Кто мимо идёт-

    Всякий поклонится.

    АЛЁНУШКА. Правильно, это земляника. Чтобы полную корзинку набрать, надо каждой ягодке до земли поклониться. Давайте собирать ягоды.

    (Все собирают ягоды. Звучит музыка.)

   АЛЁНУШКА. Все полные лукошки набрали? Теперь и отдохнуть в тенёчке можно на травке-муравке. (Все садятся на стульчики и отдыхают, после чего снова встают.)

   АЛЁНУШКА. Ну, Ванечка, собирай всех своих друзей-приятелей, в лес за грибами пойдём. (Идут и приговаривают.)

       За дубами, за лугами

       Шла деревня за грибами

       Старушки-по волнушки,

       Старички-по сморчки,

       Ребятки-по опятки.

   АЛЁНУШКА. Ну вот мы и добрались до лесной опушки. Давайте собирать грибы. Только вот, не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь. Много грибов тот найдет, кто под каждую елочку заглянет, под каждый кустик посмотрит да будет приговаривать:

      Грибок-грибок,

      Поставь в лобок,

      Поставь в лобок,

      Полезай в кузовок.

(Все ходят по залу, присаживаются, делают вид, что собирают грибы.)

АЛЕНУШКА. Давайте спросим у Ванечки, много ли он собрал грибов?

Ваня, Ванечка!    

Куда  ходил?

ВАНЯ. В лесочек!

АЛЕНУШКА. А что ты там видал?

ВАНЯ. Пенечек!

АЛЕНУШКА. А что там под пенечком?

ВАНЯ. Грибок! Я его хвать - да в кузовок!

АЛЕНУШКА. Хорошие вы грибники. Давайте теперь отдохнем. (Все садятся на стульчики.)

АЛЁНУШКА. Отгадали вы мои загадки, отгадайте и ещё одну.

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят и овец ищет.

АЛЁНУШКА. Отгадали? Правильно, это волк! А наш волчок маленький, сейчас мы с ним поиграем.

      (Надевает любому мальчику шапку волка и выводит его на середину комнаты. Остальные встают в круг.)

      Волк-волчок,

      Шерстяной бочок,

      Через ельник бежал,

      В можжевельник попал.

      Зацепился хвостом,

      Ночевал под кустом.

      (В это время волк бегом двигается по кругу, огибая каждого из детей. Обегает одного и присаживается на корточки.)

      По желанию детей вы можете повторить игру. Ребёнок в качестве медведя - спит на коврике.

      АЛЁНУШКА. Давно мы по бору гуляли, а медведюшку не встречали. Да вот он лежит, наелся спелой малины и спит. Давайте поиграем-ка с ним.

     (Проводится игра «У медведя во бору».)

     Медведь, которого выбрали жеребьёвкой, живёт в лесу. Дети идут в лес

за грибами  и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!                            

Медведь постыл

На печи застыл.

        Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот он неожиданно бежит за играющими и старается их поймать.

Пойманный становится медведем.

        В зависимости от поведения медведя дети могут не сразу бежать в свой дом, а поддразнить его песенкой.

        АЛЁНУШКА. Не пора ли нам по домам? Вот и солнышко заходит за лес. До свидания, мои милые, мои пригожие.  

«Летает – не летает»

      Дети идут в колонне по кругу. Воспитатель называет различные предметы. Если предмет летает (например, самолёт или птица), то дети должны поднять руки в стороны и взмахнуть ими, как крыльями. Если предмет не летает (например, диван или слон), то игроки не должны поднимать рук. Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим.

«Запрещенное движение»

      Дети встают в круг на расстояние вытянутых рук. Воспитатель стоит в центре круга и показывает детям движение, которое выполнять нельзя, - это «запрещенное» движение. После этого воспитатель начинает выполнять различные движения, а дети должны повторять их за ним. Если воспитатель показывает «запрещенное» движение, то дети не должны его выполнять. Тот игрок, который выполнит «зарещенное» движение, считается проигравшим.

 

«Больше-меньше»

Поспорили жук и паук-

У кого больше ног и больше рук.

Жук говорит:

-У меня их шесть!

А паук говорит:

 А у меня не счесть!

И хотя у него их восемь.

Помогите им с этим вопросом:

У кого же из двух

Больше ног, больше рук?

    Инсценировка такого стихотворения в совокупности с яркой и красочной наглядностью или декорациями прекрасно поможет воспитателю научить детей различать эти понятия.

Литература:

Новикова Е.И.  Современный справочник воспитателя детского сада.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Пособие для воспитателя детского сада под редакцией Ф.А. Сохина

Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной игры КВН для детей старшего дошкольного возраста ОНР

Данный конспект позволяет систематизировать и обобщить знания детей о физических свойствах явлений природы в форме интересных игровых заданий....

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Изготовление игр по познавательному развитию «Бросовый материал +фантазия =познавательные игры»

laquo;Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл ...

Конспект познавательной игры по ТРИЗ в первой младшей группе детского сада Тема игры: "Встреча с собачкой"

ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная системавоспитания и развития мышления человека,которая подразумевает активное и одновременноеразвитие у детей процессов мышления, речи ивоображения,п...