Развитие творческих способностей дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Куксова Наталья Александровна

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове​ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Дети стали менее чувствительные, меньше думающие, менее творческие. Сегодня дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Проведённый теоретический анализ актуализировал необходимость экспериментальной проверки у детей старшего дошкольного возраста степени развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx66.34 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове​ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Дети стали менее чувствительные, меньше думающие, менее творческие. Сегодня дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Проведённый теоретический анализ актуализировал необходимость экспериментальной проверки у детей старшего дошкольного возраста степени развития творческих способностей.

Цель исследования – влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – если в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

3. Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

4. Провести исследовательскую работу, подтверждающую влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности.

Глава I. Театрализованная деятельность как особый мир дошкольника.

1.1. Понятие «творческие способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде​ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо​жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятиями творчества и творческой деятельности. Под творческой деятельностью следует понимать такую деятель​ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но​вое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос​производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Итак, творческие способности лежат в основе творческой деятельности, результатом которой является создание новых образов или действий.

1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на во​просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест​вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са​мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато​мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра​боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре​дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув​ствительности и пластично​сти к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможно​стей для развития. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на​чинается развитие.

Если созре​вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син​хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из воз​можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в "момент" созре​вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис​пользуются, то есть со​ответствующие способности не развиваются, не функ​ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Ники​тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо​собностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз​витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре​ва​ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне​нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати​мость про​цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож​денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до​школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока​зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно​стей.

Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во​влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире​нию дет​ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо​сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь​ников более сво​бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав​лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо​димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным пе​риодом для разви​тия творческого воображения.

Воображение играет в психической жизни дошкольника исключительно важную роль. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий .

Недоказанной остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И всё – таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более лёгкий «отлёт» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь чёткой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребёнка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьёз боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слёзы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страз воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».

Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей и игра ребенка – это не простое воспоминание о пережитом, но и творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно​стей к творчеству, т.к. именно в этом воз​расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна​вать окружаю​щий мир.

1.3. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5 - 7 лет средствами театрального искусства

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю​щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно​сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест​ный амери​канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече​ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы​ваемое дивергентное мышление.Люди, обладающие таким ти​пом мыш​ления, при решении какой – либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина​ции из элемен​тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо​бенностями:

–​  быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

– гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;

– оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще​принятыми);

– законченность – способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за​конченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му​зыкантов выделяет следующие творческие способности:

– способность видеть проблему там, где её не видят другие;

– способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно​шении символы;

– способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

– способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

– способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

– способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

– гибкость мышления;

– способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

– способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

– способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю​даемое из того, что привносится интерпретацией;

– лёгкость генерирования идей;

– творческое воображение;

– способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль​ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос​новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече​ской истории.

– реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело​век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче​ских категорий;

– умение видеть целое раньше частей;

– надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;

– экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно созда​вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры​тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про​анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос​питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго​ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком​понентов творческого по​тенциала человека составляют следующие способно​сти:

– способность рисковать;

– дивергентное мышление;

– гибкость в мышлении и действиях;

– скорость мышления;

– способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

– богатое воображение;

– восприятие неоднозначности вещей и явлений;

– высокие эстетические ценности;

– развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав​ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на раз​личие подхо​дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во​ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор​ческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

– развитие воображения;

– развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи​ческая обстановка и наличие свободного времени. Условием ус​пешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи​ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от​крытий. Важно постоянно сти​мулировать ребенка к творчеству проявлять со​чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не​свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби​хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре​бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме​шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме​шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со​хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до​казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до​школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, школы ис​кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создаёт условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка – дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребёнка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

В специальном исследовании, посвященном формированию театрального творчества, Л.С. Фурмина даёт такое определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединённых единым замыслом». Она высказывает мысль о том, что если в театрально – игровой деятельности сочетаются три направления – сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно – творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения и эффективного воображения.

Понятие театрализованной деятельности

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями – сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Зарубежные и отечественные психологи отмечают высокую роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально – игровая деятельность, театрально – игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.

Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребёнка. Нет основания утверждать, насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью, отрицая при этом возможности творческих проявлений детей в театральных играх.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что совместная творческая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов (1896 – 1965), – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

– создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

– приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

– обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

– создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности дошкольников

Организация детской художественно – творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако, работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной творческой деятельностью. Становление творческой личности ребёнка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно – эстетического воспитания.

Содержание совместной театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры – драматизации;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Совместная театрализованная деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Её задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данной совместной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально – эмоциональное развитие детей.

Содержанием совместной театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж), проигрывание ролей в парах.

Во время совместной деятельности необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем, при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними, в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля, переход игры на другой, более сложный творческий уровень, упражнения, этюды.

Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно – эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности. Одним из условий развития творческих способностей детей является соответствующая организация работы

Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и в вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по – разному, в зависимости от содержания совместной деятельности..

Совместная деятельность

Совместная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Её содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально – эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием такой совместной деятельности является не только знакомство с текстом, какого – либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованной совместной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребёнок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.

Индивидуальная работа

Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Выдающийся режиссёр и актёр К. С. Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребёнка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно – пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей… Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому, при проектировании предметно – пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально – личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально – психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую – либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Развлечения

В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребёнка. Оно осуществляется при занимательной деятельности по изобразительному искусству, по развитию речи, при совместной музыкальной деятельности. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Праздники

Праздники, также как и развлечения должны доставлять радость и давать возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно – речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Кружковая работа

Также одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, танцевального, сценического) и многое другое.

В дошкольном учреждении имеется педагог – руководитель детского театра, который не только реализует эти задачи, но и корректирует действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности, привлекает их к активному участию в работе над играми – представлениями (вплоть до участия в них в роли «актеров»).

Руководитель театрализованной деятельности проводит работу с детьми, желающими ходить в кружок. Руководитель кружка ставит перед собой цель – не ограничиваться сценарной, режиссёрской и постановочной работой с детьми – «актерами», а красной нитью через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.

Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что различные формы организации театрализованной деятельности способствуют развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Некоторыми из условий ус​пешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д., предоставление детям возможности высказаться, проявить внутреннюю активность. Также условием развития творческих способностей является правильно разработанная предметно – пространственная среда.

Глава II. Исследовательская работа по изучению влияния театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1. Определение уровня развития творческих способностей детей.

На основе изученного теоретического материала мы провели практическое исследование в группе «Ежата» МДОУ «Сказка» города Вихоревка. В группе 26 детей, из них – 11 мальчиков, 15 девочек. Для проведения исследования были отобраны 10 детей, из них 4 мальчика, 6 девочек.

На первом этапе была поставлена следующая цель: выявить уровень развития творческих способностей детей. Для исследования были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую​щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих реше​ний, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значи​мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре​бенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2):

– развитие реализма воображения у 52% детей находится на низком уровне, у 32% детей – на среднем, у 16% детей – на высоком.

– развитие такой способности как надситуативно – преобразова​тельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% – на среднем уровне, и 38% детей – на высоком.

– способность видеть целое раньше частей у 10% детей развита на низком уровне, у 30% детей развита на среднем уровне и у 60% детей – на высоком.

Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (80 %).

В процессе наблюдения за деятельностью детей можно было увидеть, что дети мало проявляли творчество, были скованы, не всегда умели выполнять действия с предметами, пользоваться различными видами театров. У детей было плохо развито воображение, с неуверенностью и с неохотой включались в деятельность, перевоплощались в художественные образы. Дети не могли действовать согласованно, не умели строить простейший диалог.

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей в начале учебного года, но и определить направления работы с данной группой.

2.2. Работа по развитию творческих способностей детей

На основе полученных результатов была выстроена работа по развитию творческих способностей детей. Для того, чтобы достичь поставленные цели, мы наметили перспективный план работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), включающий использование различных видов театров. Перспективный план разработан с учётом возрастных особенностей детей старшей группы.

Проводя коллективные развивающие игры, нам приходилось создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными, почти во всех играх мы делили детей на несколько команд или на исполнителей и зрителей. Причем роль ведущего во многих играх выполнялась ребёнком. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

Также мы предлагали детям следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.

Нафантазировав предлагаемые обстоятельства к определённым действиям, дети переходили к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. Для этюдов мы предлагали темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.). Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришёл, когда, почему, кто, зачем? Также мы предлагали детям придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по – разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по – разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети и самостоятельно и с нашей помощью придумывали место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывали свои этюды.

Первые проигрывания этюдов вызвали у некоторых детей затруднения. Миша Ц. и Диана К. не смогли передать мимикой и жестами отрицательные эмоции. Илья Д. с неохотой включался в происходящие действия. Часто отказывался показать те или иные эмоции.

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи помогают детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию). Они учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чём говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее. При первых встречах с детьми при общении было выявлено, что у Насти Д. и Даши Ж. не было чёткого произношения слов, речь была сбивчива.

Для многих детей, с которыми мы работали, характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи (Илья Д.), отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов (Алёша П.). Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. В старшем дошкольном возрасте ещё неокончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры мы включали в каждую совместную творческую деятельность, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.

Прежде всего, мы учили детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач, акцент делался то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию, или высоту звучания. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актёрских тренингов.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это весёлая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, чётко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно чётко, громким шёпотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами. С точки зрения исполнительской деятельности мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищённо, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребёнок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определённой интонацией.

Так же работая над культурой и техникой речи детей, в свою работу мы включали творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнёром, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы старались соблюдать несколько основных правил:

​ не перегружать детей;

​ не навязывать своего мнения;

​ не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

​ предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью.

Всю работу с дошкольниками над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:

​ Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

​ Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

​ Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

​ Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов.

​ Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

​ Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

​ Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

​ Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

​ Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Первый этап работы над пьесой связан с её выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой была эмоционально насыщенна: рассказ сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия.

Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно мы стремились, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовали упражнения с куклами, в которых дети импровизировали поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешал сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняло свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя нашу поддержку, они стали действовать более естественно и уверенно, а их речь стала разнообразнее и выразительнее.

Четвёртый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой – либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучал много раз, это позволило детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяли отдельные эпизоды. В этот период уточнялись предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркивались мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее.

Мы со своей стороны, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, наметили по 2 – 3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» – или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой – то жизненный эпизод, когда ребёнку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и чёткости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто – то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий – медленно, уверенно, четвертый – сварливо, пятый – сердито и т.д.

Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Отвечая на наши вопросы, что было хорошо, а что – нет, дети учились оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечали выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старались указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если всё в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссёра. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по – разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей мы использовали специальные игры, в которые дети играли в свободное время. Перед детьми мы ста​вили различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти​мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Мы всячески поощряли творческий подход де​тей к решению любой проблемы. Упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

2.3. Анализ результатов практического исследования

Для выявления результатов в процессе работы мы использовали те же диагностические методики, что и на первом этапе. Анализ и обработка проведённого исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 2а) показали, что в поведении детей произошли изменения.

Проведённая работа позволила достичь определённых результатов. Дети стали более раскрепощённые, стали проявлять импровизацию при манипулировании куклами или игрушками, стало более развитым воображение, стали более активно включаться в деятельность. Дети усовершенствовали свои исполнительские навыки, более уверенно стали перевоплощаться в художественные образы, стала более развита интонационная выразительность, дети научились снимать напряжение с отдельных групп мышц. У детей стало выраженным желание играть с театральными куклами. У детей улучшилась дикция, дети научились правильно брать дыхание, регулировать силу и диапазон своего голоса.

Анали​зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе​ния. В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ​альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст – сенситивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу​ществляться эта работа. Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы за​нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль​шое количество методических разработок.

Развивать творческое воображение можно не только в ходе занимательной деятельности. Ог​ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст​вие с раз​личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 5 – 6 лет продолжает складываться сюжетно – ролевая игра, которая предостав​ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко​торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребёнок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под​черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди​телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ​альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по​чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ​хо​димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф​фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена​правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су​щест​вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ​ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости​гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ​ностей пяти – шестилетних дошкольников. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во​ображе​ния. Для исправления сущест​вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек​тивное развитие творческих способностей дошкольников:

– введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

– на специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да​вать детям задания творческого характера.

– управление взрослыми детской предметной и сюжетно – ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

– использование специальных игр, развивающих творческие способ​ности детей.

– работа с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности лежат в основе творческой деятельности, результатом которой является создание новых образов или действий.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно​стей к творчеству, т.к. именно в этом воз​расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна​вать окружаю​щий мир.

Для развития творческих способностей ребенка необходимо создание комфортной психологи​ческой обстановки и тёплой дружелюбной атмосферы, наличие свободного времени, а также правильно подобранных соответствующих методов обучения.

Театральная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно – творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Для умелого управления процессом воспитатель должен владеть основами актерского мастерства, основами режиссёрских умений, должен понимать и разбираться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Различные формы организации театрализованной деятельности способствуют развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...