ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
консультация на тему

Искандарова Аделина Геннадьевна

«Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, - говорил известный российский ученый Д.С. Лихачев, _ она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

«Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, - говорил известный российский ученый Д.С. Лихачев, _ она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам» (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989). Сомнения в правильности этого высказывания вряд ли у кого возникнут. Однако, я думаю, имеется в виду не только художественная литература. Для приобретения обширного опыта человеку нужны разные книги, в том числе научно-популярные и энциклопедические.

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Детская научно-познавательная и энциклопедическая литература может быть полезна в этом отношении. Однако ее потенциал педагогами не используется. Каковы причины этого явления?

Во-первых, книга уже давно не является единственным источником информации о мире, растет число детей, не желающих читать. Их литературный опыт ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Одним из ярких компонентов современной среды являются масс-медиа, и как бы ни был мал ребенок, они оказывают большое влияние на его представления об окружающем. Появляется необходимость пересмотра организации пространства таким образом, чтобы книга и новейшие средства коммуникации (телевидение, видео, Интернет) могли в нем мирно сосуществовать, не отменяя и подменяя, а дополняя и упорядочивая друг друга, оказывая комплексное развивающее воздействие на ребенка.

Во-вторых, дошкольный возраст - это возраст подражания. И оттого, как общаются с книгой окружающие малыша взрослые, зависит, станет ли он в дальнейшем обращаться за знаниями к литературе. Что читать детям-дошкольникам решают родители и педагоги. Их выбор определяется книжным рынком. На прилавках изобилие: небольшие брошюры, увесистые, разукрашенные, как драгоценные ларцы, подарочные книги-фолианты, книжки-малышки и игрушки, раскраски. Ассортимент научно-познавательной и энциклопедической литературы необыкновенно широк, способен удовлетворить любые вкусы, рассчитан на разные возрастные группы читателей, уровни их развития и финансовые возможности родителей.

Современные научно-познавательные издания содержат множество мини-сообщений, описательных рассказов, ярких иллюстраций и фотографий. Игровой элемент делает процесс познания увлекательным. Однако без участия заинтересованного взрослого познавательный потенциал научно-популярных изданий остается нереализованным, да и использование традиционной технологии общения с книгой (рассматривание иллюстраций, эпизодическое чтение ребенку текстов, обучение грамоте) здесь неприемлемо. Нужны иные подходы к ознакомлению ребенка с информационной книгой. Необходимо обучать педагогов и родителей технологиям общения с ней.

В-третьих, не учитывается сензитивность возраста, для которого характерно интенсивное развитие познавательного интереса ко всему окружающему, в том числе к книге как источнику знаний о мире. К пяти годам у детей накапливается значительное количество информации, которая служит своеобразной «материальной базой» для развития познавательных процессов. Ребенку все интересно, его все манит, но он не в состоянии правильно и глубоко осознать происходящее, переработать поток информации. Возникает противоречие между познавательными потребностями ребенка и возможностями осмысления поступающей информации.

Исследователи подсчитали, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. И происходит это не потому, что ребенок получил ответы на все вопросы, а потому, что привык их не получать. Если взрослые не могут или не хотят объяснить дошкольникам то, что их интересует, детская любознательность пропадает. У ребенка формируется пассивная позиция, а в будущем - отказ от решения сложных как учебных, так и жизненных задач.

Поэтому, необходимо обратить внимание на познавательные потребности и запросы детей, создать условия для их удовлетворения.

Работая над решением этой проблемы в нашей группе мы поставили и решаем следующие задачи:

1.   Познакомить детей дошкольного возраста с различными источниками информации и способами работы с ними.

2. Научить ориентироваться в мире книг, в том числе научно-познавательных и энциклопедических, самостоятельно находить ответ на возникающий или поставленный вопрос.

3.  Помочь дошкольнику осознать новую для него информацию.

Научно-познавательная и энциклопедическая литература используется нами  как источник знаний, эмоциональных впечатлений, средство развития познавательного интереса детей. Во время непосредственно-образвательной деятельности часто обращаемся к научно-популярным книгам природоведческой, исследовательской, валеологической направленности.

Для научно-познавательных изданий отвели отдельное от художественной литературы полку («Полочка умных книг»).  Книги, разнообразные по тематике,  расположили таким образом, чтобы они были доступны дошкольникам. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, выбрали для работы научно-познавательные книжки-картинки, книжки-игрушки, книжки-панорамы, книжки с игровыми занятиями, фотокнижки. Такая литература удобна, содержание книги раскрывает одну из тем, например «Тело человека», «Птицы», «Космос», «Природа нашего края» и т.д.

В настоящее время в работе с детьми используется следующая литература:

  1.  История человечества.
  2. Энциклопедия природы для малышей.
  3. Чудесная планета Земля.
  4. Ямальский меридиан.
  5. Зоология в картинках.
  6. Кто и как в мире животных двигается.
  7. Кто и как в мире животных охотится.
  8. Кто и как в мире животных строит.
  9. Сокровища России.
  10. Чудеса света.
  11. Первые вопросы и ответы о природе.
  12. География.
  13. Живой мир в вопросах и ответах.
  14. Н.Дудников. Мой дом Север.
  15. И.Е.Светлова. Логика.
  16. Н.Н.Павлова. Как научить детей считать.
  17. Ноябрьск и ноябрьцы.
  18. Серия - Моя первая энциклопедия:

Животные.

Человек.

Растения.

Динозавры.

История.

  1. Растительный мир в картинках.
  2. Азбука здоровья.
  3. Грамматика.
  4. Наша погода.
  5. Красные книги России:

Чудеса природы.

Растения.

Животные

  1. Тело человека.
  2. Космос.
  3. Детям о космосе.
  4. Моя родина Россия.
  5. О.Д.Ушакова. Великие ученые.
  6. О.Д.Ушакова. Великие писатели.
  7. О.Д.Ушакова. Великие композиторы
  8. О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.
  9. О.Д.Ушакова. Мудрые мысли мудрых людей.
  10. Г.Юдин. Букваренок.
  11. Л.Стрелкова. Войди в тридесятое царство.
  12. В Степанов. Учебник для малышей.

Литературу отбирали в соответствии со следующими требованиями:

1. Научность, актуальность предлагаемой информации, доступность детскому пониманию. Изложенные в книге сведения должны обладать определенной степенью новизны и проблемности.

2. Объем статей должен быть небольшим, а содержащиеся в них определения и формулировки - четкими и лаконичными.

3.  Издания должны быть эстетически привлекательными, вызывать в душе ребенка эмоциональный отклик.

4.  Содействовать воспитанию и развитию дошкольников.

Работа по формированию познавательного интереса к научно-популярной и энциклопедической литературе ведется в тесном контакте с родителями, в ходе которого мы с родителями обмениваемся разнообразной информацией, налаживает отношения, объединяем усилия для достижения общего результата.

Начали с того, что организовали в родительском уголке рубрику «Мы хотим узнать как можно больше!». При изучении той или иной познавательной темы в мини-афише мы размещаем вопросы и задания. Например,

мы хотим узнать как можно больше!!!

Дорогие наши мамы и папы!

С 12.11. по 16.11

лексическая тема

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о них

Мы надеемся на вас!

Приходя в группу, ребята приносили книги, подобранные по тематике. У них появилось желание не только узнавать что-то новое, но и делиться со сверстниками своими знаниями.  Заинтересованность близких, их положительная оценка придает малышу уверенность, содействует формированию познавательных потребностей. Родители в свою очередь узнают, с какой темой дети знакомятся в детском саду!

Рассматривая, изучая познавательные книги дети  узнают интересные сведения. Их интересы выходят далеко за рамки очерченных программами познавательных тем. Такие рассказы и беседы надолго остаются у детей в памяти, переосмысляются в игре и выводят их на новый творческий уровень общения с книгой.

Общение с книгами часто стараемся сочетать с игровой и поисковой деятельностью. Для этого мы создаем ситуации «незнания» или неуверенности в правильности ответа на поставленный вопрос. Например, детей интересует, как появилась книга. Естественно, мы знаем как зарождается книга, но наша задача сделать так, чтобы дети сами нашли ответ, обратившись к книжной познавательной полке. Для начала диалога мы высказываем свое мнение, затем внимательно выслушивает мнения детей, предоставляя каждому возможность высказаться. Ребята учатся терпеливо слушать взрослых и сверстников, сдерживать свои импульсивные побуждения, согласовывать действия. Если высказаны все мнения, а решение на найдено, остается одно - обратиться к «умной» книжке, где можно найти ответ практически на любой вопрос. Дети вместе с воспитателем размышляют о том, в какой научно-познавательной книге можно узнать об интересующей их информации. Находят информацию, читают, обсуждают. Свобода в выборе литературы и регулярное обращение к ней за ответом на возникший вопрос формирует умение ориентироваться в мире книг и находить нужную информацию.

Большая роль в стимулировании познавательного интереса у дошкольников принадлежит беседам о прочитанном. Они помогают детям пережить и осмыслить услышанное, уяснить значение новых слов, глубже понять то, о чем шла речь.

Полученная информация конечно должна иметь практическое применение. Поэтому мы предлагаем детям  рассказать в рисунках о том, что они узнали, сделать подарок, выпустить познавательный журнал или газету, показать театр, оформить выставку...

Надеемся, что данная информация поможет вам в достижении поставленных целей в работе с детьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...

«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду».

На сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Особенности работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаРанний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети на...