Игрушки
методическая разработка на тему

Индюкова Карине Сергеевна

Методические рекомендации по игрушкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_igrushkam.docx535.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к подбору игрушек для разных возрастных групп

В методических рекомендациях представлены требования к подбору и содержанию игрового материала для детей разного возраста. Материал может быть использован в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений и как рекомендации для родителей.

Содержание:

Введение

  1. Требования к  подбору и содержанию игрушек для детей раннего возраста
  2. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей младшего дошкольного возраста
  3. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей среднего дошкольного возраста
  4. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной группы
  5. Кукла и её потенциал
  6. Рекомендации для родителей

Введение

История детской игрушки

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать,  что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.

Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные ноги и руки, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных  глиняных кукол, изображающих животных, было в античном мире. Например, любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов.

Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Игрушки  Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени. Название дымковских игрушек восходит к названию села Дымково. Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки.

Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т.д. оценивалось взрослыми. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии – ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов.

Постепенно игрушки становились все более разнообразными – детишки играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрешками, перчаточными куклами, фигурками зверей и птиц, кубиками,
деревянными машинками и корабликами.

Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном
выборе можно очень легко заблудиться.

Просто игрушки ?

Иногда о каком-нибудь незначительном, пустячном деле говорят: «А! Это просто игрушки!». Игрушки — пустяк? Что ж, пусть те, кто так считает, попробуют представить, что все игрушки вдруг исчезли с лица Земли. Растаяла погремушка в руках у малыша, на глазах у хозяек испарились миллионы кукол в любовно сшитых платьицах, ребята во дворе остались без мячиков и скакалок, исчезли уютные плюшевые медведи, опустели полочки с нарядными матрешками и забавными статуэтками из Гжели и Дымкова, не стало кукольных театров...

«Да это же просто сюжет для фильма ужасов!» — воскликнете вы, и будете правы. Мир стал бы скучным и безрадостным. Но дело не только в этом. Игрушки запечатлели в себе историю

человечества. Они — ее очевидцы и свидетели. Проследив за изменениями куклы, мы увидим, как человек взрослел. Изделия народных промыслов расскажут об отношениях человека с природой, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере. Армии оловянных солдатиков — о сражениях всех веков и народов. Машинки, корабли и самолеты — о развитии технической мысли. Механические игрушки — свидетельство ума и изобретательности человека творца. И так далее, и так далее...

А еще игрушки — воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки — интеллект и воображение. И этот перечень можно продолжить еще и еще. Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами художниками. Тогда они становятся произведением искусства. Вот такая это серьезная вещь — игрушка! И в то же время самая веселая! Не зря же игрушки в старину называли «потехами», а еще «балясами» да «тарарушками», что так и переводится — веселые, сказочные, забавные. И серьезная, и забавная? Да, эти игрушки вообще не перестают удивлять. Они полны сюрпризов и неожиданностей. Большинство из них, кстати сказать, раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была Богиней. Мяч — священным предметом. А погремушка

со свистулькой — грозным орудием в борьбе с нечистой силой, злыми духами. Теперь вы уже не удивитесь, узнав, что этот «пустячок» изучают такие серьезные науки, как история, педагогика, искусствоведение, этнография. Что о них снимают фильмы, пишут пьесы, музыку и книги.

Что такое «Кукла»

Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

По-японски кукла — «нинте», что так и переводится — «образ человека».

Пожалуй, точнее не скажешь. Договоримся, что будем считать куклой любую скульптурку, фигурку, «штуковинку», которая изображает человека и служит для игры — ритуальной или детской. Это позволяет проследить историю куклы с самых древних времен. Ведь детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились только немногим позже, чем сам человек. То есть тогда, когда человек встал на ноги, освободив тем самым руки для работы и... искусства.
Первобытный человек находился в растерянности. Все, что происходило вокруг него, было непонятным, а часто — пугающим. С неба лилась вода и падал огонь, который мог сжечь хижину. Разлившиеся реки «нападали» на человека и его хрупкое жилье. Всемогущее солнце то ласково согревало, то немилосердно жгло и лишало урожая. Грозный и невидимый ветер рушил хижины и валил деревья.
Кто все это устраивал? Конечно, какие-то высшие и могущественные существа — боги.
И люди дали им имена и создали их портреты и скульптуры, чтобы было кому поклоняться, кого просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы, истуканы — изображения богов. Чаще всего их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.
Когда люди сделали своих кумиров и начали им поклоняться, они немного успокоились и почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Вместе с верой пришла и надежда. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Потом они спасли множество человеческих жизней, заменив людей в обрядах жертвоприношения. Потом служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Потом стали добрыми утешителями и воспитателями детей — игрушками. А также яркими сувенирами — игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

  1. Требования к  подбору и содержанию игрушек для детей раннего возраста

Значение детских игрушек

Ни один из видов детской деятельности, особенно в раннем детстве, не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, поэтому значение детских игрушек трудно переоценить. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия и т. д. В современном разнообразии игрушек родителям часто тяжело сориентироваться, что полезно малышу, во что ребенок будет играть, какую игрушку купить и порадовать кроху. В этой главе я постаралась обобщить основные требования к детским игрушкам, которые необходимо знать при выборе игрушек для детей раннего возраста.

Требования к детским игрушкам

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:

CE — этот значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС, но он не является гарантией безопасности;

Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.

Приобретение некачественной игрушки, не соответствующей требованиям, грозит вашему ребенку:

Отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленные токсичными веществами горох и фасоль;

Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид.

Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

Опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

Если малышу нет еще трех лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важно. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

Покупая «страшные» детские игрушки, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу, даже если ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить малышу и покупая ему все новых и новых «забавных», с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания. 

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали ее ребенку и научили играть с ней. Иначе скоро игрушка окажется в пыльном углу детской комнаты. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля зайками, конструкторами, железными дорогами, куклами — ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую игрушку. Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка убирать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушка снова будет ему интересна. А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так как играть трудно и трудно убирать их после игры.

У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Важно не пропустить этот благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка к аккуратности (учить убирать игрушки, класть на место свои вещи, соблюдать последовательность режимных моментов).

К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается детских игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.) понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения, различные развивающие игры с множеством деталей, книжки и т. д. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок.

Список необходимых детских игрушек для ребенка раннего возраста

1. Игрушки для развития предметной деятельности: совочки, лопаточки для копания; ложечки и тарелочки для кормления кукол; молоточки и колышки для забивания; удочки с магнитом для ловли рыбок; сачки для вылавливания игрушек. Динамические игрушки: игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок и др.); качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка); катящиеся (дорожка для катания шариков — кегельбан, мячи); лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат); шагающие игрушки (шагающие куклы).

2. Детские игрушки для сюжетных и подвижных игр: достаточно, если у ребенка будет 2–3 разные куклы: тряпичные (высота — до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы овощей, фруктов. Игрушечные животные — маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Несколько машин, лучше грузовиков большого размера, чтобы в них можно было перевозить кубики, кукол и т. д. Наборы «Доктор», «Магазин».

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры требуются предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Важно помнить, что образные детские игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.

Интерактивные детские игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка!

3. Игрушки для игр, развивающих познавательную деятельность: набор «Строитель» деревянный (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины); средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета на четыре кольца; матрешка — 5 мест (средняя); игры-шнуровки из дерева и вспененной резины; рамки-вкладыши Монтессори — планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Машинки», «Рыбы» и пр.).

4. Детские игрушки для развития речи: картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные — мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы — стул, стол, чашка, ложка; игрушки — кукла, машинка, пирамидка и т. д.); сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т. д.); наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги. Лото, книжки с детскими стихами (например, А. Барто).

5. Игрушки для формирования продуктивных видов деятельности: для рисования — мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных карандашей, гуашь, кисти (крупные и средние); набор бумаги (можно использовать обои). Для лепки — пластилин, лучше чешский (тесто, глина), дощечка для работы, стека. Для аппликации — детские ножницы, набор цветной бумаги, карандашный клей.

6. Игрушки для игр, развивающих мелкую моторику рук: бусы, баночки с сыпучим материалом (горох, чечевица, фасоль и пр.).

7. Детские игрушки для развития навыков самообслуживания: полотенце, наборы (один для куклы, другой для ребенка — расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода — ложка, чашка, тарелка (для куклы); различные виды детской одежды с разными застежками: пуговицы, кнопки, липучки, молния.

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35-50 см)

Куклы средние (25-35 см)

Мягкие антропоморфные животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см)

Звери надувные, крупные

Игрушки- предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной)

Набор кухонной посуды (крупной)

Миски (тазики)

Молоток (Пластмассовый)

Набор овощей и фруктов (объемные-муляжи)

Комплект постельных принадлежностей для кукол

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

Тележка-ящик (крупная)

Звери и птицы на колесах (каталки – с палочкой или шнурком)

Автомобили с открытым верхом (крупные и средние)

Кукольные каляски, соразерные куклам (складные)

Конь (или другие животные) на колесах/ качалка

Телефон

Ведерки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

Кукольный стул (крупный)

Кукольная кровать

Кукольный диванчик

Шкафчик для кукольного белья

Кухонный шкафчик (соразмерный ребенку)

Кухонная плита (соразмерная ребенку)

Ширма-остов домика

Складной остов автобуса (вагончика) с рулем

Полифункциональные материалы

Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

Ящик с мелкими предметами- заместителями

2. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей младшего

дошкольного возраста

Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей.

В младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются:

- охрана и укрепление здоровья ребенка;

- развитие движений;

- развитие действий с предметами;

- развитие речи;

Соответственно этим задачам подбираются игрушки:

- без острых углов, нетяжелые, безопасные для детей;

- крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки (их дети перевозят с места на место, возят на них кубики, катают кукол);

- матрешки, бочонки, пирамидки, вкладыши (они должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., то есть решать задачи сенсорного воспитания в этом возрасте);

- сюжетно-образные игрушки: куклы, животные, предметы обихода (по содержанию они отражают окружающий мир, близкий детям);

-обязательно нужны игрушки-забавы (их малыши сами еще не приводят в действие - это делает воспитатель; дети лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек);

-строительные игрушки-материалы (деревянные или пластмассовые кубики, кирпичики, досточки);

-музыкальные игрушки (дудочка, губная гармошка и т.д.)

В средней группе воспитательные задачи усложняются. Кроме того, у дошкольников более отчетливо выделяются роли в игре. Следовательно, усложняется и подбор игрушек:

-шире становится подбор сюжетно-образных игрушек (куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы разных национальностей, дополнительные предметы к ним: шапка матроса, халат врача и т.п.)

-шире становится подбор строительного материала, так как дети уже создают более сложные конструкции (он должен быть в разных наборах, с дополнительными деталями: арки, дуги и т.д.)

-усложняются в подборе музыкально-озвученные игрушки (детское пианино, барабан);

-нужны комплектные игрушки, так как дети уже умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки (например, «домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле)

Дошкольники старших групп шире соприкасаются с жизнью, они уже могут использовать игрушки, дающие возможность для развития сложных сюжетов. Поэтому в этих возрастных группах должны быть представлены все виды игрушек в разнообразном ассортименте. Большое значение приобретают технические, спортивно-моторные, театральные игрушки.

Вывод: правильный подбор игрушек содействует полноценному развитию ребенка в соответствии с его возрастными возможностями. 

С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).

Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

Материалы для игры с правилами

К материалам предыдущей возрастной группы добавляется более разнообразный материал для игры с правилами на физическую компетенцию — ловкость, требующие поочередных действий играющих. Это настольные наборы типа "Поймай рыбку" и т.п.

Примерный набор игровых материалов для младшего дошкольного возраста

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35-50 см.)

Куклы средние (20-30 см.)

Мягкие антропоморфные животные, крупные

Мягкие антропоморфные животные, средние

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.)

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

Набор солдатиков (среднего размера)

Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.)

Белая шапочка

Плащ-накидка

Фуражка/бескозырка

Каска

Набор масок сказочных животных

Игрушки-предметы опериро-вания

Набор чайной посуды (крупной и средней)

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

Миски (тазики)

Ведерки

Молоток (пластмассовый)

Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)

Комплект кукольных постельных принадлежностей

Утюг

Гладильная доска

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

Тележка-ящик (крупная)

Автомобили с открытым верхом, крупные

Автомобили с открытым верхом, средних размеров

Пожарная машина, средних размеров

Машина "скорой помощи", средних размеров

Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров

Лодка, средних размеров

Самолет, средних размеров

Кукольные коляски (складные)

Конь или другие животные на колесах/качалка

Конь на палочке

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

Полосатый жезл

Бинокль (подзорная труба)

Телефон

Руль

Весы

Сумки, корзинки, рюкзачки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

Кукольный стул (крупный)

Кукольная кровать

Кукольный диванчик

Шкафчик для кукольного белья

Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку)

Ширма-остов домика

Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем

Ширма-прилавок

Набор мебели для кукол среднего размера

Бензоколонка (крупная)

Полифункциональные материалы

Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)

Крупный строительный набор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Для игр на ловкость

Шар и воротца (набор)

Желоб для прокатывания шаров и тележек

Мячи (разного размера)

Кегли (набор)

Настольные игры:

"Поймай рыбку"

"Прокати шарик через воротца"

"Загони шарик в лунку"

3. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей среднего

дошкольного возраста

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

 Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

 Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

 Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

 Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

 Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, на-правленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

 На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

У детей 3 - 5 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные. Это позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Детям полезны дидактические (обучающие) игрушки для ориентировки в форме, величине, цвете.

В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческой игре, к совместным действиям, к дружеским взаимоотношениям. Кукла не должна раздражать своей позой или выражением лица. Пропорции ее не должны вызывать у ребенка желание изменить, сломать игрушку (например, согнуть слишком высокие и прямые ноги куклы, которая «не хочет сидеть»). Техническая игрушка должна по возможности разбираться или быть прозрачной (есть такие игрушки: паровоз, часы), так как у детей восприятие еще во многом детальное и, ломая автомобиль, они просто хотят выяснить, из каких частей он состоит, а собрать его потом уже не могут. Игрушка может быть юмористична, но не уродлива. Одежда куклы должна быть удобной для переодевания и быть похожей на одежду ребенка (девочки и мальчика), прическа не должна копировать последнюю «моду» взрослых. Гигиенические требования к игрушке: безопасность пользования, покрытие стойкими безвредными красками, прочность; легкая, не громоздкая по размеру; легко подвергающаяся гигиенической обработке; в одежде и деталях игрушки не должно быть ничего, что ребенок мог бы проглотить, поранить себя или другого ребенка; она должна быть эстетичной и не шумной.

Материалы для сюжетной игры

Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровойобстановки "под замысел".

Игрушки- предметы оперирования становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек по параметрам размера и готовности: они соразмерны средним и мелким игрушкам-персонажам, по отношению к которым осуществляются игровые действия. Увеличивается доля игрушек-трансформеров (самолет-автомобиль, робот-ракета), сборно-разборных игрушек.

Игрушки-маркеры условного пространства с 4-х лет становятся особенно ценными для детской игры. Они претерпевают изменения в двух направлениях. Первое — изменение в сторону большей реалистичности и уменьшения в размерах. Это средней величины кукольные дома и мебель для них, различного рода строения — гаражи, фермы, соразмерные кукольным персонажам, а также строительные наборы специального назначения — для возведения замка, крепости, сборных домиков и пр. Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону предметов, все более прототипических и, в конечном итоге, условных, не имеющих определенной тематической нагрузки, могущих обозначать все, что замыслено самими детьми в игру. Это, например, скамеечка с рулем-штурвалом на конце, на которой могут уместиться и "водитель", и "пассажир", универсальная складная рама, обозначающая по прихоти детей контур корабля или самолета, и т.п.

Игрушки-персонажи также приобретают все больше реалистических черт и уменьшаются в размерах. Для детей 4-5 лет нужны средних размеров антропоморфные животные, куклы (в разнообразной одежде мальчиков и девочек), кукольные семьи, наборы наручных и плоскостных фигурок-персонажей (сказочных, из мультфильмов). Необходимы также фигурки зверей и птиц, отдельные и в наборах, средней величины и мелкие.

Полифункциональные материалы представлены крупными объемными набивными модулями (их количество увеличивается, а форма становится разнообразнее, по сравнению с младшими группами), крупным строительным материалом (напольным). Большое значение в качестве полифункционального материала получают крупные (напольные) кнопочные конструкторы, среднего размера деревянные строительные наборы, кнопочные строительные наборы типа "Дупло".

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

Тематические "зоны" редуцируются до ключевого маркера условного пространства, а "начинка" этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.

Так, довольно подробно обставленная в младших группах "кухня" для крупных кукол, в этой возрастной группе уже должна быть представлена мобильной плитой/шкафчиком на колесах; кукольная "спальня" и "столовая" — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов. Универсальная "водительская" зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. Пара низких (30-50 см.) пятичастных ширм (рам) обеспечивает "огораживание" любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.). Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным и универсальным заместителем "магазина", "кукольного театра" и т.п.

Материалы для игры с правилами

Дети 4-5 лет овладевают игрой с правилами во всей ее структурной полноте (ориентация на выигрыш, состязательные отношения). Это происходит прежде всего в играх "на удачу". Поэтому к предметному материалу, поддерживающему простые игры на ловкость, присоединяется материал, обеспечивающий детские аналоги игр "на удачу". К нему относятся разнообразные варианты игр "гусек" и "лото" (тематика наборов "лото" дана в разделе "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности").

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные

Куклы средние

Мягкие антропоморфные животные, крупные

Мягкие антропоморфные животные, средние

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.)

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.)

Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)

Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.)

Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.)

Набор фигурок: семья (7-15 см.)

Белая шапочка

Плащ-накидка

Фуражка/бескозырка

Каска

Набор масок (животные; сказочные персонажи)

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды, крупный

Набор чайной посуды, средний

Набор кухонной посуды

Молоток

Комплект кукольных постельных принадлежностей

Грузовик, крупный

Тележка-ящик, крупная

Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров

Пожарная машина, средних размеров

Машина "скорой помощи", средних размеров

Подъемный кран, крупный

Набор: железная дорога (средних размеров)

Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров

Ракета-робот (трансформер), средних размеров

Автомобили мелкие

Кукольная коляска, средних размеров (складная)

Набор медицинских принадлежностей

Полосатый жезл

Весы

Часы

Телефон

Подзорная труба, бинокль

Сумки, корзинки, рюкзачки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол, крупный

Кукольная кровать или диванчик (крупный)

Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)

Набор мебели для кукол среднего размера

Скамеечка на колесах со съемным рулем

Руль на подставке

Штурвал на подставке

Универсальная складная рама/ширма - пятистворчатая (30-50 см. высотой)

Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)

Кукольный дом (для кукол среднего размера)

Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей)

Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины)

Ландшафтный макет (коврик)

Светофор

город

замок (крепость)

ферма (зоопарк)

Полифункциональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

Крупный строительный набор

Крупный кнопочный конструктор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Крупные куски ткани (полотнo, разного цвета, 1х1 м.)

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

Для игр на ловкость

Настольная игра "Поймай рыбку"

Настольный билльярд, средний ("закати шарик в лунку")

Настольный кегельбан

Бирюльки

Кегли (набор)

Кольцеброс (напольный)

Мячи разного размера

Для игр "на удачу"

Настольная игра "лото" (с картами из 6-8 частей)

Настольная игра "гусек" (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка)

4. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей старшего

дошкольного возраста и детей подготовительной группы

Какой же должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться. Активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? Для этого она обязательно должна соответствовать определенным педагогическим требованиям.

Требования к игрушке:

1. Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н.К.Крупская)

2. «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е.А. Флерина

3. Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой - куклы, животные и др.) А.Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.

4. Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).

Вывод: все вышеуказанные требования очень важны; не учет хотя бы одного из них приводит к тому, что ребенок не сможет играть данной игрушкой, либо она будет неполноценно решать воспитательные задачи.

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа "лего", сборные мелкие игрушки из "киндер-сюрпризов") и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).

С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат. Например, набор дротиков позволяет "охотнику" в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет "портнихе" в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию.

Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых "миров" в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт).

Также необходимы для построения игровых "миров" мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).

Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится "пещерой", и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.

Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой "мир" как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства ("наполненный" макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре).

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с "прикладом" —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира). Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку "творить" более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.

Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).

Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе.

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования ("прикладом").

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).

"Полные" сюжетообразующие наборы — макеты типа "лего" (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые "населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей.

Материалы для игры с правилами

В возрасте 5-7 лет в арсенал детской деятельности, кроме игр с правилами на физическую компетенцию (на ловкость), на "удачу", начинают входить и игры на умственную компетенцию. Часть из них (так называемые словесные игры) не нуждаются в предметной поддержке, часть — игры комбинаторного характера (стратегические) — требуют специального игрового материала. Это наборы для игры в домино, в шашки, в шахматы.

Материал для игр на "удачу" усложняется: это разнообразные тематические "лото" (с 8-12 частями), цифровое лото, "гусек" с большим полем (до 50 ходов) и игральным кубиком до 6 очков (примерное тематическое содержание игровых наборов см. в разделе "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности").

Усложняются и материалы для игры с правилами на ловкость. Это летающие колпачки, мишень с дротиками и т.п. материалы, требующие более развитой ручной моторики и глазомера. Частично эти материалы совпадают с материалами для двигательной активности (см. соответствующий раздел).

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы (средние)

Мягкие антропоморфные животные ( средние и мелкие)

Набор кукол: семья (средние)

Наручные куклы би-ба-бо

Набор персонажей для плоскостного театра

домашние животные

дикие животные

динозавры

сказочные персонажи

фантастические персонажи

солдатики (рыцари, богатыри)

семья

Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.)

Белая шапочка

Плащ-накидка

Фуражка/бескозырка

Каска/шлем

Корона, кокошник

Ремень ковбоя

Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (средний)

Набор кухонной посуды (средний)

Набор чайной посуды (мелкий)

"Приклад" к куклам среднего размера

"Приклад" к мелким куклам

Набор медицинских принадлежностей

Весы

Чековая касса

Коляска для средних кукол, складная

Телефон

Часы

Бинокль/подзорная труба

Грузовик средних размеров

Автомобили разного назначения (средних размеров)

Корабль, лодка (средних размеров)

Самолет, вертолет (средних размеров)

Ракета-трансформер (средних размеров)

Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)

Набор: военная техника

Набор: самолеты (мелкие)

Набор: корабли (мелкие)

Ракета-робот (трансформер), мелкая

Подъемный кран (сборно-разборный, средний)

Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)

Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль

Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением

Маркеры игрового пространства

Универсальная складная ширма/рама

Стойка с рулем/штурвалом (съемным)

Стойка-флагшток

Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)

Ландшафтный макет (коврик)

Кукольный дом (макет) для средних кукол

Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)

Макет: замок/крепость

город

крестьянское подворье (ферма)

зоопарк

крепость

домик (мелкий, сборно-разборный)

гараж/бензозаправка (сборно-разборная)

маяк

Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта

Набор мебели для средних кукол

Набор мебели для мелких персонажей

Набор мебели "школа" (для мелких персонажей)

Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)

Полифункциональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

Крупный строительный набор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

Для игр на ловкость

Летающие колпачки

Настольный кегельбан

Настольный футбол или хоккей

Детский биллиард

Бирюльки (набор)

Блошки (набор)

Кольцеброс настольный

Кольцеброс напольный

Городки (набор)

Кегли (набор)

Серсо

Мишень с дротиками (набор)

Коврик с разметкой для игры в "классики"

Мячи, разные

Для игр на "удачу"

Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков)

Лото (картиночное, поле до 8-12 частей)

Лото цифровое

Для игр на умственную компетенцию

Домино (с картинками)

Домино точечное

Шашки

Шахматы

5. Кукла и её потенциал

Очень значимой в жизни ребенка является и кукла. Традиционная педагогика выделяет игру с куклой как оптимальное средство воспитания социальных чувств. В работах Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, А. А. Анциферовой, В. С. Мухиной отмечалось положительное отмечалось положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками, усвоение социальных  норм поведения. Верный способ научить ребенка новому действию (умственному или социальному) – предложить дошкольнику научить этому действию куклу. Передавая свои знания кукле, ребенок делает эти знания осознанными, включенными в более широкий социальный контекст.

Кукла чрезвычайно метафорична и может нести в себе образ человека, ребенка, матери. Кукла являются воплощенной моделью социальных отношений, поэтому ее внешний вид должен быть достаточно схематичен. Кукла, чей облик «отягчен» многочисленными подробностями, деталями лица, одежды, украшений, стимулирует созерцание и манипуляции, а не игру. Кукла со схематичными чертами может легко превращаться в младенца и старшего ребенка, маму или учительницу и даже папу.

Отношение к кукле рождается в связи с тем образом, который несет в себе игрушка. Кукла-младенец нуждается в уходе и актуализирует потребность заботится о ком-то, защищать и любить; кукла-свертсник ориентирует ребенка в игровых взаимоотношениях и позволяет моделировать отношения «ребенок- взрослый» Куклу-сверстника можно воспитывать, водить в детский сад или школу, учить  читать или рисовать. Характер куклы рождается из характера ребенка и того образа, который создавали авторы куклы.

Кукла является центром игровой ситуации, вокруг нее организуются самые различные сюжеты, главное содержание которых – человек. Для куклы строится дом, покупаются продукты,  куклу лечат и кормят, открывая все новые социальное мироустройства. Конечно, кукла привлекает прежде всего девочек, открывает возможности ориентировки в роли мамы, но и мальчики с удовольствием используют кукол в своих и хотя бы  раз баюкали и кормили «беспомощного младенца».

Кукла вбирает в себя следующие игровые  функции:

- воплощение образа человека;

- замещение партнера по общению, товарища по играм;

- проецирование ребенком собственных переживаний;

- моделирование ребенком социальных отношений;

- исследование родительского (материнского или отцовского) поведения;

- объективирование потребностей, желаний, устремлений;

- обеспечение посредничества между взрослым и ребенком.

Отдельно следует остановится на новом типе кукол, вошедшем в детский мир относительно недавно,  - это Барби. Барби принципиально отличается от предшественниц тем, что это образ взрослой девушки, а не младенца, сверстника или схематичного взрослого. Новая модель куклы стала очень популярной, что породило производство колоссального количества различных «атрибутов жизни» Барби (одежда, украшения, дома, предметы быта и т.д.) и модификаций самой куклы (Барби-невеста, беременная Барби, темнокожая Барби и др.).

Несмотря на очевидные достоинства игрушки – удачный размер, гибкость, выразительность, - Барби стала предметом раздора среди педагогов, психологов и родителей. У куклы есть явные половые признаки (женская грудь), что может (или не может) стимулировать неадекватный возрасту интерес к половой жизни или, наоборот, может (или не может) формировать здоровую психосексуальную идентичность дошкольников.

По мнению В. К. Лосевой и А. И. Лунькова, кукла Барби воплощает в себе образ женственности, образ «красавицы»: «Долгое время на нашем рынке не было игрушки, отвечающей потребности девочек этого возраста играть в игры про «красавицу». И эта потребность проявлялась в рисовании однотипных принцесс, стремлении переодеваться в нарядное мамино платье и туфли на высоких каблуках и жгучем интересе к косметике. С появлением куклы Барби проблема отсутствия игрушки для девочек разрешилась. Явно женский образ Барби способствует, по мнению авторов, адекватному психосексуальному развитию девочки, формированию гармоничной гендерной роли, тогда как родительские запреты могут негативно повлиять на формирование образа Я: «Ведь в сказках принцы женятся не на добрых «мамочках», а напрекрасных принцесса, с которыми, естественно, отождествляет себя девочка в своих фантазиях. Таким образом, запрет на игру в «красавицу» - это запрет на детскую фантазию о красоте и счастье.

Л. И. Эльконикова и М.В. Антонова поддерживают эту линию анализа, аппеллируя к устоявшемуся в психологии положению о том, что психосексуальная идентичность является базовой составляющей Я-концепции личности. С рождения ребенок усваивает специфические для своего пола модели поведения и формирует представления о нормативном поведении для девочек и мальчиков, женщин и мужчин. У 7 годам эти представления становятся достаточно устойчивыми и определяют в дальнейшем развитие собственного поведения ребенка в соответствии гендером (социальным полом).

В стремлении предвзято оценить влияние Барби и справедливо подчеркивая разносторонность моделей женского поведения, предлагаемых Барби, Л. И. Эльконинова и М.В. Антонова провели собственное исследование содержания игр дошкольников с Барби. Детям для игры предлагались наравне с Барби и традиционные куклы (разного «возраста») с разнообразными аксессуарами, что позволило сравнить темы игр, возникающих под влиянием разных кукол. Правда, нужно сразу отметить, что мальчики играть в куклы отказались, отдав предпочтение другим игрушкам. Исследователи предположили, что в дошкольном возрасте адекватным для понимания отношений между полами и объективации своего понимания роли взрослых мужчин и женщин будет сюжет, где:

А) два типа жизни (взрослой – половой и детской – бесполовой) отделены друг от друга и локализованы в разных семантических пространствах;

Б) разыгрывается переход от одного пространства к другому как основное событие игры.

Соответственно различным темам девочки разыгрывали следующие кукольные роли (амплуа): «мама», «красавица», «женщина» (поведение сексуально окрашено). Авторы предположили, что действия, характерные для этих ролей, могут быть следующими: «мама» - все действия ухаживания за членами семьи и домом; «красавица» - все, что связано с зеркалом и украшением себя, исключая гигиенические процедуры (роль истинной «красавицы» не предполагает наличие других ролей – «мамы» или «жены»); «женщина» - действия, связанные с интимной жизнью взрослых (например, кукол укладывают раздетыми в одну постель, накрывают одеялом, и они целуются).

В результате сравнения особенностей игры с Барби и традиционной куклой Л.И.Эльконинова и М.В.Антонова получили следующие основные различия. В исследовании наблюдалось несовпадение общего числа тем в играх с различными куклами (в играх с Барби их было в два раза больше, чем в играх с обычными куклами, т.е. игры с Барби были разнообразнее). Однако в играх с обычными куклами сюжеты были более длинными и развернутыми. В играх с Барби присутствовала тема отношений между мужчиной и женщиной, которая в играх с обычной куклой не возникала.

Еще интереснее оказались возрастные различия в темах игр и характере пробующих действий в разных кукольных ролях. Если до 5 лет темы игр с обеими куклами почти совпадают — это игры, связанные с детско-родительскими отношениями, то после 5 лет проявляются различия — в игре с Барби появляются темы игр в «мужа и жену», в «танцы», в «свадьбу» (которых в этом возрасте в играх с обычными куклами не было). Зато роль «красавицы» появляется в играх с обычными куклами раньше и чаще повторяется в сюжетах. В играх с Барби роль «красавицы» появляется только в 6 лет. Что касается игровых действий, выражающих представление ребенка об интимных отношениях между полами, то, как указывают авторы, они появились только в играх с куклой Барби, дети вели себя в этот момент неестественно, например хихикали, смеялись, поглядывая на экспериментатора.

Важным результатом работы, в соответствии с исследовательской гипотезой, являются данные о наличии структурированного в игре смыслового перехода между двумя пространствами — взрослым и детским. Смысловой переход, игровое исследование границы между миром взрослых и детей происходило в исследовании только в игре с Барби — это была свадьба. «Свадьба, — подчеркивают Л.И.Эльконинова и М.В.Антонова, — это ритуал, которым общество санкционирует интимные отношения между мужчиной и женщиной. Свадьба означает их внутреннюю перемену, их переход в другое качество: они становятся взрослыми, ответственными друг за друга и за своих детей людьми». Игровые представления детей об интимной жизни отражали соответствующее возрасту понимание интимных отношений, хотя четко определенного нормативного содержания таких представлений в психологии на сегодняшний день не выделено. Авторы квалифицируют эти данные следующим образом: «Взрослые от ребенка требуют соответствующего полу поведения, но для этого необходимо, чтобы ребенок его опробовал. Дети это могут сделать в игре только с такими куклами, которые им кажутся взрослыми мужчиной или женщиной. В том, что дети с Барби так разыгрывают отношения мужчин и женщин, нет ничего плохого; наоборот, это правильное, соответствующее их возрасту понимание».

6. Рекомендации для родителей по подбору игрушек для разных возрастных групп

Игрушки для детей следует подбирать в соответствии с возрастом ребенка и задачами малыша.

Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать их органы чувств: глаза, уши, руки.

Обеспечьте малыша первыми игрушками, которые должны быть мягкими и теплыми, так как в этот период он стремится все познать через осязание, хочет чувствовать тепло, часто берет игрушки в рот, поэтому позаботьтесь об их гигиенической безопасности; они должны быть легкими и хорошо мыться.

Для игр годовалого малыша используйте полезные для развития пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих разноцветных колец, мисочки разных размеров, разноцветные кубики, игрушки-каталки и неваляшки, доставляющие ребенку радость.

Для 2-летних ребятишек приобретите большой разноцветный мяч; 7-8 составные пирамидки; мягкие, пушистые игрушки, с которыми дети хорошо  засыпают.

Приучайте ребенка с этого возраста складывать игрушки после игры в одно место: в большую пластмассовую машину или коробку, что будет приучать его к аккуратности и самостоятельности.

Расширяйте набор игрушек для трехлетних детей: к ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавьте простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми: приобретайте «бытовые игрушки», которые должны быть похожи на оригинал и отличаться прочностью.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего дети выбирают сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая их окружает: играют в «дочки-матери», «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки должны быть больших размеров и отображать различные стороны реальности (чайные и столовые сервизы, парикмахерские наборы, мебель и др.). Все это свидетельствует о новом этапе социально-эмоционального развития ребенка.

К четырем годам основным видом детской деятельности становятся ролевые игры. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые.

Старайтесь не покупать ребенку в этом возрасте дорогие игрушки, большую пользу ему принесут игрушки, сделанные своими руками вместе со взрослыми.

Пятилетнего ребенка постепенно перестают занимать крупные игрушки, его интерес и эмоции завоевывают наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей.

Проигрывайте с детьми разные варианты с одними и теми же игрушками, развивайте их фантазию и воображение, так как в этот период детское мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Для шестилетнего ребенка приобретите белее полезные и интересные  для него не статичные и конкретные игрушки, а необычный конструктор, модели кораблей и самолетов, красивые фломастеры или занимательную настольную игру, разборный робот- трансформер, набор для шитья и вязания.

Поощряйте любое желание малыша что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить игрушки, сделанные своими руками. Это вызывает в ребенке радость и гордость за свой труд.

Развивайте в детях трудолюбие, усидчивость. Это подготовит их к новому виду длительности —  школьному обучению.

Помните, что у старших дошкольников наибольший интерес вызывают канцелярские принадлежности, строительные материалы, нитки, пуговицы. Ребенок сам готовит себя к смене игровой деятельности на обучение в школе.

Не заставляйте ребенка выкидывать его сломанные или устаревшие игрушки, так как с каждой из них у него связаны положительные эмоции и переживания, детские воспоминания, друзья; подарите их другим детям, детскому саду или ребенку, у которого мало игрушек, и он будет рад такому подарку.

Как писал В. А. Сухомлинский «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии. Без этого он- засушенный цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...