Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством использования логоритмических игр в музыкальной деятельности.
презентация на тему

Хорошкина Ирина Александровна

В презентации представлены этапы работы в данном направлении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ ДС № 11 Хорошкина Ирина Александровна Коррекция речевых нарушений у детей посредством использования логоритмических игр и упражнений в процессе музыкальной деятельности Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №11

Слайд 2

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Понятийный словарь

Слайд 3

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ФФНР – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ОНР – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.

Слайд 4

Вопросы работы с детьми с нарушением речи выделены в следующих нормативных документах: В законе РФ «Об образовании « от 10.07.1992г. № 3266 – 1 в редакции от 23.12.2003 № 186 – ФЗ определены права и социальная поддержка воспитанников с ограниченными возможностями здоровья . В приказе МО РФ от 22.08.98г. № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений», где изложены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, определена необходимость в организации работы с детьми в учете их возрастных и индивидуальных особенностях развития. В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство (под ред. Т.И. Бабаевой и др.,1998г.), Развитие музыкальных способностей дошкольников «Гармония» (под ред. К.В. Тарасовой,1996г.) среди основных задач выделяется формирование у ребенка способов пользования средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа. Отмечается, что в музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей и др.

Слайд 5

метод Э.Жака - Далькроза: при помощи сочетания ритма, музыки и движения решается задача «Воспитания ритма при помощи ритма». Ритмика по системе Э. Жака-Далькроза основана на принципе интереса и доступности; технология О.С. Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: исследования А.В.Запорожца о влиянии развития системы движений на развитие психических процессов; исследования теоретических, методических и практических аспектов использования логоритмики в дошкольных учреждениях В.А. Гиляровского, Ю.А. Флоренской, В.А. Гринер, Н. А. Рычковой;

Слайд 6

Работа осуществляется с учетом общедидактических и специфических принципов: 1. Принцип развития – обуславливает одновременное осуществление, в процессе двигательной деятельности, умственное, нравственное, эстетическое и сенсорное воспитание детей с нарушениями речи. 2. Принцип всестороннего воздействия – обуславливает общее влияние на организм ребенка действий - ритмических и логоритмическиех средств, способствующих повышению общей тренированности организма, позволяющие совершенствовать общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создающие новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Принципы

Слайд 7

4. Принцип комплексности – обуславливает связь логоритримических игр и упражнений с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности. 3. Э тиопатогенетический принцип- позволяет осуществлять дифференцированное построение музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений в зависимости от причины и патогенеза речевого нарушения. Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определили единство развития и коррекции функциональных ситстем детей с речевыми нарушениями

Слайд 8

Движение + речь Формирование целостного образа тела и пространственных представлений Развитие просодических компонентов речи Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разного характера Формирование правильного речевого дыхания Развитие психических процессов В наблюдениях за поведением и развитием детей с нарушением речи была четко установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности (Ю. Змановский,1978г.) Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку. Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача специалистов, работающих с детьми состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка (В. Гринер, 1958г.) Неотъемным звеном в комплексной системе коррекционной работы, направленной одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы ребенка является использование логоритмических игр и упражнений (В.Гиляровский, Ю. Флоренская, В. Гринер, Н. Рычкова, Г.Волкова и др.)

Слайд 9

Использования логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности. Разработка перспективных планов по использованию логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности. Преодоление речевых нарушений детей посредством логоритмических игр и упражнений во взаимодействии со специалистами. ЦЕЛЬ: Задачи:

Слайд 10

Модель взаимодействия со специалистами ДОУ Учитель - логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатель Проводит диагностическое обследование детей, разрабатывает рекомендации по развитию речедвигательной сферы детей. Включает логоритмические игры и упражнения в содержание занятий. Проводит диагностическое обследование детей, разрабатывает рекомендации по развитию двигательной сферы детей. Включает логоритмические игры и упражнения в комплексы утренней гимнастики, в содержание занятий. Проводит диагностическое обследование детей, знакомится с рекомендациями специалистов. Составляет перспективные планы с учетом рекомендаций специалистов. Разрабатывает рекомендации и консультации Для воспитателей и родителей. Включает логоритмические игры и упражнения в содержание занятий, праздников, развлечений. Включают логоритмические игры и упражнения в утренние ритуалы приветствия, минутки здоровья, используют как физминутки на занятиях.

Слайд 11

1. Информационо –аналитический - сбор информации по использованию в коррекции речевых нарушений детей логоритмических игр и упражнений во взаимодействии специалистов: результаты диагностического обследования музыкальных способностей детей; результаты диагностического обследования детей, поступивших в ДОУ, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре; - рекомендации учителей-логопедов и инструктора по физической культуре по развитию речедвигательной сферы (с учетом результатов диагностического обследования). Этапы работы

Слайд 12

2. Планово – прогностический этап - разработка перспективного плана по использованию логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением. Структура перспективного плана Месяц: май Группа: старшая Общеразви-вающие упражнения Музыкально-ритмическое движение. Игры. Танцы. Пение. Распевки. Речевые упражнения (через попевки) Слушание Ходьба (в больших и маленьких кругах, с препятствиями ) Перестроение в 4 круга Упражнение на равновесие «Цапля» Шаг с притопом, с продвиже-нием вперед. Игра с бубнами. Хоровод «Мы на луг ходили» Коммуника-тивный танец-игра «Танцуй как я» Муз. – дид. игра «Яблочко» «Песенка друзей», муз. А.Филиппен-ко Песенное творчество – импровизация «Птички» Д/и «Найди свой дом» Игр. упр-ие «Гремушечки – погрему-шечки» Коммуникативная танец - игра «Ворон» Игра «Кучера» «Танец» Э.Блага «Мотылек» М.Майкопара «Вечерняя сказка» А.Хачатурян

Слайд 13

Методическим обеспечением перспективного плана стали разработанные мною: серия конспектов музыкальных занятий , развлечений, в которые включены логоритмические игры и упражнения; составлены картотеки логоритмических игр и упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста, распевок; Для реализации плана во взаимодействии мною были разработаны и проведены: - консультации для педагогов по проблеме «Влияние логоритмических упражнений на здоровье детей на занятиях и в совместной деятельности», «Использование элементов музыкотерапии в организации жизнедеятельности детей в течение дня»; - консультации для родителей ДОУ по проблеме «Развитие общей моторики ребенка посредством использования логоритмических упражнений», «Музыка в жизни ребенка» . Методическое обеспечение плана

Слайд 14

3. Этап практической реализации - реализация разработанных перспективных планов в комплексе мероприятий по преодолению речевых нарушений детей во взаимодействии со специалистами. Игры и упражнения включенные в содержание плана, направлены на : - Развитие чувства ритма – музыкально – дидактические игры, логоритмические игры и упражнения, речевые игры с движениями («Тропинка», «Три медведя», «Музыкальная лесенка» и др.); - Развитие музыкальных сенсорных способностей – распевки, музыкально – дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, направленные на развитие метра, тембра, темпа, чистоты интонирования («Дирижер», «Курица и цыплята», «Музыкальные ступеньки» и др.; - Формировыание правильного физиологического дыхания («Одуванчик», «Сапожок», «Как пахнет цветок» и др.); - Развитие общей моторики – динамические игры и упражненя, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций («Дюймовочка», «Каблучок», «Этюды – пантомимы» и др.); - Развитие коммуникативных навыков – коммуникативные танцы – игры («Ворон», «Дождик», «Семейка» и др.).

Слайд 15

В музыкальном зале создана коррекционно-развивающая среда, позволяющая решать задачи коррекции речевых нарушений и развитие слухо-зрительно-двигательной координации у детей. Коррекционно - развивающая среда музыкального зала и групповых помещений Музыкальное оборудование для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха (разнообразные музыкальные инструменты – свистульки, погремушки, трещетки, музыкальные палочки и др.) Музыкально-дидактические игры и пособия для развития общей моторики, физиологического дыхания (предметы на поддувание, «Нарисуй музыку», «Металлофончики», «Музыкальная шкатулка» и др. Фонограммы для развития тембрового, ритмического и фонематического слуха ( Звуки природы – морской прибой, шторм на море; Музыка леса и др.)

Слайд 16

3. Итоговый этап – оценка полученных результатов ДР - динамическая сторона речи (Обследования темпа, тембра, ритма, метра – Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста К.В. Тарасовой; логопедическое обследование темпа, ритма, интонации – Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой) ОМ – общая моторика (Обследование музыкального ритма, динамической отзывчивости Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста К.В. Тарасовой; л огопедическое обследование психомоторных функций (статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, пространственная организация движений - Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой)

Слайд 17

Организованная мною работа по использованию логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности, рассчитанной на детей среднего и старшего дошкольного возраста, позволила достичь следующих результатов : составлены и реализуются перспективные планы по использованию логоритмических игр и упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста во взаимодействии со специалистами; используется опыт работы М.Ю.Картушиной «Логоритмика для малышей», С.Руднева, Э.Фиш «Ритмика. Музыкальное движение», Н.Г.Кононовой «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», О.С.Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением», Н.А.Щербаковой «Музыкальное воспитание детей с нарушением речи»; в результате интеграции деятельности родителей, педагогов, специалистов у детей прослеживается положительная динамика развития динамической стороны речи: темпа, ритма, голоса, дыхания, выразительности; общей моторики: статической и динамической координации движений, переключаемости движений, согласованности движений с речью. Результаты

Слайд 18

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Санкт- Петербург: КАРО, 2005; Буренина А.И.Коммуникативные танцы – игры для детей. Санкт-Петербург:: КАРО, 2004; Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М: 1985; Гоголева Л.А. Логоритмика в детском саду. Ярославль, Академия развития, 2006; Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий. М.: Творческий центр, 2006; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007; Новиковская О.А. «Логоритмика», СПб.: Корона принт, 2005; Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей. СПб: КАРО, 2005. Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоас...

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмических упражнений в условиях ДОУ

Регулярные использования логоритмических упражнений у детей способствуют нормализации речи вне зависимости от вида речевого нарушения,  формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению...