Конспект занятия
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Разработка конспекта экологического занятия на основе интегрированного подхода с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта экологического занятия на основе

интегрированного подхода с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: « Лес - наше богатство».

Цели: раскрыть эстетическое, познавательное; оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.

Задачи:

0бразовательные:„расширять и обогащать знания о природе, правилах безопасного поведения в ней; формировать знания детей о способах охраны окружающей среды; продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; упражнять в использовании различных видов техники рисования: печать ладошкой и скомканной бумагой, рисовании пальчиком в изображении деревьев, листвы, травы.

Развивающие: развивать связную речь; активизировать словарный запас за счет новых слов (экологическая проблема, загрязнение и т.д.); развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения; развивать воображение, любознательность и память детей; развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру; воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Птичьи голоса»; Красная книга России; семена и плоды деревьев; иллюстрации деревьев; музыкальное сопровождение - композиция « Волшебство леса»; гуашь разных цветов; альбомные листы; скомканная бумага; салфетки; интерактивная доска, магнитофон.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Место проведения: групповое помещение.

Ход:

Организационный момент

Дети входят в группу Воспитатель:

Ребята? - Послушайте стихотворение О. Ю. Косарева «Старичок-лесовичок».

В лесу иногда, в день погожий,

Сидит на пеньке старичок:

На ёлку живую похожий,

И ростом - не очень высок.

Он любит тепло, шубу с мехом,

Он солнышко ценит, уют,

Смеётся он ласковым смехом,

И в валенки вечно обут.

Он в валенках тех - даже летом.

Удобны они и легки.

  • Вот так выглядит старичок Лесовичок.
  • Для чего люди ходят в лес? Ответы детей.
  • Закройте глаза и послушайте. Давайте отправимся в путешествие к Лесовичку.

Звучит запись «Голоса птиц».

(На экране появляется изображение леса).

Основная часть

Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь.

  • Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась.
  • А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать - и лес от кроет свои тайны.

Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне Лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться и видно все до дна.

 Течет вода - водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану - присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит.

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

  • Так чем же является лес для человека? Ответы детей. (Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...».)

Открывается первая картинка — «Место отдыха».

  • А почему лес - аптека? Ответы детей. (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

Открывается вторая картинка - «Аптека».

  • В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
  • А как лес может обогреть человека? Ответы детей.

(Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.1

  • Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Ответы детей.

( Шкафы, стулья, деревянный пол. двери. Из дерева строят и дома.)

  • Что растет в лесу? Ответы детей. (Цветы, кусты, грибы.)
  • Чем для них является лес? Ответы детей. Это их дом.)
  • Для кого еще лес является домом? Ответы детей. (Лес является домом для птиц, животных, насекомых.1
  • Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов. Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. - Ребята, надо ли рвать цветы?

Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

  • Сколько погибло бы растений, если каждый из нашей группы сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
  • Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
  • Если увидел мухомор, надо ли его растаптывать?
  • Если вы пошли в поход, что надо сделать, после того как отдохнули в лесу и стали собираться домой?
  • В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

-Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, однако это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и

животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охр аной. Воспитатель показывает детям Красную книгу.

  • В руках я держу «Красную книгу». Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке. Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться правильно вести себя в природе.
  • А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его л и вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез. Сколько- тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились

Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал.

Н. Некрасов

  • О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? Ответы детей.

 (Речь идет о вырубке леса.)

  • Однако с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите. Какой вред нанес лесам и рекам человек? Ответы детей. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступали дети?»
  • Эй, ребята! - крикнул Дима.
  • Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали

Жгли костер, в футбол играли. Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

  • Верно, ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? Ответы детей.

Воспитатель: - Лес - это праздничный стол, а на нем ягоды, орехи и: грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Давайте вспомним, какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

  • Не сорить. Убирать за собой мусор, не оставлять его в лесу.
  • Не ломать ветки и деревья.
  • Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
  • Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
  • Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
  • Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
  • Не ловить бабочек, жуков, птиц, не пугать животных.

-Ребята! Человек многое может, но и он сам является частью природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. -Вот и закончено наше путешествие. Пора нам возвращаться в детский сад. -Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

-Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях. -Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает для природы полезное дело.

Игра « Чьи это семена?»

  • У нас с вами много собранных семян, давайте узнаем, помните ли вы, с какого дерева какие плоды. Выберите себе какой-либо плод и отнесите его к картинке с изображением дерева.

(Плоды или семена каштана, дуба, липы, клена, яблони, рябины лежат в корзинке, картинки с изображением деревьев лежат на столе).

Физкультминутка

  • Встаньте в круг и повторяйте все за мной.

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем:

Крылья сложили назад.

(Дети садятся за столы).

Творческая работа.

  • Ребята, старичок Лесовичок хочет, чтобы мы нарисовали такой же дивный лес, в котором только что побывали.
  • Посмотрите, что имеется у вас на столах. Краска есть, а кисточек нет. Чем же мы будем рисовать? (Ответы детей) Правильно, ладошками и пальчиками.
  • Для того, чтобы нарисовать стволы деревьев, надо окунуть ладошку в краску и плотно приставить её к листу, широко раздвинув пальцы. Посмотрите, сколько стволов деревьев сразу получилось?
  • А теперь надо вытереть ладошку влажной салфеткой.
  • Чтобы нарисовать листву, будем использовать скомканную бумагу. Надо окунуть бумагу в краску и примакнуть к стволам деревьев. Деревья стали яркие, с пышной кроной.
  • А траву можно нарисовать пальчиком. Окунуть в зелёную краску и нанести пятнышки на бумагу. После работы обязательно вытереть палец салфеткой.
  • Приступайте. (Воспитатель включает музыку, дети выполняют работу) Рефлексия.

Воспитатель:

  • Какие замечательные деревья у вас получились, ребята!
  • Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Ответы детей.
  • С вами прощается старичок Лесовичок и каждому дарит на память вот такой подарочек, (медали-значки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...