конспект занятия
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия по окружающему миру. Экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вода и ее свойства»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира в процессе исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей со свойствами воды; уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с незнакомыми растворами; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Работа над словарем: лаборатория, лаборант, эксперимент, глобус, пресная вода, морская, океаническая, речная.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивация деятельности воды
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание окружающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей
  4. Приемы поддержания интереса у детей
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: аудиозапись «Шум воды», белые халаты, глобус, иллюстрации с изображением планеты, емкости с вода, соком, молоком, соль, листы чая, сахар, полоски из картона, ведерко, водяная мельница, яйцо, резиновая перчатка, стеклянная банка.

Виды детской деятельности:

Игровая (физминутка)

Коммуникативная (беседа)

Познавательно-исследовательская (обсуждение поставленной цели, ее анализ и формирование выводов)

Музыкально-художественная (прослушивание музыкальных фрагментов)

Чтение художественной литературы (чтение стихотворений)

Продуктивная ( проведение экспериментов)

Планируемые результаты:

Личностные: проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелателен в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Интеллектуальные: принимает активное участие в решении проблемы, умело использует новые слова в речи, может точно ответить на вопрос.

Физические: активен, самостоятельно выполняет движения в игре.

План НОД

  1. Вводная часть                                                                                             5 минут

Приветствие

Создание проблемной ситуации (шум воды)

Создание мотива для деятельности

Определение цели, анализ

  1. Основная часть                                                                                           24 минуты

Сюрпризный момент (отправляемся в лабораторию)

Экспериментирование

Физкультурная пауза

  1. Заключительная часть                                                                                1 минута

Оценка деятельности

Подведение итогов занятия

Длительность занятия                                                                               30 минут

Ход

 непосредственно-образовательной деятельности

Части НОД

Содержание

Образовательные

области

  1. Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели. Анализ, выводы.

Дети стоят полукругом.

-Поздоровайся дружок,

Пожелай здоровья.

Лечат очень хорошо

Доброта с любовью.

- Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-ДОБРОЕ УТРО!!!

Звучит звук воды.

- Ой, ребята, а что это за звуки?

(звук воды)

-А где мы можем встретить воду?

(ответы детей)

-Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? Мы с вами сегодня поговорим о воде.

        

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

  1. Основная часть.

Сюрпризный момент.

Физминутка.

Экспериментирование.

Показ, комментирование,

демонстрация

Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета он окрашен? Какого цвета земля и горы? А вода? Правильно, вода - синего цвета, а суша – зеленого и коричневого. А если я сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.

А теперь посмотрите на иллюстрации. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На иллюстрации видно, что недаром нашу планету называют голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земля!

- Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

(Ответы детей.)

-  В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.

- Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Сегодня мы с вами погорим о свойствах воды как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. А как называется такое помещение? (лаборатория)

- В лаборатории надо соблюдать правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Мы будем настоящими исследователями-лаборантами. У лаборантов есть специальная форма, оденем ее и отправимся в нашу лаборатории.

Вправо, влево повернись, В лаборатории воды окажись.

- Вот мы и очутились в самой настоящей лаборатории.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Много нужно все понять

Постарайтесь все узнать.

Итак, начинаем наши опыты:

Эксперимент № 1

Вода – это жидкость, не пахнет и безвкусная.

Предложить детям перелить воду из одного ёмкости в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему? ”.
Вывод: вода жидкая, льется, течёт.

Перед вами по два стакана с жидкостью. Попробуйте ее (вода и сок) В чем разница между этими двумя стаканами? А теперь понюхайте.

Вывод: вода – безвкусная, без запаха.

Эксперимент № 2

Вода прозрачна.

Перед детьми стоят два стакана : один с водой, другой - с молоком. Положить по очереди синюю полоску. В каком стакане видна полоска, а в каком - нет? Почему?
Вывод: вода прозрачна.

Эксперимент № 3

Вода не имеет своей формы.

-Воспользуемся  стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

-  Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом я из него перелью в резиновую перчатку Посмотрите, что происходит с формой воды?
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Физминутка «Буратино»

Эксперимент № 4

 Водяная мельница.

Наливаем воду в верхнюю часть, когда вода попадает в ковшики она заставляет мельницу вращаться.

Вывод: падающая вода обладает силой  и надо увеличить поток воды,чтобы вращение было сильнее.

Эксперимент № 5.

«Вода вверх ногами»

Наполняем наполовину водой детское ведерко и начинаем быстро раскручивать ведерко в вертикальной плоскости.

 Что происходит?

( Даже когда ведро находится над головой перевернутым, вода из него не выливается).

 Вывод: Вращаясь, вода прижимается к стенкам и дну ведерка и поэтому не может вылиться. Если скорость вращения недостаточная, может получиться холодный душ.

Эксперимент № 6

«Вода растворитель»

Для проведения опыта берем кипяченую воду и пищевые продукты. Вспоминаем правила поведения в мини-лаборатории.

 Предлагаю детям проверить растворимость некоторых веществ. Для проведения опыта готовим стаканчики с  листьями чая, сахарным песком, солью,    А также ложечки, чашечки с водой.

Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими веществом, тщательно размешивают и наблюдают за результатом.

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней.

Эксперимент № 7.

«Подводная лодка из яйца»

 Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.

Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).

Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит??? (Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать.)

 Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.


Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Физическое развитие

  1. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Итак, мы сегодня с вами провели множество экспериментов.

- Что нового вы узнали о свойствах воды?

- Для чего нам  нужно беречь воду?

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда

Социально-коммуникативное развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...