Содержание музыкально творческого воспитания детей дошкольного возраста в процессе музыцирования.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна М.

Содержание музыкально творческого воспитания детей дошкольного возраста в процессе музыцирования.
Музыцирование – это не восприятие (слушание) музыки, а деятельность, в процессе которой ребенок при помощи музыки, движения и слова, учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира. Творческая деятельность нацелена в первую очередь, на создание ситуации успеха, которая способствует гармоничному развитию ребенка, приобретению опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Музыцирование, как форма организации музыкально-творческого процесса, способствует обновлению средств, методов и отслеживанию результатов творческой деятельности детей.  Цель организации таких занятий обеспечить чувство психологической защищенности через адаптацию ребенка к миру природы, к миру людей, вещей, к миру культуры посредством интеграции искусства.
Задачи музыкально-творческого воспитания и развития детей в процессе музыцирования:
Воспитание интереса к музыцированию через игровую деятельность;
Создание предпосылок к формированию творческого мышления;
Воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;
Развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты;
Развитие двигательных ощущение через пластическую импровизацию, как спонтанный отклик на музыку;
Развитие речевой активности через звукоподражание;
Развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальном инструменте;
Развитие тембрового слуха игру на музыкальном инструменте;
Развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;
Формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;
Формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с музыкой.

Виды занятий по музыкально творческому воспитанию детей.
Игры приветствия

Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способствовать.
Задачи:
 способствовать адаптации ребенка в коллективе через общение;
 развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса;
 учить детей использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени;
 находить мелодическую интонацию имени.
В процессе игры снимается психологический зажим, комплекс, ребенок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, верит в себя, происходит самосознание личности. Важно отметить ценность игры «Знакомство». Дети в игре не только знакомятся друг с другом, но и учатся общению, обмениваются информацией.
Игра-знакомство «Игра с гномом»
Задачи: способствовать адаптации детей в коллективе через коммуникативное общение; учить детей находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.
Музыкальный руководитель прячет в ладони пальчиковую куклу-гнома. Дети зовут гномика, используя разную интонацию голоса. Гномик появляется и знакомится с детьми: «Как тебя зовут?»: «Я-Оля». Музыкальный руководитель: «Как мы будем играть твое имя?». Ребенок показывает вариант звучащих жестов для сопровождения своего имени. Все повторяют. Гномик подходит к другому ребенку и знакомится с ним.
Музыкальный руководитель сам решает, каких детей необходимо сегодня включить в игру. Успех деятельности неактивных детей способствует мотивации к участию в игре, развитию уверенности в своих силах. Участие в игре слишком активных детей удовлетворяет их потребность в деятельности и восполняет дефицит общения и внимания со стороны взрослых и детей.
Игра-знакомство «Человечек»
Задачи: находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.
Кто сидит там в кулачке,
В разноцветном колпачке?
Вы, ребята постучите,
Человечка позовите!
Дети зовут человечка, использую разные интонации голоса. Пальчиковая кукла-человечек появляется и знакомится с детьми. Дети придумывают разные варианты звучащих жестов для сопровождения своего имени.
Игра-знакомство «Найди меня»
Задачи: развивать у детей внутренний слух, координацию движений в пространстве с закрытыми глазами, реагируя на звук.
Каждый ребенок придумывает интонацию своего имени. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, то они выбирают один вариант мелодии. Все дети свободно распределяются по залу. Выбирается ведущий, который с закрытыми глазами ходит и слушает детей. Ведущий подходит и поет имя того ребенка, к которому подошел, затем идет дальше.
Игра-знакомство «Маска» (модель А. Матио)
Задачи: учить детей создавать свой образ и передавать мимикой настроение, характер, использовать интонации голоса для передачи образа маски.
Дети сидят или стоят по кругу. Первый участник поворачивается лицом ко второму, с помощью мимики показывает маску на лице и сопровождает звуком. Второй участник копирует маску и звуки первого участника. Затем второй участник поворачивается к третьему участнику, показывает свою маску и т.д.. Игра продолжается.
Речевые игры (логоритмические), пальчиковые игры
Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонации голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста.
Задачи: тренировать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения.
Логоритмические упражнения служат основой для разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного слуха, подготовки голосового аппарата к пению. В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями цветов, птиц дразнилками и т.д.. Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играют словами, звуками, тембрами звуков, оттенками речевых интонаций, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.
Речевая игра «Мы идем»
Мы идем пешком, пешком,            шагать ритмично по залу
А потом идем гуськом,                  идти на согнутых ногах
А потом бежим бегом,                   ускорить движение
Остановка : бом!                            Хлопнуть в ладоши на слово «бом»
Бом!
Пальчиковая игра «Теремок»
Между двух лесных дорог          протянуть руки друг другу
Стоит терем-теремок.                  соединить руки, сделать крышу
В этом тереме тетери                   помахать руками над головой
Захотели печь пирог.                   слепить пирожок руками
Если хочешь пироги,                   протянуть руки с пирогами друг другу
Заходи, заходи!                            ритмичные хлопки.
Игры со звучащими жестами
Цель: дать детям понятие о человеческом теле, находить и узнавать инструменты своего тела, сопровождать тексты звучащими жестами, переносить звучащие жесты на музыкальные инструменты.
Звучащие жесты-это игра звуками своего тела. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма в музыке. Основные тембры звучащих жестов- притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
В процессе игры со звучащими жестами происходит осознание того, что музыка может жить в каждом человеке. Человеческое тело-это оркестр, который может издавать звуки и сам звучать. Темброво-ритмическое воспитание на основе звучащих жестов позволяет создавать аккомпанементы, сопровождение к музыке. Поиск звучащих жестов составляет творческую часть игры и способствует тренировке памяти, развитию чувства ритма, тембрового слуха, умение создавать собственные модели.
Игра со звуком «Музыка во мне»
Задачи: учить детей находить звучащие жесты своего тела, прислушиваться к многообразию тембров звучащих жестов.
Музыкальный руководитель рассказывает детям, что человеческое тело может звучать, как оркестр. Музыкальный руководитель показывает инструмент (ладошки), хлопая: «А у вас есть такой инструмент? (Дети начинают хлопать). А какой еще есть у вас инструмент?» с помощью музыкального руководителя дети находят разные звуки-звучащие жесты.
Игра со звуком «Поющий листок»
Музыкальный руководитель дает детям листок бумаги и говорит: «В листочке живут звуки, давайте послушаем» Варианты звукоизвлечения: встряхнуть, щелкнуть по листку, разорвать медленно, разорвать быстро несколько полосок. Дети берут чистый лист бумаги и стараются найти звуки самостоятельно.
Игра со звуком «Поющие берега» (модель А.Маттио)
Задачи: развивать у детей внутренний тембровый и звуковысотный слух; развивать координацию движений в пространстве с закрытыми глазами, реагируя на звук; учить детей интонировать свой любимый звук; различать громкое и тихое звучание.
Дети встают в две шеренги напротив друг друга-это волшебная река с поющими берегами. Каждый ребенок поет свой любимый звук. Один участник игры плывет по реке с закрытыми глазами. Ели ребенок подплывает слишком близко к берегу, поющие берега усиливают звучание. Игра продолжается участник меняется.
Варианты озвучивания берегов: голосом, звучащими жестами, музыкальными инструментами, шуршащей бумагой.
Инструментальное музицирование
Задачи: познакомить детей с музыкальными инструментами, их устройством, звукоизвлечением; развивать у детей тембровый, звуковысотный компоненты музыкального слуха, чувство ритма, чувство ансамбля, слуховой самоконтроль, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Инструментальное музицирование-это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра и динамики. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания разных инструментов. После того как ребенок знакомится с музыкальными инструментами, их устройством, он сам изобретает приемы игры, звукоизвлечения на своем инструменте, делает для себя открытие. Важным фактором воздействия музыкальных инструментов на детей является прямая зависимость между физической деятельностью и образованием звука. В групповых моделях дается возможность каждому участнику стать ведущим, лидером, «дирижером» и показать свой вариант, свою модель исполнения. 
Музицирование. Игра «В лесу»
Задачи: продолжать знакомить детей с детскими музыкальными инструментами и звучащими игрушками-самоделками, вызвать желание у детей поиграть, найти свой звук.
Музыкальный руководитель заранее вносит в зал дерево (бутафорию) и развешивает на ветках музыкальные инструменты. Педагог: «В нашем зале появилось чудо-дерево. Вместо листочков на нем растут звучащие предметы. Давайте их послушаем»
Музыкальный руководитель снимает с веток инструменты по очереди и играет на них. Дети с помощью педагога называют ассоциации, вызванные звуком. Каждый ребенок по желанию выбирает инструмент и извлекает из него звук. В процессе игры дети меняются инструментами.
Музицирование. Игра «Знакомство»
Задачи: развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах, учить детей играть детей на музыкальных инструментах, изобретая различные звуки, различать звучание музыкальных инструментов.
Дети садятся в круг с музыкальными инструментами. Один участник играет, импровизируя на музыкальном инструменте. Затем он передает свою роль другому участнику жестами рук, движением корпуса, глаз. Второй участник играет, импровизируя на своем инструменте.  Игра передается другому участнику. Так проходит представление каждого музыкального инструмента.  Каждый ребенок выступает в роли автора, исполнителя и слушателя.
Музицирование. Игра «Я пою на одном звуке» (модель В.Жилина)
Задачи: учить детей декламировать на одном звуке в свободном звуке в свободном ритме, соединять пение с игрой на металлофоне.
Дети садятся на пол по кругу. Один ребенок играет на одной пластине металлофона и поет (соло). Все повторяют его песню (тутти). Металлофон передается ребенку, сидящему рядом.  Песня (соло) может быть декламацией вне ритма.
Музицирование. Игра «Соло-тутти»
Задачи: учить детей самостоятельно общаться с музыкальным и инструментом, использовать в игре различные способы получения звука, различать звучание одного инструмента-соло и звучание всего оркестра-тутти, импровизировать на музыкальных инструментах, изобретая различные звуки.
Дети садятся с музыкальными инструментами в круг. В центре круга-дирижер с тарелкой в руках. На удар дирижера по тарелке один раз все импровизируют на своем инструменте (тутти). Далее дирижер подходит к одному из участников оркестра и показывает на него палочкой. Участник играет (соло) на своем инструменте. Дирижер кладет тарелку с палочкой на пол, меняется местами с любым участником. Все участники оркестра переходят к другим музыкальным инструментам, игра продолжается.
Танцевальные миниатюры
Задачи: учить детей свободно ориентироваться в помещении, в пространстве, создавать условия для адаптации ребенка в коллективе через коммуникативное двигательное общение, учить самовыражению через движение, коммуникативному творческому процессу в изобретении танцевальных моделей, реагировать сменой движений на характер музыкального сопровождения.
Танцевальные движения осваиваются ребенком быстро и легко, так как практически нет сложных фиксированных движений. Дидактика разучивания танца построена на творчестве, изобразительности. Ребенок не испытывает страха дискомфорта от мысли, что делает что-то неправильно: идет не в ту сторону, танцует не с той ноги. Ребенок танцует, как ему нравится, проявляя при этом выдумку и фантазию. Ребенок учится танцевать музыку и стихи. В танце дети учатся общению друг с другом.
Танцевальные миниатюры дают возможность детям побывать в состоянии покоя, услышать свой внутренний голос, почувствовать сове ровное, спокойное дыхание, удары своего сердца. Миниатюры благотворно влияют на психику ребенка, расслабляют его. Детям бывает трудно выполнить медленное, плавное движение, и танцевальные миниатюры помогают погрузиться в образ, содержание текста. Ребенок испытывает чувство комфорта, прибывает в состоянии релаксации. Этот процесс воплощается в танце, пластическом интонировании.
Пластическое интонирование- это один из способов, одна из возможностей проживания образов танцевальных миниатюр, когда любой жест, любое движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование-это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и передающее ее образ. Исполнение музыки движением дает возможность музыкальному руководителю увидеть, как слышит музыку каждый воспитанник.
Танцевальная миниатюра «Танец осени»
Задачи: учить детей свободно ориентироваться в пространстве с предметом, передавать характер музыки легкими движениями с помощью платка.
Звучит инструментальная музыка. Музыкальный руководитель выполняет движения с газовым платком побуждая детей к действию: «Платочек, как осенний листик, кружится (размахивает платком перед собой), падает на землю (подбрасывает платок в воздухе). Платочек, как ветер, легкий, нежный (дует на платок). Осень-модница меняет свои наряды каждый день-то желтое платье надевает, то зеленое, то красное. Гуляет по садам и скверам (двигается свободно по залу, кружится) и тихо засыпает (приседает и накрывает голову платком)»
Танцевальная миниатюра «Театр рук и ног»
Звучит фонограмма Рондо Венециано. Необходима ширма. Одна часть детей-зрители, вторая-артисты за ширмой.
Музыкальный руководитель: «Посмотрите, сколько сказочных существ сбежалось. Как вы думаете, кто это?» Дети за ширмой под музыку изображают руками сказочных существ. Можно на руки одеть разноцветные перчатки, украшенные бантиками, рюшами, крыльями. Существа то танцуют на месте, общаясь друг с другом, то куда-то бегут.
Светлое, радостное звучание сменяется звучанием более низкого регистра-это танец загадочных ног (ширму слегка приподнять). Ноги могут быть обуты в разную обувь, одеты в разные носки. Можно использовать звенящие браслеты, украшения.
При повторении танцевальной миниатюры зрители становятся артистами, чутко реагирующими на характер звучания музыки. Каждый ребенок старается создать и воплотить свой причудливый образ.
Планируемы результаты музыкально-творческого воспитания детей в процессе музыцирования:
 Двигательная активность;
 речевая активность;
 проявление элементарной ритмичности;
 самостоятельная ориентация в пространстве;
 умение слышать и различать звуки, звучащие жесты, интонации голоса;
 умение слышать и различать тембры музыкальных инструментов;
 эмоциональный отклик на музыку;
 умение выразительно петь, приближаясь к точной интонации;
 умение передавать музыкально-игровые образы;
 умение находить пару, двигаться с предметами.
Движение содержит в себе огромный потенциал для развития импровизации в хореографии. Только тогда, когда хорошо настроены все инструменты, оркестр зазвучит слаженно и звучно. Если будет развит такой инструмент, как человеческое тело, голос и слух будут развиваться как составные части целого. Ребенок постигает мир через движения тела, движение в свою очередь служит для постижения ребенком своего тела.
В процессе творческого взаимодействия ребенок приобретает опыт самовыражения и коммуникативной деятельности, опыт самореализации личности через близкие и доступные формы, знакомые с детства.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание музыкально творческого воспитания детей дошкольного возраста в процессе музыцирования.

Музыцирование – это не восприятие (слушание) музыки, а деятельность, в процессе которой ребенок при помощи музыки, движения и слова, учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира. Творческая деятельность нацелена в первую очередь, на создание ситуации успеха, которая способствует гармоничному развитию ребенка, приобретению опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Музыцирование, как форма организации музыкально-творческого процесса, способствует обновлению средств, методов и отслеживанию результатов творческой деятельности детей.  Цель организации таких занятий обеспечить чувство психологической защищенности через адаптацию ребенка к миру природы, к миру людей, вещей, к миру культуры посредством интеграции искусства.

Задачи музыкально-творческого воспитания и развития детей в процессе музыцирования:

Воспитание интереса к музыцированию через игровую деятельность;

Создание предпосылок к формированию творческого мышления;

Воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;

Развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты;

Развитие двигательных ощущение через пластическую импровизацию, как спонтанный отклик на музыку;

Развитие речевой активности через звукоподражание;

Развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальном инструменте;

Развитие тембрового слуха игру на музыкальном инструменте;

Развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;

Формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;

Формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с музыкой.

Виды занятий по музыкально творческому воспитанию детей.

Игры приветствия

Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способствовать.

Задачи:

  • способствовать адаптации ребенка в коллективе через общение;
  • развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса;
  • учить детей использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени;
  • находить мелодическую интонацию имени.

В процессе игры снимается психологический зажим, комплекс, ребенок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, верит в себя, происходит самосознание личности. Важно отметить ценность игры «Знакомство». Дети в игре не только знакомятся друг с другом, но и учатся общению, обмениваются информацией.

Игра-знакомство «Игра с гномом»

Задачи: способствовать адаптации детей в коллективе через коммуникативное общение; учить детей находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

Музыкальный руководитель прячет в ладони пальчиковую куклу-гнома. Дети зовут гномика, используя разную интонацию голоса. Гномик появляется и знакомится с детьми: «Как тебя зовут?»: «Я-Оля». Музыкальный руководитель: «Как мы будем играть твое имя?». Ребенок показывает вариант звучащих жестов для сопровождения своего имени. Все повторяют. Гномик подходит к другому ребенку и знакомится с ним.

Музыкальный руководитель сам решает, каких детей необходимо сегодня включить в игру. Успех деятельности неактивных детей способствует мотивации к участию в игре, развитию уверенности в своих силах. Участие в игре слишком активных детей удовлетворяет их потребность в деятельности и восполняет дефицит общения и внимания со стороны взрослых и детей.

Игра-знакомство «Человечек»

Задачи: находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

Кто сидит там в кулачке,

В разноцветном колпачке?

Вы, ребята постучите,

Человечка позовите!

Дети зовут человечка, использую разные интонации голоса. Пальчиковая кукла-человечек появляется и знакомится с детьми. Дети придумывают разные варианты звучащих жестов для сопровождения своего имени.

Игра-знакомство «Найди меня»

Задачи: развивать у детей внутренний слух, координацию движений в пространстве с закрытыми глазами, реагируя на звук.

Каждый ребенок придумывает интонацию своего имени. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, то они выбирают один вариант мелодии. Все дети свободно распределяются по залу. Выбирается ведущий, который с закрытыми глазами ходит и слушает детей. Ведущий подходит и поет имя того ребенка, к которому подошел, затем идет дальше.

Игра-знакомство «Маска» (модель А. Матио)

Задачи: учить детей создавать свой образ и передавать мимикой настроение, характер, использовать интонации голоса для передачи образа маски.

Дети сидят или стоят по кругу. Первый участник поворачивается лицом ко второму, с помощью мимики показывает маску на лице и сопровождает звуком. Второй участник копирует маску и звуки первого участника. Затем второй участник поворачивается к третьему участнику, показывает свою маску и т.д.. Игра продолжается.

Речевые игры (логоритмические), пальчиковые игры

Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонации голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста. 

Задачи: тренировать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения.

Логоритмические упражнения служат основой для разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного слуха, подготовки голосового аппарата к пению. В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями цветов, птиц дразнилками и т.д.. Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играют словами, звуками, тембрами звуков, оттенками речевых интонаций, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.        

Речевая игра «Мы идем»

Мы идем пешком, пешком,                   шагать ритмично по залу

А потом идем гуськом,                  идти на согнутых ногах

А потом бежим бегом,                   ускорить движение

Остановка : бом!                            Хлопнуть в ладоши на слово «бом»

Бом!

Пальчиковая игра «Теремок»

Между двух лесных дорог          протянуть руки друг другу

Стоит терем-теремок.                  соединить руки, сделать крышу

В этом тереме тетери                   помахать руками над головой

Захотели печь пирог.                   слепить пирожок руками

Если хочешь пироги,                   протянуть руки с пирогами друг другу

Заходи, заходи!                            ритмичные хлопки.

Игры со звучащими жестами

Цель: дать детям понятие о человеческом теле, находить и узнавать инструменты своего тела, сопровождать тексты звучащими жестами, переносить звучащие жесты на музыкальные инструменты.

Звучащие жесты-это игра звуками своего тела. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма в музыке. Основные тембры звучащих жестов- притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

В процессе игры со звучащими жестами происходит осознание того, что музыка может жить в каждом человеке. Человеческое тело-это оркестр, который может издавать звуки и сам звучать. Темброво-ритмическое воспитание на основе звучащих жестов позволяет создавать аккомпанементы, сопровождение к музыке. Поиск звучащих жестов составляет творческую часть игры и способствует тренировке памяти, развитию чувства ритма, тембрового слуха, умение создавать собственные модели.

Игра со звуком «Музыка во мне»

Задачи: учить детей находить звучащие жесты своего тела, прислушиваться к многообразию тембров звучащих жестов.

Музыкальный руководитель рассказывает детям, что человеческое тело может звучать, как оркестр. Музыкальный руководитель показывает инструмент (ладошки), хлопая: «А у вас есть такой инструмент? (Дети начинают хлопать). А какой еще есть у вас инструмент?» с помощью музыкального руководителя дети находят разные звуки-звучащие жесты.

Игра со звуком «Поющий листок»

Музыкальный руководитель дает детям листок бумаги и говорит: «В листочке живут звуки, давайте послушаем» Варианты звукоизвлечения: встряхнуть, щелкнуть по листку, разорвать медленно, разорвать быстро несколько полосок. Дети берут чистый лист бумаги и стараются найти звуки самостоятельно.

Игра со звуком «Поющие берега» (модель А.Маттио)

Задачи: развивать у детей внутренний тембровый и звуковысотный слух; развивать координацию движений в пространстве с закрытыми глазами, реагируя на звук; учить детей интонировать свой любимый звук; различать громкое и тихое звучание.

Дети встают в две шеренги напротив друг друга-это волшебная река с поющими берегами. Каждый ребенок поет свой любимый звук. Один участник игры плывет по реке с закрытыми глазами. Ели ребенок подплывает слишком близко к берегу, поющие берега усиливают звучание. Игра продолжается участник меняется.

Варианты озвучивания берегов: голосом, звучащими жестами, музыкальными инструментами, шуршащей бумагой.

Инструментальное музицирование

Задачи: познакомить детей с музыкальными инструментами, их устройством, звукоизвлечением; развивать у детей тембровый, звуковысотный компоненты музыкального слуха, чувство ритма, чувство ансамбля, слуховой самоконтроль, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах.

Инструментальное музицирование-это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра и динамики. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания разных инструментов. После того как ребенок знакомится с музыкальными инструментами, их устройством, он сам изобретает приемы игры, звукоизвлечения на своем инструменте, делает для себя открытие. Важным фактором воздействия музыкальных инструментов на детей является прямая зависимость между физической деятельностью и образованием звука. В групповых моделях дается возможность каждому участнику стать ведущим, лидером, «дирижером» и показать свой вариант, свою модель исполнения.  

Музицирование. Игра «В лесу»

Задачи: продолжать знакомить детей с детскими музыкальными инструментами и звучащими игрушками-самоделками, вызвать желание у детей поиграть, найти свой звук.

Музыкальный руководитель заранее вносит в зал дерево (бутафорию) и развешивает на ветках музыкальные инструменты. Педагог: «В нашем зале появилось чудо-дерево. Вместо листочков на нем растут звучащие предметы. Давайте их послушаем»

Музыкальный руководитель снимает с веток инструменты по очереди и играет на них. Дети с помощью педагога называют ассоциации, вызванные звуком. Каждый ребенок по желанию выбирает инструмент и извлекает из него звук. В процессе игры дети меняются инструментами.

Музицирование. Игра «Знакомство»

Задачи: развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах, учить детей играть детей на музыкальных инструментах, изобретая различные звуки, различать звучание музыкальных инструментов.

Дети садятся в круг с музыкальными инструментами. Один участник играет, импровизируя на музыкальном инструменте. Затем он передает свою роль другому участнику жестами рук, движением корпуса, глаз. Второй участник играет, импровизируя на своем инструменте.  Игра передается другому участнику. Так проходит представление каждого музыкального инструмента.  Каждый ребенок выступает в роли автора, исполнителя и слушателя.

Музицирование. Игра «Я пою на одном звуке» (модель В.Жилина)

Задачи: учить детей декламировать на одном звуке в свободном звуке в свободном ритме, соединять пение с игрой на металлофоне.

Дети садятся на пол по кругу. Один ребенок играет на одной пластине металлофона и поет (соло). Все повторяют его песню (тутти). Металлофон передается ребенку, сидящему рядом.  Песня (соло) может быть декламацией вне ритма.

Музицирование. Игра «Соло-тутти»

Задачи: учить детей самостоятельно общаться с музыкальным и инструментом, использовать в игре различные способы получения звука, различать звучание одного инструмента-соло и звучание всего оркестра-тутти, импровизировать на музыкальных инструментах, изобретая различные звуки.

Дети садятся с музыкальными инструментами в круг. В центре круга-дирижер с тарелкой в руках. На удар дирижера по тарелке один раз все импровизируют на своем инструменте (тутти). Далее дирижер подходит к одному из участников оркестра и показывает на него палочкой. Участник играет (соло) на своем инструменте. Дирижер кладет тарелку с палочкой на пол, меняется местами с любым участником. Все участники оркестра переходят к другим музыкальным инструментам, игра продолжается.

Танцевальные миниатюры

Задачи: учить детей свободно ориентироваться в помещении, в пространстве, создавать условия для адаптации ребенка в коллективе через коммуникативное двигательное общение, учить самовыражению через движение, коммуникативному творческому процессу в изобретении танцевальных моделей, реагировать сменой движений на характер музыкального сопровождения.

Танцевальные движения осваиваются ребенком быстро и легко, так как практически нет сложных фиксированных движений. Дидактика разучивания танца построена на творчестве, изобразительности. Ребенок не испытывает страха дискомфорта от мысли, что делает что-то неправильно: идет не в ту сторону, танцует не с той ноги. Ребенок танцует, как ему нравится, проявляя при этом выдумку и фантазию. Ребенок учится танцевать музыку и стихи. В танце дети учатся общению друг с другом.

Танцевальные миниатюры дают возможность детям побывать в состоянии покоя, услышать свой внутренний голос, почувствовать сове ровное, спокойное дыхание, удары своего сердца. Миниатюры благотворно влияют на психику ребенка, расслабляют его. Детям бывает трудно выполнить медленное, плавное движение, и танцевальные миниатюры помогают погрузиться в образ, содержание текста. Ребенок испытывает чувство комфорта, прибывает в состоянии релаксации. Этот процесс воплощается в танце, пластическом интонировании.

Пластическое интонирование- это один из способов, одна из возможностей проживания образов танцевальных миниатюр, когда любой жест, любое движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование-это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и передающее ее образ. Исполнение музыки движением дает возможность музыкальному руководителю увидеть, как слышит музыку каждый воспитанник.

Танцевальная миниатюра «Танец осени»

Задачи: учить детей свободно ориентироваться в пространстве с предметом, передавать характер музыки легкими движениями с помощью платка.

Звучит инструментальная музыка. Музыкальный руководитель выполняет движения с газовым платком побуждая детей к действию: «Платочек, как осенний листик, кружится (размахивает платком перед собой), падает на землю (подбрасывает платок в воздухе). Платочек, как ветер, легкий, нежный (дует на платок). Осень-модница меняет свои наряды каждый день-то желтое платье надевает, то зеленое, то красное. Гуляет по садам и скверам (двигается свободно по залу, кружится) и тихо засыпает (приседает и накрывает голову платком)»

Танцевальная миниатюра «Театр рук и ног»

Звучит фонограмма Рондо Венециано. Необходима ширма. Одна часть детей-зрители, вторая-артисты за ширмой.

Музыкальный руководитель: «Посмотрите, сколько сказочных существ сбежалось. Как вы думаете, кто это?» Дети за ширмой под музыку изображают руками сказочных существ. Можно на руки одеть разноцветные перчатки, украшенные бантиками, рюшами, крыльями. Существа то танцуют на месте, общаясь друг с другом, то куда-то бегут.

Светлое, радостное звучание сменяется звучанием более низкого регистра-это танец загадочных ног (ширму слегка приподнять). Ноги могут быть обуты в разную обувь, одеты в разные носки. Можно использовать звенящие браслеты, украшения.

При повторении танцевальной миниатюры зрители становятся артистами, чутко реагирующими на характер звучания музыки. Каждый ребенок старается создать и воплотить свой причудливый образ.

Планируемы результаты музыкально-творческого воспитания детей в процессе музыцирования:

  • Двигательная активность;
  • речевая активность;
  • проявление элементарной ритмичности;
  • самостоятельная ориентация в пространстве;
  • умение слышать и различать звуки, звучащие жесты, интонации голоса;
  • умение слышать и различать тембры музыкальных инструментов;
  • эмоциональный отклик на музыку;
  • умение выразительно петь, приближаясь к точной интонации;
  • умение передавать музыкально-игровые образы;
  • умение находить пару, двигаться с предметами.

Движение содержит в себе огромный потенциал для развития импровизации в хореографии. Только тогда, когда хорошо настроены все инструменты, оркестр зазвучит слаженно и звучно. Если будет развит такой инструмент, как человеческое тело, голос и слух будут развиваться как составные части целого. Ребенок постигает мир через движения тела, движение в свою очередь служит для постижения ребенком своего тела.

В процессе творческого взаимодействия ребенок приобретает опыт самовыражения и коммуникативной деятельности, опыт самореализации личности через близкие и доступные формы, знакомые с детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Участвовала в международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы». Секция №5 «Психолого-педагог...

Презентация "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"

Презентация "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.     Формирование личности...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.

Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает н...