Викторина "День родного языка"
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мероприятие «День родного языка» в подготовительной группе
Викторина «В мире родных слов»
Задачи:
- закреплять знания о Международном дне родного языка;
-развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов,
-развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать любовь к своей стране, якутскому, русскому языку;
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций якутской, русской национальной одежды, сувениров, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке.
Оборудование и материал: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и чороонов, детали для их украшения, клей, магнитофон, медали.
Одежда: национальная одежда
Ход мероприятия
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.
Инсценировка: стук в дверь, входят три мальчика.
1 мальчик: Не сердитесь!
2 мальчик: Не обижайтесь!
3 мальчик: Не злитесь!
Воспитатель: Где вы были?
1 мальчик: Недалеко!
2 мальчик: Близко!
3 мальчик: Рядом!
Воспитатель: Присаживайтесь. Как-то вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова-друзья)
- Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат и пишутся по-разному)
- Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)
- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем малышами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. На русском и на якутском и.т.д. Наша группа русскоязычная, все мы говорим на русском языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском, якутском)
- Богат и красив наш якутский, русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»
Жура-жура-журавель,
Облетел ты сто морей,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. ( Республика Саха (Якутия)). А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
- Сейчас мы проведём викторину «В мире родных слов», где и проверим ваши знания.
- И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»
«Приветствие команд»
- Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.
«Знайки» Мы представляем команду знаек
«Умники» Мы представляем команду умников
1 задание. «Разминка»-зарядка для ума. Отвечать быстро.
Команде «Знайки»
Назовите якутские посуды
Как называется якутская национальное жилище
Как называется самая большая река в Якутии
Команде «Умники»
Как называется танец якутов
Как называется орудие охотника
Как называется якутское национальное платье
2 задание Игра «Слова – друзья»
Воспитатель показывает картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).
-Река бежит (бурлит, журчит, шумит, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)
3 задание. «Пословицы и поговорки»
- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
- Язык острее бритвы.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Меньше слов-больше дела
- Слушай больше, а говори меньше.
4 задание. Игра «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается-берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса-прическа у девочки, коса-косить траву).
5 задание. Игра «Наоборот»
- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, громкий и др.)
7 задание. «Украшение матрёшки»
- Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.
Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).
- Ребята, теперь послушайте стихи про посуду «Чороон»
Вы посмотрите, как светло и ровно
Похож на задушевный разговор,
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
В нём оживает старина седая,
Умельцев давних тёмная судьба.
Вот мчаться кони, время обгоняя,
Вот высится нетленно городьба.
И Лена непременной бороздою
Лежит среди немереных лесов,
И над её стремительной водою
Застыли пики скальных гольцов.
Так пусть в веках бежит смело и ровно
По стенкам деревянного чорона
Бессмертный, незатейливый узор.
-Еще одно задание: Кто дружнее и быстрее и аккуратнее украсит чороон, у какой команды будет составлен красивый узор.
Работа детей (в это время звучит якутская народная музыка)
Оценка работ.
- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)
- Как вы думаете, почему мы сегодня украшали чороон? (чороон-якутская посуда, из нее пьют напиток кумыс на национальных праздниках)
- Повесим эти сувениры в нашей группе? (да)
Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.