Викторина "День родного языка"
материал (подготовительная группа) на тему

Егомина Марина Валерьевна

Мероприятие посвященное ко "Дню родного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Мероприятие «День родного языка» в подготовительной группе

Викторина «В мире родных слов»

Задачи:

- закреплять знания о Международном дне родного языка;

-развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов,

-развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать любовь к своей стране, якутскому, русскому языку;

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций якутской, русской национальной одежды, сувениров, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке.

Оборудование и материал: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и чороонов, детали для их украшения, клей, магнитофон, медали.

Одежда: национальная одежда

 

Ход мероприятия

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.

Инсценировка: стук в дверь, входят три  мальчика.

1 мальчик:  Не сердитесь!

2 мальчик:  Не обижайтесь!

3 мальчик: Не злитесь!

Воспитатель:  Где вы были?

1 мальчик:  Недалеко!

2 мальчик:  Близко!

3 мальчик: Рядом!

Воспитатель:  Присаживайтесь. Как-то  вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова-друзья)

- Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат  и пишутся по-разному)

- Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)

- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем малышами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. На русском и на якутском и.т.д. Наша группа русскоязычная, все мы говорим на русском языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском, якутском)

- Богат и красив наш якутский, русский язык. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»

Жура-жура-журавель,

Облетел ты сто морей,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель:  Ребята, назовите наш родной край. ( Республика Саха (Якутия)). А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

- Сейчас мы проведём викторину «В мире родных слов», где и проверим ваши знания.

- И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»

«Приветствие команд»

- Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.

 

«Знайки» Мы представляем команду знаек

«Умники» Мы представляем команду умников

1 задание. «Разминка»-зарядка для ума. Отвечать быстро.

Команде «Знайки»

Назовите якутские посуды

Как называется якутская национальное жилище

Как называется самая большая река в Якутии

Команде «Умники»

Как называется танец якутов

Как называется орудие охотника

Как называется якутское национальное платье

2 задание Игра «Слова – друзья»

Воспитатель показывает  картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).

-Река бежит (бурлит, журчит, шумит, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)

 

3 задание. «Пословицы и поговорки»

- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Меньше слов-больше дела

- Слушай больше, а говори меньше.

 

4 задание.  Игра «Многозначные слова»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается-берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса-прическа у девочки, коса-косить траву).

 

5 задание. Игра «Наоборот»

- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький.  (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, громкий и др.)

 

 7 задание. «Украшение матрёшки»

- Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская…        (матрёшка)

- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее  и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).

- Ребята, теперь послушайте стихи про посуду «Чороон»

Вы посмотрите, как светло и ровно
Похож на задушевный разговор,
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
В нём оживает старина седая,
Умельцев давних тёмная судьба.
Вот мчаться кони, время обгоняя,
Вот высится нетленно городьба.
И Лена непременной бороздою
Лежит среди немереных лесов,
И над её стремительной водою
Застыли пики скальных гольцов.
Так пусть в веках бежит смело и ровно
По стенкам деревянного чорона
Бессмертный, незатейливый узор.

-Еще одно задание: Кто дружнее и быстрее и аккуратнее украсит чороон, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит якутская народная музыка)

Оценка работ.

- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

- Как вы думаете, почему мы сегодня украшали чороон? (чороон-якутская посуда, из нее пьют напиток кумыс на национальных праздниках)

- Повесим эти сувениры в нашей группе? (да)

Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания  о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.