«Психолого-педагогические основы художественно-эстетического развития» на тему: «Ознакомление детей подготовительной группы с народными промыслами»
материал (подготовительная группа) на тему

Яковлева Мария Геннадьевна

1.Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетического развития». 

2.Декоративно-прикладное искусство в ОО «Художественно-эстетического развития

2.1 Значение произведений ДПИ в развитии детей

2.2 Особенности декоративно-прикладного искусства.       Требования к отбору произведений для дошкольников

2.3Задачи ознакомления подготовительной группы с произведениями декоративно-прикладного искусства

2.4Методы и приемы обучения декоративному рисованию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по дисциплине

«Психолого-педагогические основы художественно-эстетического развития» на тему:

«Ознакомление детей подготовительной группы с народными промыслами»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………....стр.3

1.Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетического развития». ……………………………….……………стр.5

2.Декоративно-прикладное искусство в ОО «Художественно-эстетического развития…………………………………..……………….…………..…стр.7

2.1 Значение произведений ДПИ в развитии детей…..……………….стр.8

2.2 Особенности декоративно-прикладного искусства.       Требования к отбору произведений для дошкольников……………..………………стр.10

2.3Задачи ознакомления подготовительной группы с произведениями декоративно-прикладного искусства………………..………………..стр.11

2.4Методы и приемы обучения декоративному рисованию………...стр.12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…стр.14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………стр.15

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….стр.16

ВВЕДЕНИЕ

Любознательность в человеке нужно поощрять с детства. Любить красоту тоже нужно учить с детства (именно учить, помогать маленькому человечку различать прекрасное, это ведь не так просто).

Случается так, вырос человек, и образованный, и успешный, и эффективный. Но пустой. Смотрит на живопись – и видит краску на куске ткани, смотрит на церковь – видит кирпичи и штукатурку. Его лишили  этой радости – видеть живопись, слушать музыку, внутренне вибрировать в такт стихотворению… Лишили – или просто не научили – наслаждаться самым прекрасным, что есть в жизни.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» играет важную роль в жизни человека с самого раннего возраста, когда ребенок стремится к познанию окружающего его мира, развивается самостоятельность мышления и любознательность.

Задачей данной области является воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у детей творческих умений, приобщение к миру искусства, осознания детьми чувства прекрасного.

Знакомя детей с искусством, мы не можем оставить без внимания наиболее древний по своему происхождению вид искусства – декоративно-прикладное искусство, с которого зародилось современное искусство.

Цель реферата – описать влияние ОО «Художественно-эстетическое развитие» на детей подготовительной группы на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Задачи реферата:

- выявить основные задачи ОО «Художественно-эстетического развития»

- ознакомить детей подготовительной группы с ДПИ,  его особенностями, значением

- определить задачи ознакомления подготовительной группы с произведениями ДПИ

- обозначить требования к отбору произведений для ознакомления детей

- описать методы и приемы обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию

- развить у дошкольника  интерес к  искусству

  1. Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетического развития».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и д.р)[1] -  такое описание образовательной области «Художественно-эстетического развития» приведено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования(далее-ФГОС ДО).

Так же, в соответствие с ФГОС ДО приобщение к рассматриваемой области подразумевает совместную деятельность воспитателя с детьми и самостоятельную деятельность в следующих направлениях:

- изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

- конструктивно-модельная деятельность(конструирование из разного материала, конструкторы, модули, бумага, поделки из природного материала)

- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

- приобщение к искусству (развитие эмоциональной восприимчивости произведений различных жанров,  ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства, воспитание умения понимать содержание произведений искусства).                                                                                                                                                                                                                  

Настоящий стандарт ставит перед воспитателем ряд задач в области «художественно-эстетического развития», такие как:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-  становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- побуждение к сопереживанию персонажам художественных произведений;

- побуждение к самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что воспитатель решая задачи образовательной области «Художественно-эстетического развития», дает знания о природе, о мире художественных ценностей, учит понимать, любоваться, созерцать, эмоционально переживать увиденные или услышанные произведения искусства,  развивает творческие способности детей – эти знания дают уже во взрослой жизни человеку более ярко и красочно воспринимать окружающий мир. 

Данная рассматриваемая область  очень обширна и содержит в себе несколько разных направлений, которые невозможно отразить в одном реферате, поэтому в данной работе мы рассмотрим один вид искусства – это декоративно прикладное искусство.            

  1. Декоративно-прикладное искусство в

ОО «Художественно-эстетического развития

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани,  мебель, художественное стекло, фарфорфаянс, ковры, ювелирные и другие художественные изделия.

Это область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества.

Исходя из вышеизложенного, на мой взгляд, знакомя детей дошкольного возраста с ОО «Художественно-эстетического развития», нельзя обойти вниманием декоративно-прикладное искусство, так как оно доступно детскому восприятию и несет в себе понятное содержание. Далее мы подробно рассмотрим значение, особенности, задачи ознакомления и методику ознакомления детей подготовительной группы с ДПИ.

  1. Значение произведений ДПИ в развитии детей

Декоративно-прикладное искусство – один из видов художественного творчества. Изначально оно не создавалось как искусство. Произведения ДПИ создавались и создаются для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Это самостоятельная специфическая форма художественного творчества, отражения и познания мира. Произведения ДПИ способны не только отражать, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Люди делали необходимые в быт вещи, создавая предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда, боевое оружие. В произведениях ДПИ, созданных народными умельцами отражается общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер, духовная культура разных временных периодов.

ДПИ обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. 

Посредством знакомства  с данным видом искусства происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, сохраняется приемственность национальных традиций. ДПИ помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление к творческому процессу - передать воспринятую красоту, запечатлеть предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Произведения ДПИ доступны детскому восприятию. Этот вид художественного искусства оригинален по своему замыслу, красочен, несёт в себе понятное содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины,  орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

2.2 Особенности декоративно-прикладного искусства.       Требования к отбору произведений для дошкольников

Каждый вид искусства в целом, как и произведение искусства в частности несет в себе определенный смысл, идею, воспитательную и познавательную ценность. Особенностями ДПИ, на мой взгляд, являются:

- большая выразительность, продуманность образа, лаконичность( все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выделяется особенно четко, что делает народное искусство особо понятным и доступным для детей).

- декоративность и красочность(смелые, часто контрастные цветовые сочетания народного мастера, делают произведения необыкновенно привлекательными)

-  знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида(гжел, хохлома, дымковская игрушка, городец, жостово), вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности ребенка.

- передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру

В данной работе мы рассмотрим подробно старинный русский народный промысел Хохлома. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Особенностью хохломской росписи так же  является орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основное свойство орнамента - это ритм. Ритм – это определенная упорядоченность однохарактерных элементов, он может быть простым и сложным.

В ходе ознакомления детей с ДПИ следует учитывать некоторые требования которые предъявляются к произведениям искусства, такие как:

- произведения должны нести познавательный характер

- должны быть доступными, понятными, доходчивыми для детей

- в них должно быть выделено главное и основное

Знакомя детей подготовительной группы с хохломской росписью стоит показать детям предметы быта с хохломской росписью, открытки, диафильмы, слайды, иллюстрации, показать примеры узоров, орнамента.

В подготовительной группе уже идет искусствоведческий рассказ о промысле; где возник, где сделан, технологию промысла.

  1. Задачи ознакомления подготовительной группы с произведениями декоративно-прикладного искусства

Перед воспитателем подготовительной группы поставлены следующие задачи ознакомления с декоративно-прикладным исскуством:

- продолжать развивать декоративное творчество детей(в старшей группе воспитатель уже знакомил детей с ДПИ)

-  развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская,

мезенская  роспись  и  др.).

- учить  детей  выделять  и  передавать  цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

- закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек;

- расписывать вылепленные детьми игрушки;

- закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные

для него элементы узора и цветовую гамму.

  1. Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Для лучшего усвоения материала по декоративному рисованию воспитатель в своем занятии использует следующие методы и приемы обучения:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;                                                                                         - метод сравнения(сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа)                                                                                                       - использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

- упражнения в начале занятия с детьми 6-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания.

- демонстрация способов изображения сложных узоров, орнамента, элементов для детей 6-7 лет

- применение фланелеграфа для построения композиций, расположению узора

- проговаривание последовательности работы, называние элементов орнамента, действия при его воспроизведении в рисовании(«ребятки, завиток ведем вверх, потом вниз…»

При проведении обучения с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всего вышесказанного, можно отметить, что художественно-эстетическое развитие очень важно для полноценного проживания детства и дальнейшей взрослой жизни. Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, замечать отдельные детали, любоваться окружающей природой – одна из главных, на мой взгляд, целей воспитателя.

Ознакомление детей с декоративно-прикладным творчеством так же несет сугубо положительное влияние на всестороннее развитие дошкольника. Оно является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

                 Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ФГОС ДО • ФЗ №1155 от 17.10.2013

2.Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства DOC. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 280 c. — (Серия: Высшее образование)

3. интернет ресурс http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library

4. интернет ресурс http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2011/11/25/risovanie-khokhlomskaya

5. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2004. -  №9

6.Википедия -  wikipedia.org/wiki/Хохлома

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы на тему «Золотая хохлома»

Цель: Основной целью данного занятия является ознакомление детей подготовительной группы с хохломой

Задачи:

- продолжать знакомить с хохломским

-уточнять представление детей о родной стране, расширять знания о видах художественного промысла.

- закрепление знаний народных промыслов

-воспитание интереса к народной культуре

- активизация познавательной активности

- пополнение словаря

Виды деятельности: художественная, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Материал:  изделия с хохломской росписью, иллюстрации, открытки, лист бумаги формат А4 желтого цвета, гуашь: красного, зелёного и чёрного цветов, поролоновая палочка печатка, кисти, баночка для воды.

Ход мероприятия:

                 

Воспитатель: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку будущей чаши. Потом сушит её и покрывает её тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник рисует затейливый орнамент. Не кашу варить, а для просушки, для «закваски». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисункам!

Воспитатель предлагает детям взять в руки хохломские изделия и внимательно рассмотреть их, поближе познакомиться.

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

  Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломской

                               П.Синявский

Воспитатель: Почему именно «золото» пришлось по душе мастерам? Разве мало других веселых, радующих глаз цветов?(ответы детей).  Золото всегда олицетворяло счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. В народе говорили: «Золото не горит, а чудеса творит; живут - золото весят, т.е живут в полном порядке.

Бедна была домашняя деревенская обстановка. Но когда крестьянин собирал свадебный пир, приятно поставить на стол отливавшую золотом, украшенную гроздьями рябины, травяным орнаментом.

Воспитатель: Ребята, откуда к нам пришла эта весёлая посуда? Из чего эти изделия сделаны? Почему её называют золотой, как происходит это волшебное превращение?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться кистью писать основные элементы росписи. Какие нам нужны краски по цвету?

Ответы детей.

Воспитатель демонстрирует элементы росписи на изделиях, показывает технику письма, дети повторяют за ним.

«Травинка»- легкий нажим.

«Капелька»- нужно легко прикоснуться кисточкой к бумаге.

«Усик»- пишется тонкой линией без нажима, заворачиваясь в спираль.

«Завиток»-нужно сделать легкий нажим.

«Ягодки»-рябинки печатаем поролоновой палочкой-печаткой, клубнику, крыжовник пишем кисточкой, а когда ягодка подсыхает, «оживляем» её желтым цветом.

«Листики»- листья на стебельке могут располагаться попарно - это узкие листья рябины.

Ребята, а теперь попробуем нарисовать орнамент с «ягодками» и «листочками». Концом тонкой кисточки (кисть держим вертикально к поверхности листа) рисуем ведущую линию слева направо, начиная с нижнего левого угла, и ведем вверх (большой завиток)

Заканчивать линию нужно листиками ягодками. Листики и ягодки находятся как бы на концах линий и словно продолжают завиток. От ведущей линии налево и направо рисуем вспомогательные линии- завитки. Узор дополняется «усиками», «травкой». Затем «оживляем» - раскрашиваем.

В конце занятия подводятся итоги.

Отметить работы за исполнение, оригинальность замысла, усердие и самостоятельность.

Воспитатель: Скажите, ребята, понравилось вам быть мастерами?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте устроим выставку- повесим наши рисунки на стенды?

Воспитатель: Давайте посмотрим работы друг друга и похвалим за работу!


[1] ФГОС ДО • ФЗ №1155 от 17.10.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Перспективный план работы кружка художественно-эстетического направления «Талантливые пальчики» по ознакомлению детей 6-7 лет с народным декоративно – прикладным искусством.

Перспективный план работы кружка художественно-эстетического направления «Талантливые пальчики» по ознакомлению детей 6-7 лет с народным декоративно – прикладным искусством....

Ознакомление детей подготовительной группы народными промыслами

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произвелений народного прикладного искусства....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию по теме «Птицы прилетели» Подготовительная группа

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному и художественно-эстетическому развитиюпо теме «Птицы прилетели»Подготовительная группа...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Замок Снежной Королевы».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Ракета в космосе».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...