Дети в мире природы. Патриотическое воспитание
материал (старшая группа) на тему

Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №2 «Рябинка»

Заикина Светлана Фёдоровна

Дети в мире природы

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

  Замечательный человек и актер Евгений Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья из которой ушла шутка, юмор, игра».

  Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно- нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей — вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

  В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, патриотическое и духовно-нравственное воспитание становится одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

  Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

  Одним из действенных средств для решения этих задач является образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении.

  Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта нашего педагогического коллектива — растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

  Формирование такого осознанного отношения к природе — длительный процесс. Поэтому  закладывать основы следует как можно раньше. Хотим поделиться своим опытом решения проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания через воспитание любви к родной природе.

  Интерес к природе у дошкольников проявляется:

  • в стремлении познать природу (живую и неживую);
  • в чтении (слушании) книг о природе;
  • в деятельности по защите природы;
  • в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
  • в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

  Нам повезло: в 10 минутах ходьбы от детского сада расположен парк 1812 года. Несколько раз в месяц мы совершаем туда прогулки, и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны лесопарка, жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой. Мы приходим туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения. Самое главное правило для нас: «Лес любит тишину!». Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, муравейники, брать домой животных, ломать деревья, уничтожать насекомых, сбивать ногами грибы. Усвоение дошкольниками этих правил порождает заботу о лесе. Доброе отношение к лесопарку и его обитателям помогает дошкольникам лучше разобраться в законах и тайнах природы. Дети непосредственны, открыты для общения с природой, они хотят и могут многое узнать. Важно помочь им в этом, научить их видеть, слышать, наблюдать природу.

  Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятней, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

  Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. Чудесные мелодии привлекают детей, побуждая к фантазированию, ассоциативному мышлению, творческим импровизациям, желанию творить. Все в окружающем нас мире «поет»: пение птиц, журчание воды, шелест листьев, шум ветра, вьюги. Мы считаем одной из главных задач приобщения детей к природным истокам – научить их слышать, понимать и наслаждаться голосом природы. Вместе с музыкальным руководителем мы организуем целевые прогулки, чтобы послушать шелест листвы, утреннее пение птиц, скрип деревьев в ветреную погоду, а затем на музыкальных занятиях услышать эти звуки в произведениях великих музыкантов. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал В.А. Сухомлинский.  

   Мы организуем тематические выставки : «Осень в произведениях русских поэтов и художников», «Весенние переливы», экскурсии в картинную галерею, где дети не только любуются авторскими картинами, но и сами создают их как с помощью традиционной  техники рисования, так и нетрадиционной. Это и березовая роща, и одуванчики на лугу, раскидистое дерево, золотая осень, зима в лесу.

  С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства мы организуем, труд в природе: выращиваем комнатные растения, цветы, подкармливаем птиц, белок. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда.

   Дети любят путешествовать в любое время года. Их не пугают ни жаркое летнее солнце, ни хмурые осенние облака, ни зимний мороз, ни весенняя распутица. Во время таких прогулок дети обращают внимание на красоту нашей природы и стараются защитить ее от варварского  воздействия. Как  дети радуются, если удалось спасти надломленную ветку, обмотав ее носовым платком! Как удивляются красоте тонкого прозрачного ледка на воде! С каким энтузиазмом расшифровывают тайнопись загадочных следов на первом снегу: это кошка пробежала или собака.

  Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение  готовится с самого раннего возраста. В нашем детском саду ежегодно в декабре проводится акция «Сохраним елочку – красавицу наших лесов». Цель этой акции воспитание бережного отношения к ели, желание сохранить ее в лесах Калужской области.

  Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

-выставки: «Осенний букет», «Осенние фантазии», «Осень щедрая пора»;

-оформление мини-музеев: «Насекомые», «Эти удивительные птицы» и др;

-благоустройство территории ДОУ: выращивание рассады цветов, оформление клумб;

-природоохранные акции: «Посади цветок», «Изготовление кормушек»;

-участие в природоведческих экскурсиях.

  Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.

  Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. А это возможно благодаря систематической, целенаправленной работе .

   И так, сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответственным потребителем природной среды, а наоборот, воспитает желание защищать и оберегать ее, радоваться ее красоте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование целостной картины мира (нравственно-патриотическое воспитание) "Семь Я" подготовительная группа

В обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Необходимо убеждать детей в том, что только нравственность и этичность ...

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».

: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. « В мире цветов»

Цель:1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре.3. Учить де...

"Создание условий для познания ребенком мира природы (экологическое воспитание)"

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой  природы, а именно миром растений ,  начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и пер...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.

Патриотическое воспитаниедошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.  «Мир, окружающий ребенка -  это, прежде  всего мир природы с безграничным богатство...