Конспекты занятий
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Фомина Инна Николаевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод «Птицы»34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №65 «Калинка» г. Волжского Волгоградской области

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог: Фомина Инна Николаевна

Раздел: экологическое воспитание  Группа: старшая  группа

Тема занятия: «Птицы»

Цель занятия: закрепление знаний о птицах.

Задачи: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности

Предварительная работа: беседы о временах года и о птицах; наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц.

Словарная  работа: активизировать словарь: названия зимующих и перелетных птиц, звукоподражание.

Материалы и оборудование: инвентарь для опыта: стакан с соленой и пресной водой, сырое яйцо, одноразовые ложечки, таблица для фиксирования результата опыта. Глобус. Аудиозапись «Звуки природы».

Предполагаемый результат: дети закрепят знания о признаках  весны, о зимующих и перелетных птицах; обогатят словарный запас.  

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • Постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной)
  • Определение целей и задач, которые воспитатель хочет достичь на данном этапе занятия
  • Описание методов организации работы воспитанников на начальном этапе занятия, настрой воспитанников на учебную деятельность, предмет и тему занятия ( с учетом реальных особенностей группы с которой работает педагог)

Цель этапа:

Настроить детей на активную работу на занятии (создание позитивного эмоционального настроя)

Задачи:

  • Активизировать внимание детей.
  • Заинтересовать темой занятия.

Методы:

Наглядно-действенный, словесно-творческий.

Приемы: чтение стихотворения.

Результат: готовность детей к занятию.

В - Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный, прекрасный, солнечный день. Давайте  порадуемся весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга.  Мы, возьмемся за руки и передадим тепло друг другу. А сейчас Денис прочтёт вам  отрывок из  стихотворения. А вы должны угадать, о каком времени года идёт речь, и как вы об этом догадались.

 Денис (читает стихотворение):

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.                                      /С.Маршак/    

 (Дети  определяют время года, о котором идёт речь в стихотворении, называют  его признаки).                                                

В-Воспитатель: Ребята, а вы еще какие времена года вы знаете?

Д.- дают свои ответы

2.

Опрос воспитанников по заданному на дом материалу, включающий:

  • Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут воспитанниками;
  • Определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на этом этапе занятия;
  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

Описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия:

  • Определение возможных действий педагога в случае если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации совместной деятельности воспитанников с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе опроса

Цель: закрепление ранее полученных знаний.

Задачи:

  • Создать положительное эмоциональное настроение.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки взаимодействия.

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

Результат: дети ?

В.- А  сейчас посмотрите  на  картины. Рассмотрите их и выберите  картину  о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это  весна.                                                                        Д.- Снег потемнел, кое-где видна земля, небо голубое, ярко светит солнце, журчат ручьи, прилетели птицы…

В.-А какие приметы весны вы ещё знаете? (ответы детей).

(Звучит аудиозапись голоса птиц)

В.-  А  без кого весна, не весна?                                                                          

Д.- Без  птиц.                                                                                                                                       В.-  А  сейчас мы поговорим о птицах.

3.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятия);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;

Цель: формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

  • Расширять представление о птицах.
  • Совершенствовать умения отличать зимующих от перелетных птиц.

  • Формировать навыки бережного отношения к птицам.

В- Я предлагаю вам поиграть и загадки отгадать (работа со слайдами)

Д.- Отгадывают загадки и называют птиц.

1. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

(Выходит слайд)

2. В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет? (Воробей)

(Выходит слайд)

3. Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу. (Сорока)

(Выходит слайд)

  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен воспитанниками

      (на основе содержания      данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом)

  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе освоения нового учебного материала.

Методы: игра, словесный, наглядный.

Приемы: отгадывание загадок, игровой,  работа со слайдами.

Результат: дети научаться отличать зимующих от перелетных птиц.

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её … (Ворона)

(Выходит слайд)

5. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

(Выходит слайд)

6. Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг? (Дятел)

(Выходит слайд)

7.  Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце. (Ласточка)

(Выходит слайд)

8. Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день (Скворец)

(Выходит слайд)

9. Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)
(
Выходит слайд)

10. Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

(Выходит слайд)

11. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.  (Журавль) 

(Выходит слайд)

12. В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? -
(Кукушка)

(Выходит слайд)

В.- Как  мы называем птиц, которые  зимуют с нами?                      

Д.- Птицы, которые зимуют с нами,  называются зимующие.

В.-   Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.

Д.- воробей, сорока, ворона, голубь, синица, дятел …  

В.-   Как  называют птиц, которые  прилетают к нам  весной?                                            Д.- Птицы, которые прилетают, к нам из  тёплых краёв  называются перелётными.

В.- Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

Д.-  ласточка, скворец, грач, лебедь, журавль…

В.-   : Ребята, а скажите что общего у  всех птиц?                                                    

Д.- У всех птиц есть голова, клюв, 2 лапки, крылья, хвост, тело покрыто опереньем, на лапках есть коготки.…

В.- А чем они отличаются друг от друга?                                                                                 Д.- Птицы бывают большие, а бывают маленькие. Разный цвет оперенья, размер крыльев, форма хвоста, форма клюва, по разному передвигаются.

Физ. минутка. 

«Сел на ветку снегирёк»

В.- Ребята, а давайте еще поиграем. Но сначала нам надо разделиться на 2 команды. Перед вами разрезные картинки с изображением птиц, вам надо как можно быстрее и правильно собрать этих птиц. (после того как все картинки будут собраны, попросить детей описать из каких геометрических частей состоят птицы, какого цвета и попросить их посчитать).

В.- : Ребята, а какую пользу приносят птицы?

Д.-  Питаясь насекомыми, они помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше.                                                                                                          В.-  А как вы думаете, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?                                                                                                               Д.-  Некому будет защищать сады, леса, парки,  поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.                                                                        В.-  Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Но люди не всегда отвечают ей добром. Как люди вредят природе?  Ломают ветки деревьев, рвут красивые цветы, разоряют гнёзда птиц, ловят для своего развлечения бабочек, стрекоз, разных жуков. Скажите можно ли так вести себя?                                                                                                                         Д.-  Нет нельзя.    

В.-  Давайте с вами поиграем еще в одну  игру «Один  - много».

Дети встают в круг, игра с мячом:

Один воробей – много воробьёв;

Одна синица – много синиц;

Одна ворона – много ворон;

Одна сорока – много сорок;

Один снегирь – много снегирей;

Один дятел – много дятлов.

В.- А чем же заняты  птицы весной?                                                                                             Д.-  Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые.                                                                                                                                     В.-  А где птицы стоят свои гнёзда?                                                                                        Д.-  Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.                                                                                                                                  В.-  А из чего птицы строят свои гнёзда?                                                              

Д.-  Из сухих травинок, соломы, веточек, кусочков мха…

(рассматривание слайдов)

В.- Дети, а какие правила нужно соблюдать по отношению к птицам?

(вспоминают правила, рассматривают слайды) 

Д.- не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.

В.- Ребята, а давайте мы поможем сделать гнезда для наших птиц. Давайте подойдем к столам. А делать мы будим их с помощью обыкновенных кусочков вязальных ниток коричневого цвета (дети выполняют работу самостоятельно).

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • Постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятия);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;
  • Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала индивидуальных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог;

Цель: уточнение представлений об окружающем.

Задачи:

  • Уточнить знания о птицах и об охране природы.

  • Закрепить знания о взаимосвязи в природе.

В.- Охрана природы – обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в вашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

-Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут унижены они,

На  планете мы останемся одни…

В.- О ком мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Д.- Ответы детей.

  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда воспитатель определяет, что часть воспитанников, не освоила учебный материал

 

Методы: словесный.

Приемы: беседа, вопросы.

Результат: дети узнают о взаимосвязи в природе.

В.- Где могут пригодиться эти знания? Как вы будете относиться к нашей природе?

Д.- Ответы детей.

В.- А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших работ.

(помощница входит и приносит гнездо, а в нем сюрприз для детей).

5.

Задание на дом включающее:

  • Постановку целей самостоятельной работы для воспитанников (что должны сделать воспитанники в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь воспитатель, задавая задание на дом;

Определение и разъяснение воспитанниками критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: закрепит полученные знания.

Задачи:

  • Формировать желание заботиться о птицах.

  • Стимулировать к совместной деятельности с родителями.

  • Расширить знания об окружающем.

Метод: словесный.

Прием: убеждение, побуждение.

Результат: увидеть желание детей самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

В.- Ребята, было ли вам интересно, или трудно?

Д.- Ответы детей.

В.- Я вам хочу предложить дома, вместе с мамой и папой сделать кормушки для птиц. И мы с вами устроим конкурс на лучшую кормушку. Хорошо?

На этом наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...