Консультация для родителей "Выразительное чтение стихотворений"
консультация на тему

Сапунова Татьяна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeleyvyrazitelnoe_chtenie_stihov.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В.Г.Белинский.

Как обычно бывает: мама берёт в руки книжку или записку из детского сада с четырьмя строчками, которые нужно выучить её ребёнку к определённой дате (в силу занятости мамы, дата эта оказывается «завтра») и говорит дочке или сыну, что сейчас мы будем учить стишок. В большинстве случаев она получает резко негативный ответ. Малыш не желает не только учить, но даже слушать и просто тихо сидеть рядом. Мама нервничает, она заранее чувствует себя виноватой и перед воспитательницей за то, что её ребёнок не выполнит задание и перед ребёнком за то, что у него будут неприятности... А всего этого можно было легко избежать, соблюдая всего лишь несколько правил.

Правило № 1: учим стихи заранее

Стихи редко задают «на завтра», обычно всё же отводят примерно неделю на подготовку. И вся эта неделя вся нужна для того, чтобы выучить нужные строчки.

Правило № 2: понемногу каждый день

Не стремитесь к тому, чтобы кроха сразу повторял стихотворение вслед за вами. Первые три дня сами рассказывайте стихотворение при ребёнке. Достаточно по 1-2 раза 4-5 раз в сутки:

  • утром, как проснулся;
  • по дороге в детский сад;
  • по дороге домой;
  • на прогулке;
  • перед сном.

Правило № 3: в игровой форме

Не превращайте заучивание стихов в нудную зубрёжку. Играйте! Рассказывайте стихотворение на разные голоса, пробуждайте фантазию ребёнка. Как бы это сказал медведь? А зайка? А бабушка? А пупсик? А ты сам как расскажешь?

Некоторые дети сами не хотят учить стихотворение, но с удовольствием это делают от имени любимой игрушки. В этом случае просто спрашивайте: - А может твоя Зайка повторить целую строчку за мной? А две? А все четыре?

Если Зайка устала, можно пригласить на помощь Мишку. Не забывайте хвалить Зайку за успехи: - Такая маленькая, а вон как учит, почти так же, как ты.

Некоторые родители не рассказывают стихи детям, а напевают их. В напевном виде многие строчки запоминаются быстрее, а спустя пару дней их будет просто воспроизвести и в обычном, стихотворном, виде.

Правило № 4: призовите на помощь ассоциации

Поговорите с ребёнком о стихотворении. Попробуйте вместе «нарисовать в голове» картинку, соответствующую стихотворению. Разберите сложные слова, составьте ряд ассоциаций.

Если вы воспользуетесь этими правилами, то навсегда забудете о том, что такое «зубрить» стихи и полюбите их учить, причём вместе с вашим малышом.

Хотелось бы заметить, что все люди по разному читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить этому ребенка?

Да, можно. При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

 - укрепление памяти;

 - выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

 - развитие творческих способностей ребенка;

 - расширение кругозора;

 - воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

I. Стихотворение должно быть доступным.

1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

II. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий. Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.

Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.

Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Выучили и забыли?

Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому. Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков

-Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.(обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает, (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием)

И осину полечу.

«Пластилиновый пес» С. Махотин

Не сердись на меня, (просьба)

Пластилиновый пес.

Получился кривым (с сожалением)

Пластилиновый нос.

Пластилиновый хвостик

Висит, как шнурок,

И немного помят

Пластилиновый бок.

Я потом, может быть, (надежда, обещание)

Тебя снова слеплю,

А сейчас я тебя (с любовью)

И такого люблю.

«Про снег» Н. Светлячок

На полянку и лужок (умиротворенно)

С неба падает снежок,

С неба падает снежок

Кот мурлыкнул: Творожок! (мягко)

Но пропел ему петух:

- Может, это просто пух (резко, звонко)

- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)

- Это рисовая каша!

Ей ответили утята

- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)

Вышел маленький телёнок,

Удивился как ребёнок, (удивленно) 

От мороза сжал бока,

- Му-му, сколько молока! (медленно)

А весёлый Ванечка (живее, весело)

Взял из дома саночки,

Побежал кататься в сад.

Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)

«Черепаха» К. Чуковский

До болота идти далеко, (озабоченно)

До болота идти нелегко.

"Вот камень лежит у дороги, (обрадовано)

присядем и вытянем ноги".

На камень лягушки кладут узелок. (не спеша)

"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)

Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)

И за ноги их ухватил.

А они закричали от страха:

"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"

Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе...

Консультация для педагогов: "Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах"

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии....

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) "Чтение стихотворения А.Блока "Зайчик". Заучивание стихотворения А.Плещеева "Осень наступила"

Технологическая карта образовательной деятельности №5(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности коммуникативная группа вторая младшаяТема: «Чтени...

04.02.2020 Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект НОД по развитию речи«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»...

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"

Данное занятие  разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...