открытое занятие
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Качурина Ольга Мигдятовна

 

Конспект открытого занятия  

«СВОЙСТВА  БУМАГИ».

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

«Волшебный мир бумаги»

(Подготовительная группа)

 

Подготовила и провела воспитатель:

Руднева О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2017

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СВОЙСТВА  БУМАГИ».

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ «Волшебный мир бумаги»

(Подготовительная группа)

 

Цель занятия: Расширение и закрепление  представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Интеграция образовательных областей:

•        «Познавательное развитие»

•        «Речевое развитие»

•        «Художественно-эстетическое развитие».

Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать,  делать простейшие умозаключения. Развивать обследова-тельские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность

Обучающие задачи: Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки нетрадиционной техники в рисовании пейзажей,  развивать фантазию и цветоведение, внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.

Обогащение словаря: шероховатый, глянцевый, калька, копировальная бумага, колорит и др.

Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе  опытно-экспериментальной деятельности детей, рассматривание пейзажей, выполненных в нетрадиционной технике, знакомство с физичес-кой картой мира и глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни». Предварительная работа:

•        рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги

•        беседа с детьми, о том из чего делается бумага

•        проведение опытов и экспериментов с бумагой

•        изготовление поделок из бумаги.

Материалы и оборудование:  Бумага разных видов, плотности и назначе-ния, индивидуальные салфетки, краски акварельные,  рабочие места для творчества, стеллажи для «музейных экспонатов», различные разновидности коробок, предметы из бумаги, поделки из бумаги, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, копировальная бумага, ватман, гуашь, влажные салфетки).

 

 

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте и эту.

«Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом
Письмом, обоями, билетом
Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами.

Дети: Бумага.

Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно. Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно?

Примерные ответы детей.

Бумажными салфетками вытираем рот после еды.

Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки …

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде в страну Волшебной бумаги (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).

 

Воспитатель: Мы с вами прибыли на станцию «музейная»,здесь находится музей бумаги, предлагаю посетить его.

Но сначала, давайте вспомним как надо вести себя в музее.

Примерные ответы детей.

Громко не разговаривать, не мешать другим, руками ничего не трогать, не бегать.(после каждого ответа появляется алгоритм поведения в музее).

Воспитатель: Это музей волшебной бумаги, здесь собраны предметы, сделанные только из бумаги. Подойдём к первому стеллажу. Что здесь находится?

Дети.Коробка из-под конфет, пакет из-под молока, коробка из-под обуви, коробка от зубной пасты, коробка от лекарства…

 Воспитатель: Скажите, а что общего у всех этих предметов?

Дети: Все они сделаны из картона.

Воспитатель: Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?

Дети: Картон толстый, прочный, хорошо сохраняет вещества и предметы, которые находятся внутри коробок.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Картон –это разновидность бумаги, он толстый, прочный и он нужен людям. Подойдём ко второму стеллажу. Здесь лежат книги, журналы, альбомы, газеты, раскраски. Скажите, что общего у этих всех предметов? Какая от них польза человеку?

Примерные ответы детей.

Все они сделаны из бумаги. Книги, журналы, газеты нужны человеку, чтобы читать, а альбомы, раскраски, чтобы рисовать.

  Полюбуйтесь, на этом стеллаже стоят поделки, аппликации. Что их объединяет?

Примерные ответы детей.

Они сделаны все из бумаги.

Воспитатель: Скажите, для чего делают красивые поделки из бумаги?

Примерные ответы детей.

Поделки можно подарить, украсить комнату...

Воспитатель: Спасибо, но на этом наша экскурсия закончилась, а наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).

Воспитатель: Мы прибыли с вами на станцию «Почемучки», где находится лаборатория, предлагаю провести несколько экспериментов из бумаги. Назовите правила поведения в лаборатории?

Примерные ответы детей

Нельзя громко разговаривать, мешать соседу, обязательно соблюдать технику безопасности с предметами.

Экспериментально-исследовательская  деятельность.  

Воспитатель: Мы с вами уже ставили несколько опытов с бумагой, я надеюсь вам понравилось, давайте вспомним их и познакомимся с новыми. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). Это первое свойство бумаги.

            Второе свойство бумаги – бумага рвется. Возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Сейчас мы опустим в воду плотную бумагу, и через несколько минут начнем ее рвать. Как она стала рваться после намокания? Легче, чем до намокания.

             Третье  свойство бумаги – бумага  намокает, впитывает в себя влагу. Мы помоем в емкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим в эту воду белую бумагу. Бумага сразу впитает в себя жидкость и станет синей.

 И  еще одно удивительное свойство бумаги: Сильная бумага

(Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.)

Конец формы

 Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, как в современном мире изготавливают бумагу? Тогда в путь (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).

Станция «Узнавайкино»

Просмотр иллюстраций.

1.     Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.

2.     Их спиливают, везут на деревообрабатывающие комбинаты.

3.     Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку.

4.     Несколько часов варят, добавляют красители, потом бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.

5.     А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны, разрезают и отправляют в магазины.

Воспитатель:  Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?

Примерные ответы детей.

Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.

Давайте с вами сейчас немного поиграем:

Игровая деятельность.1. Игра «Найди на ощупь».  У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком. Дети подходят к столу, воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная  и др.)

Воспитатель:А наше путешествие продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).

Мы приехали с вами на станцию «Художественная».

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего на столе мятая бумага? (Художник  испортил рисунок, расстроился, решил выбросить, дети проводили эксперимент с мятой бумагой, помяли бумагу, чтобы меньше занимала места в корзиночке для мусора  и т.д.)А знаете ли вы о том, что кроме того, что на бумаге рисуют, рисуют еще бумагой.  Для этого надо помять бумагу, сделать себе тампончик  и  рисовать. (На палитре находится белая краска, которая потом наносится на фон мятой бумагой.  Фон – зимний пейзаж с голыми деревьями). Нам надо дорисовать пейзаж, на котором не хватает снега, сугробов.

Предлагаю сделать   работу «Зимний пейзаж» способом смятой бумаги (показ воспитателя).

Воспитатель.

Перед рисованием разомнём наши пальчики.

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.

Не дадим ему скучать
Будем мы им рисовать.

Ребята выполняют свои работы под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима». После коллективного творчества ребята любуются зимним пейзажем и делают вывод, что рисовать   можно не только карандашами, кисточкой, но и с помощью смятой бумаги. Даже смятая бумага приносит пользу.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Волшебной бумаги, нам пора возвращаться в детский сад, но сначала мне хотелось бы узнать: понравилось ли вам наше путешествие? Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой. Показали хорошие знания, правильно отвечали на поставленные вопросы. Эти знания умело применяйте в повседневной жизни. А наши работы мы поместим в мини- музей бумаги.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...