Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника
рабочая программа на тему

Албу Светлана Павловна

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №103 «Русалочка»»

г. Воркуты

        

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Психолого-педагогического сопровождения воспитанника ХХХ

Подготовительная

Составила

Педагог-психолог

Албу С.П.

г. Воркута

2016-2017 учебный год

Содержание Программы:

1.Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

1.3. Характеристика особенностей развития ребенка с ограниченными

возможностями здоровья по зрению.

1.4. Планируемые результаты освоения индивидуальной Программы.

2. Содержательный раздел.

2.1. Направления и разделы коррекционной-развивающей работы.

2.2. Перспективный план работы специалистов.

3. Организационный раздел.

3.1. Специальные образовательные условия, способствующие эффективной коррекционной работе.

3.2. Взаимодействия с семьей.

3.3. Методическое обеспечение (литература).

Приложения

 Характеристика воспитателей     Приложение 1

Представление педагога-психолога    Приложение 2                             

1.Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка.

 Психолого- педагогическое сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) направлено на создание системы комплексной помощи в освоении основной дошкольной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста, коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии детей, социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем,  информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты (далее -Учреждение) детей с ОВЗ  являются: соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения (далее – Программа ППС) воспитанника составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.» - № 273 – ФЗ;
  2. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  основным  образовательных  программам для детей с ограниченными возможностями здоровья» государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155), основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский  сад № 103» г. Воркуты, методического пособия «Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., 2014 г.;
  5. Устава Учреждения
  6. Заключения психолого-медико-педагогической комиссии МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Воркуты.
  7. Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

На основе проведенного психолого-педагогического обследования, была составлена индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы Учреждения ХХХ  г.р.  имеющей статус ребенка с ОВЗ.

Программа ППС рассчитана на один учебный год. Программа ППС позволяет обеспечить коррекционно-развивающие обучение воспитанника, всестороннее развитие интеллектуальных , эмоционально-волевых качеств, коммуникативных  компетенций и такие личные качества как , любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

  1. Цели и задачи

Целью Программы психолого-педагогического сопровождения является построения образовательного процесса в соответствии с реальными возможностями ХХХ, исходя из особенностей ее  развития и особых образовательных потребностей.

Задачи:

  1. Провести комплексную диагностику уровня развития ребенка.
  2. Определить направления коррекционно- развивающей работы в рамках комплексного сопровождения.
  3. Определить содержание деятельности каждого специалиста Учреждения в рамках комплексного сопровождения.
  4. Обеспечить взаимодействие всех участников психолого-педагогического сопровождения. 
  5.  Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья ребенка.
  6. Обеспечение коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ, оказание ему квалифицированной помощи в освоении основных образовательных областей Программы: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
  7. Внедрить в образовательный процесс работу по реализации Программы психолого-педагогического сопровождения.

1.3. 1Характеристика особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

1.Представление(характеристика) воспитателей Приложение 1

2.Представление педагога-психолога Приложение 2

1.4. Планируемые результаты освоения индивидуальной Программы. 

‒ высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически окликается на проявления прекрасного;

‒ последовательно анализирует произведение, верно, понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации;

‒ различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности;

‒ любит и по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, «подарки» родным, предметы украшения интерьера;

‒ самостоятельно определяет замысел будущей работы, может её конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности;

‒ проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;

‒ демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым;

‒ приминает участие в процессе выполнения коллективных работ.

-Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой;

- обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся;

- знает фамилии 3-4 писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии;

- способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его эмоциональный подтекст;

- использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов;

- активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок.

-Развиты элементы культуры слушательского восприятия;

- выражает желание посещать концерты, музыкальный театр;

- музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки;

- проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

- активен в театрализации;

- участвует в инструментальных импровизациях.

- Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.  

-Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

-Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.  

-Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.

-  Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.  Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее.  

-Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира.  Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны.  Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.

 - ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.

- задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;

- участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству,

- в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы. использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника,

- успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр

- речь чистая, грамматически правильная, выразительная,

- владеет звуковым анализом слов,

-  проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.

  • -двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные).
  • в двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
  • осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом
  • проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа. животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.
  • проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
  • имеет начальные представления о некоторых видах спорта
  • имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
  • ребенок владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья
  • Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).

2. Содержательный раздел.

2.1. Направления и разделы коррекционной-развивающей работы.

Индивидуальный маршрут сопровождения ХХХ - ХХХ г.р.

Направление маршрута

Корректировка

Заключение ПМПК: п.1. Рекомендации по условиям организации обучения:

1.Нуждается в обучении по основной общеобразовательной программе в соответствии с возрастом, с созданием специальных условий (при необходимости).

2.В процессе обучения рекомендовано учитывать психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида.

п.2.Психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации:

1.Нуждается в психолого- педагогической помощи и сопровождении по месту работы организации обучения.

 2.В ходе обучения рекомендовано организовать динамическое наблюдение за самочувствием и  психофизическим состоянием ребенка-инвалида.

Диагноз офтальмолога:

 ХХХХ 

Медицинское:

Лечебно-профилактические мероприятия; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, медикаментозное лечение по назначению врача.

Особенности освоения программы

Обучение по  основной образовательной программе МБДОУ , режим посещения- полный день.

Психолого-педагогическое и коррекционное

Развитие зрительного восприятия

Развитие ориентировки в пространстве

Социально-бытовая ориентировка

Развитие мелкой моторики и осязания

Коррекция речевых нарушений

Организация психологической поддержки:

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

+

+

+

+

-

-

+

Семейное (работа с семьей)

Родительские собрания, индивидуальное консультирование, день открытых дверей, информационные стенды

Развивающие

Посещение кружка «Фантазеры», «Хочу все знать».

2.2. Перспективный план работы специалистов.

Педагоги

Направление коррекционной работы

Формы работы

Воспитатели

Зрительные, пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами, с речевым сопровождением,  игры с предметами в соответствии с требованиями лечебно – восстановительной работы.

- Игры, упражнения  по развитию, активизации и тренировке зрительных функций различения, фиксации, прослеживания, локализации.

Дидактические игры и упражнения:

- на развитие и закрепление умения анализировать основные признаки предметов

- на отбирание и словесное обозначение величин реальных предметов, установление взаимосвязей между предметами по величине

- на развитие умения располагать на фланелеграфе, столе, листе  предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, на развитие глазомера;

- на развитие мелко й моторики: «Мозаика», конструирование, лепка, рисование по трафарету, по контуру, раскрашивание, составление целой картинки из частей, дорисовывание предметов;

- на обучение предметно-практической деятельности;

- игры с Монтессори материалом;

-на развитие обследования предметов осязательно

 - на познание самого себя

-на знакомство с помещениями детского сада.

-застёгивание пуговиц, молний, складывание своих вещей на стул и т.д.;

Пользование предметами быта в групповой комнате, кабинете.

Индивидуальная;

групповая

Педагог-психолог

Игры и упражнения направленные на распределение предметов по группам по основному и дополнительному признаку; на мысленное установление сходства и различия, умение делать выводы; на установление связей между предметами и явлениями;  на умение воспринимать и анализировать пространственные связи между предметами.

Игры и упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания – лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, таблицы Шульте.

Игры и упражнения на развитие распределения внимания .

Игры и упражнения на увеличение объема внимания – рисование по памяти, рисование по представлению.

Игры и упражнения на развитие переключение внимания .

Игры и упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов- рисование по представлению, ассоциации, описание предмета без называния.

Игры и упражнения для развития зрительной ,  слуховой , тактильной , двигательной памяти.

Групповая

2 раза в неделю по 25 минут

3. Организационный раздел.

3.1. Специальные образовательные условия, способствующие эффективной коррекционной работе.

Освещение: дополнительное освещение рабочего места.

Посадка: ближе к демонстрационному материалу, контроль за осанкой ребенка.

Требования к наглядному материалу: изображения простые, без лишних деталей с четкими контурам, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, объемный.

Зрительная нагрузка: исключить мелкую работу(мозаика, конструктор, бисер), зрительная нагрузка= 10 мин, отдых (работа на слух)

 Ограничения: прыжки, резкое сотрясение тела, длительные наклоны вниз.

Рекомендации: чередовать работу с отдыхом, выполнять упражнения для тренировки мышц глаз.

3.2. Взаимодействия с семьей ХХХ

Цель консультативной деятельности: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения воспитанника с ОВЗ и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Участники консультативной деятельности: педагогические работники, воспитанник, родители.

Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические, консультации , выступления на МО, участие на заседаниях психолого-педагогического консилиума, участие в родительских собраниях, информационно-просветительской деятельности по вопросам образования родителей.

Содержание работы с родителями

Ответственные

Консультация родителей по поводу трудностей в освоение программы (если таковые имеются). Выработка общих путей  решения проблемы.

Индивидуальная

консультация «Особенности  развития детей старшего дошкольного возраста »

Буклет «Помогите ребенку развиваться»

Индивидуальная консультация родителей с целью повышения общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка с ОВЗ и коррекции зрения.

педагогические работники, воспитанник, родители.

3.3. Методическое обеспечение (литература).

1.Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007. – 239с.

3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.

4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

5.Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.

6.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.

7.Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67.

8.Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс]

9.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.

10. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №103 «Русалочка»»

г. Воркуты

Заключение

Педагогического совета

Фамилия, имя, отчество воспитанника_________________________________

                                          ХХХ                                                                                          

Дата рождения ХХХ группа подготовительная «А»

 Заключение

Психофизичекие возможности воспитанника соответствуют возрасту.

Рекомендации

Рекомендовано обучение по  основной общеобразовательной дошкольной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №103 » г. Воркуты.

Рекомендовано динамическое наблюдение специалистами сопровождения дошкольной образовательной организации.

-индивидуальные /подгрупповые/ занятия с педагогом-психологом.

Старший воспитатель_________________/_____________________

Воспитатели____________________________/______________________

Педагог-психолог_______________________/_______________________

Родитель/законный представитель/_______________/_______________

             Приложение 1

                         

 Характеристика воспитателей                

Ребенок не испытывает трудности при зрительном, тактильном обследовании предметов.  Определяет оттенки и насыщенность цвета. Самостоятельно выполняет составление картин по образцу, словесному описанию, схеме. Отличает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объёмные фигуры (шар, конус, куб) по наводящим вопросам педагога. Не умеет выполнять зрительный анализ формы и величины предметов, выделять величину реальных предметов. Может словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах. Инструкцию выполнения удерживает хорошо. Средний уровень осязательной чувствительности.  Не испытывает трудности при осязании геометрических форм. Без помощи педагога дифференцирует левые и правые части собственного тела. Не всегда определяет расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. Ориентируется на плоскости альбомного листа, фланелеграфа  (вверху, внизу, в середине, а  левую, правую стороны определяет самостоятельно). Знает, называет свои имя, фамилию, отчество.  Составляет словесный портрет   Мышцы рук вялые. Узнаёт, называет пальцы рук.  Выполняет поочерёдное сгибание и разгибание пальцев на левой и правой руке. Выполняет пробу «Кулак – ребро – ладонь», «Ушки зайчика», «Кольцо», «Коза», некоторые пальчиковые гимнастики в медленном темпе и по показу или вместе с педагогом. Пуговицы, молнии застёгивает.  Инструментами для рисования (кисточкой, карандашами, трафаретами), аппликации (ножницами) владеет. Графический навык   слабо сформирован: карандаш удерживает правой рукой, захват правильный. Выполняет штриховку горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями. Навык копирования простых фигур по точкам  присутствует. Умение обводить рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги среднего уровня.  

         

                                                                                                         

       Воспитатели                                            

                     

Приложение 2

Представление педагога-психолога                  

Для ребенка характерно среднее развитие всех психических функций; интеллектуальная достаточность; моторика развита, речи согласно возрасту, восприятие, память, внимание, эмоциональная сферы, поведение соответствует норме. Понятийные формы мышления и речь  развиты хорошо, не требуется постоянная помощь взрослого в овладении новым материалом, повторение и дробление информации и инструкций, дополнительное разъяснение и показ. На среднем уровне развиты логическое мышление, обобщение, сравнения предметов и явления окружающей действительности по существенным признакам. Делает самостоятельно выводы. Ребенок хочет участвовать в учебном процессе, (поднимает руку, отвечает.) Со знакомыми людьми контактна, не агрессивна.

Волевые проявления: организованна, дисциплинированна, настойчива в проявление целей. Мотивация: высокая направленность на познавательную деятельность.

Самооценка в норме.

Ребенок воспитывается в полной семье, психологически защищена, любима. Родители заинтересованы в развитии ребенка, оказывают посильную помощь своей дочери.

Педагог-психолог                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (средняя группа- 4-5 лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ  (средняя группа- 4-5 лет)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ подготовительная группа (6-7лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗподготовительная группа (6-7лет)...