Конспект методической разработки
методическая разработка на тему

Лапкина Анастасия Владимировна

«Брейн-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_metodicheskoy_razrabotki.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект методической разработки

«Брейн-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников»

Участники: педагоги ДОУ

Время проведения: 30 мин.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Форма проведения: «брейн-ринг».

Оборудование: цветные карточки трех цветов, фишки, проектор, ноутбук.

Содержание:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас принять участие в увлекательной игре брейн-ринг по теме «Организация игровой деятельности дошкольников».

Сейчас вам нужно разделиться на три компании (команды) с помощью игрового упражнения «Колечки». Условие игры: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по стольку человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - педагоги образуют «тесное» колечко. После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Объединив, нужное количество человек в колечки ведущий объявляет: «Стоп! Каждое колечко — компания или команда».

Итак, команды готовы.

Выберите капитана вашей команды.

Задание для капитанов: подойти к ведущему и взять одну из предложенных карточек любого цвета (красная, зеленая, синяя).

Ведущий: Теперь каждый капитан приглашает свою команду занять места за столами в соответствии с выбранным цветовым обозначением (участники усаживаются за столы).

Ведущий: Уважаемые участники, сегодня вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания по федеральному государственному образовательному стандарту и об организации игровой деятельности с детьми, а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость реакции.

Правила игры следующие: на ряд предложенных вопросов нужно ответить быстрее своих соперников, для чего необходимо первыми поднять вверх цветную карточку. За правильный ответ дается фишка. Можно дополнять ответы коллег, за это тоже дается фишка.

Поприветствуем членов жюри (представляются члены жюри).

Итак, оценивать выступления команд будет жюри. Победителем в игре выходит та команда, участники которой наберут наибольшее количество фишек. Подведение итогов в конце игры.

Начинаем наш брейн-ринг с разминки по ФГОС ДО. Это вопросы, требующие от вас быстрой реакции. Отвечать будет та команда, которая первая поднимет цветовую карточку. Команды при необходимости могут дополнять ответы соперников. Внимание на экран (слайды с вопросами).

Ведущий зачитывает вопросы:

  • Назовите номер приказа и дату выхода ФГОС ДО?
  • Какие выделяют основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС?
  • Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? Перечислите их.
  • К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
  • С какими образовательными областями интегрирует социально-коммуникативное развитие

Ведущий: Это была разминка. Жюри подведет итоги, а мы начинаем первый раунд.

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Первый раунд. Тема: «Взаимодействие педагогов с детьми».

Командам поочередно зачитываются вопросы. Если команда дает неправильный ответ, ход переходит ко второй команде.

Вопросы:

  1. Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми?
  2. Назовите средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с ребенком?
  3. Какими методами избавляете детей от негативных переживаний?
  4. Как формируете у дошкольников положительное отношение к сверстникам?
  5. Какими средствами поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей?
  6. Почему нельзя сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей, а только с его собственными?

(Ответы на вопросы – см. приложение №1). МОЛОДЦЫ!

В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь ребенка к игровой деятельности.

Второй раунд.

Тема: «Развитие игровой деятельности детей»

Для всех команд зачитываются вопросы по данной теме. Время для обдумывания – 1 минута. На вопрос начинает отвечать та команда, которая первой подает сигнал (поднимает вверх карточку). Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить появляется у другой команды.

Вопросы:

  1. Какое время в режиме возрастной группы отводится играм?
  2. Как обогащаете опыт детей с целью развития игры?
  3. Какие виды игровой деятельности предпочитаете организовать?
  4. Как организуете начало игры каждого вида?
  5. Как регулируете взаимоотношения по ходу игры? Каким способом разрешаете конфликты?
  6. Какие классификации игр знаете?
  7. Почему игра считается ведущим видом деятельности дошкольников?

После ответа команды на вопрос ведущий дает комментарии или, при необходимости, дополняет ответ.


Третий раунд.

Тема: «Сюжетно-ролевая игра»

Капитаны команды (или представители) вытягивают карточку с вопросом. На обдумывание – 2 минуты. Отвечают устно.

Карточки с вопросами:

  1. Какие приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность способствуют развитию игр детей?
  2. Какие пути используются для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов?
  3. Какие приемы вы используете для руководства поведением детей?


З
аключительный раунд.


Тема: «Педагогические задачи «Социоигровая педагогика»

Капитаны команд (или представители) выбирают карточку с педагогической задачей (см. приложение №3).

Время для обдумывания: 3 минуты. Отвечает поочередно каждая команда (предварительно зачитывается текст задачи).


Подведение итогов. Жюри называет набранное количество баллов каждой команды и объявляет победителей.


Дружные аплодисменты!



Рефлексия. Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

  1. Сегодня я узнала…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполняла задания…
  5. Я поняла, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовала, что…
  8. Я приобрела…
  9. У меня получилось …
  10. Я попробую…
  11. Меня удивило…
  12. Мне захотелось…

риложение №1.

  1. Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
  2. Средства, обеспечивающие личностно-ориентированный контакт взрослого с детьми:

- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживания, объятия

- установление доверительных отношении, проявление внимания к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрение самостоятельности в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- поддержка инициативы в общении

- выслушивать внимательно и с уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривать с детьми, выбирая позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаясь рядом

- в течение дня общение не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

3. Методы от негативных переживаний:

- игротерапия, арттерапия, беседа, релаксация и др.

4. Положительное отношение к сверстникам можно формировать:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживать эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создавать условия для их принятия сверстниками;

- организовывать совместные игры, обучать детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга;

- чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

5. Как поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей?

- проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена,

- подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей.

- привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним.

- включать в совместную деятельность с детьми

Приложение №2.

Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

  • обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
  • обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
  • введение в игру предметов-заместителей; побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами; обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
  • побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений; участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
  • показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
  • побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
  • обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
  • побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.

Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

  • показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;
  • просмотр теле-, кино-, диафильмов;
  • наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
  • проведение экскурсий;
  • беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;
  • наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
  • игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
  • встречи с людьми разных профессий;
  • беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
  • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
  • показ различных видов театра;
  • обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказы взрослых о работе;
  • рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
  • управление детскими объединениями.

Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:

  • совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
  • введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
  • использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
  • использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
  • изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
  • обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам; обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
  • наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
  • чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
  • регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
  • обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.

Приложение №3.

Педагогические задачи

Цель: определить уровень сформированности представлений у педагогов о возможностях социоигровых приемов в работе с детьми, навыков планирования мероприятий с учетом индивидуальных особенностей детей и социоигрового подхода.

Задача № 1.

В старшую группу пришла новая девочка. Аня очень застенчивая и долго не могла привыкнуть к коллективу, не принимала участия в играх и других видах деятельности.

Воспитатели активно включали девочку в совместную деятельность и постепенно исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на педагогических мероприятиях познавательного характера она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по просьбе воспитателя.

В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.

  1. Как можно помочь ребенку для решения возникших сложностей?

Задача № 2.

Мария Викторовна опытный педагог. Организуя работу с детьми, она постоянно делит их на подгруппы, предлагает выполнение заданий в паре, индивидуально. С каждой подгруппой педагог занимается отдельно и стремится жестко контролировать выполнение заданий, если дети предлагают неверные варианты, тут же вмешивается и корректирует.

  1. Какие рекомендации вы бы дали данному воспитателю?

Задача № 3.

Начинающий педагог Карина Сергеевна в работе с детьми стремилась

использовать современные технологии. Любимой формой работы является разделение детей на подгруппы, пары, тройки. Детям нравится обсуждать и советоваться друг с другом, представлять свои варианты ответов для других подгрупп.

Старший воспитатель, понаблюдав за работой педагога, задал вопрос:

-Как вы осуществляете индивидуальный подход на занятиях? Педагог затруднился ответить.

  1. Помогите воспитателю ответить на вопрос.

Задача № 4.

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы:

  1. Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
  2. Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
    группе?

3. Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?

Задача № 5.

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Вопросы:

1. Как должен поступить воспитатель?

  • Сделать замечание детям.
  • Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.
  1. Как бы вы поступили?

Задача № 6.

Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?
  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Задача № 7.

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

  • Я буду врачом, — кричала Наташа.
  • А я- бортмехаником! — сказала Саша.
  • Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
  • Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
  • А я первый сказал!
  • Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

Задача № 8. Две хозяйки

Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другом о том, что будут готовить на обед.

«Мой муж очень любит шницели, — говорит хозяйка с серьезным видом. — А вот дочке давай только пельмени...»

«А мой ест только рыбу, говорит, что сосиски надоели», — сокрушенно покачивая головой, отвечает вторая девочка.

В магазине хозяйки переходят от одного отдела в другой, спрашивают, сколько стоит товар. Платят деньги в кассу за покупки.

Вопрос: о какой особенности детской игры говорит данный эпизод?

Задача № 9.

Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:

— Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возражает:

  • Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
  • И пить вино — это плохо,— добавляет Женя.
  • Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...— говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:
  • Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей? В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру.

Задача № 10. Семеро смелых

Дети еще до прогулки договорились играть в ледокол «Арктика» и распределили роли. На корабле будут капитан, матросы, боцман, кассир, повар и др.

Как только дети вышли на прогулку, капитан Саша объявил о выходе ледокола в море. Но кассир Маша возразила: «Так не бывает, сначала пусть пассажиры билеты купят». Затем капитан дает указание вертолетчикам обследовать маршрут. Летчики вылетают и поддерживают связь с радистом на ледоколе.

Вскоре капитан объявляет, что ледокол приближается к Северному полюсу. Все сходят на лед, устанавливают флаг, поют песню. Капитан поздравляет всех с победой и т. д.

Вопросы:

1. Определите возраст играющих детей.

2. Охарактеризуйте особенности игровой деятельности детей данной группы

Задача № 11.

Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:

— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?

Задача № 12.

1.Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж – пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней. « Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако вскоре они убеждаются, что, несмотря на то что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими. Почему? Делают вывод: «Наш ребенок не любит играть» — и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.

Другие же родители считают, что, наоборот, малыша надо все время занимать игрой, они ни на минуту не отходят от него. То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка звенит погремушкой... Кто же из родителей прав?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

Конспект методической разработки посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. на тему: «Спасибо за Победу!»

Цели и задачи: Дать детям расширенное представление об истории нашей Родины;Рассказать о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов средствами художественного слова, обогащая их знания о том, как х...

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

План - конспект методической разработки спортивного досуга с детьми младшей группы «Сильные, смелые, ловкие, умелые!»

Конспект спротивного досуга для детей и родителей младшей группы, посвященного празднованию Дня защитника Отечества...

Конспект методической разработки по эстетическому воспитанию докольников старшего возраста на тему «МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ»

Цель: Развитие художественно-эстетических способностей детей через живопись и литературу нетрадиционными методами рисования....