Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Карпеня Гульназ Юрьевна

" Соль знакомая и не знакомая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_sol_znakomaya_i_ne_znakomaya.docx164 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Соль – знакомая и незнакомая»

Разработчик:

воспитатель Карпеня Г.Ю.

р.п. Усть-Донецкий

Задачи:

обучающие:

  • расширять знания детей о свойствах и видах соли;
  • дать детям представление о том, как добывают соль;
  • рассказать о значении соли в жизни человека;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, интерес к познанию природы, к открытию ее тайн;
  • развивать умение исследовать предмет, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • ориентировать жизненные интересы детей на здоровый образ жизни;

воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и самостоятельность при проведении опытов;
  • создать условия для возникновения положительных эмоций от выполняемой работы, желания поделиться радостью с другими;
  • вызвать стремление бережного отношения к своему здоровью.

Ход занятия:

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу (дети улыбаются друг другу) и дарить окружающим хорошее настроение!

Придумано кем–то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро! (здороваются с гостями)

- Доброе утро (дети)

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! (дети)

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера! (дети)

Ребята, когда я шла к вам в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку с видеописьмом. Она адресована вам. Давайте посмотрим видеописьмо и узнаем, от кого оно, и о чём в нем говорится (включается видеозапись,  на экране появляется Хозяйка Медной горы).

«Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы. Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус - не вкусна:

Но в пище – каждому нужна».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь?

Дети: Да! Это соль.

Воспитатель: (открывает посылку и достает из посылки солонку с солью) Правильно! Это соль.  Это ценный минерал, который ценился в старину дороже золота. Ребята, скажите, для чего нужна соль?

Дети: Чтобы солить пищу.

Воспитатель: Правильно! А что ещё находится в посылке? (достаю из посылки каменную соль и показываю детям).

Посмотрите. Это тоже соль. На упаковке написано, что она каменная. Ребята, попробуйте ее на ощупь и скажите, какая соль? (ответы детей: твёрдая, похожа на мелкие камешки, кристаллики).

Воспитатель: Ребята! В посылке ещё что-то находится.

( Воспитатель достаёт из посылки поваренную соль показывет детям)

Воспитатель: Это тоже соль. Но не каменная, а поваренная. Попробуйте и её на ощупь? Какая она, на что похожа эта соль? (ответы детей: мягкая, мелкая, похожа на песок)

Воспитатель: А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной (ответы детей).

Воспитатель: Ну и затейница Хозяйка Медной горы! Сколько видов соли прислала! (достаёт из посылки йодированную соль, демонстрирует ее детям). Давайте понюхаем эту соль? Чем пахнет? (Йодом). Это йодированная соль. Она нужна для того, чтобы наш организм получал недостающий йод. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют такую соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).

Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.

- Ребята, кто знает откуда берется соль?( ответы детей)

Вся соль добывается разными способами, посмотрите на экран (демонстрация слайдов)

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах-вагонетках вывозят наверх.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях.

А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

(После рассмотрения слайдов заглядываю в посылку и достаю соль- лизунец)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит. Не зря видимо Хозяйка Медной горы прислала его с солью. Как вы думаете, что это за камень? (ответы детей).

Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ответы детей: если да, я спрашиваю: А как? Посмотрите, какая она грязная, мы можем есть грязную соль?

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, эта соль для людей не съедобна. Но она используется для подкормки животных (демонстрация слайдов). Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. Так как эта соль называется? (ответы детей).

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (демонстрация слайдов) Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Но есть соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль (достаю из посылки морскую соль и показываю детям). Мы можем на неё посмотреть. Может быть у кого-нибудь дома есть такая соль? (ответы детей) Как её используют дома? (ответы детей) Правильно, ее добавляю в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть, она тоже используется для оздоровления.

Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы и поговорки о соли?

Дети (вспоминают и проговаривают пословицы и поговорки):

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!

За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Подавая соль — смейся, не то поссоришься

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

На соль пьется, на хлеб спится.

Физкультминутка. (Проводит ребенок):

Я прошу в круг всех встать

И задания выполнять.

Все дышите, не дышите.

Вы устали? Отдохните!

Руки вверх подняли! Превосходно! Опустили.

Наклонились, распрямились. На носочки поднялись.

Приседали, выпрямлялись

И друг другу улыбались.

- Да. Осмотром я доволен.

Все здоровы и к заданиям готовы!

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в лабораторию, как настоящих ученых- исследователей, провести опыты с солью. (Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и шапочки)

Воспитатель: Ребята, зачем мы одеваем фартуки?

Ответы детейЭто спецодежда, а люди работающие в лабораториях, больницах, магазинах, столовых должны носить спецодежду, чтобы защитить себя и свою одежду от грязи и повреждений.

Воспитатель: Как вы думаете, что находится в розеточках?

Дети: Соль.

Воспитатель: Какого цвета соль?

Дети: Белая.

(На каждое свойство соли на доску прикрепляется карточка-знак)

Воспитатель: А теперь понюхайте эту соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какая соль на вкус?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Давайте проверим соленая ли соль, попробуйте ее.

Дети: Соленая.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью и потихоньку пересыпьте ее в тарелку. Что происходит с солью?

Дети: Соль сыплется.

Воспитатель: Это значит, что соль сыпучая.

Воспитатель: Итак, что вы можете сказать о свойствах соли? Какая она? (белая, не имеет и имеет(йодированная соль) запах, соленая, сыпучая)

Воспитатель: Ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).

На что похожа соль? С чем можно ее сравнить? (ответы детей)

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием! А как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей)

Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась)

Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.

А если мы нальем много воды, что с ней произойдет? (ответы детей).

Вылейте воду в стакан с солью и размешайте ее.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.

Воспитатель: Замечательно! Вы правильно всё подметили!

Ребята, вы все знаете, что вода при низкой температуре замерзает. А как вы думаете, какая вода замерзает первая при низкой температуре, соленая или пресная? (ответы детей) Сейчас мы вместе с вами это проверим.

В морозильную камеру поставим два стакана с водой, в одном стакане, обозначим его синим кружком, соленая вода, а в другом обычная пресная. И через некоторое время мы увидим результат.

А пока проведем следующий опыт.

Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Эти стаканы отмечены синим кружком. Возьмите яйцо и опустите его в соленую воду.

Что произошло с яйцом? (оно плавает)

А сейчас в стаканчики с пресной водой погрузите другое яйцо.

Что произошло с яйцом? (яйцо утонуло)

Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)

А теперь я предлагаю вернуться к нашей морозильной камере. ( Достаю стаканы с водой)

Что произошло с водой? Какая вода замерзла? (ответы детей)

Правильно, ребята, пресная вода замерзает намного быстрее.

А, теперь давайте ещё раз вспомним о свойствах соли:

- Соль в воде растворяется.

- В соленой воде предметы не тонут.

- Соленая вода замерзает медленней, чем пресная.

Хозяйка Медной горы: Ребята, мне интересно узнать, откуда соль в море? Не могли бы вы дома с родителями это выяснить и написать мне в письме об этом?

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей вместе с письмом. А подарок мы будем делать при помощи соли (показываю ветку в инее). Эта еловая веточка покрыта инеем. Ребята, посмотрите, сколько времени простояла эта веточка в теплом месте, а иней не растаял. Почему, как вы думаете? (версии детей) Сейчас, я вам раскрою тайну, этот иней – соль.

А делать такую ветку с инеем очень просто. Возьмите еловые ветки, опустите их в таз, возьмите стаканы с соленой водой и вылейте ее на веточки (дети выполняют задание). Посмотрите, солёная вода полностью покрыла веточки.

Мы сейчас с вами станем волшебниками подуем на наши еловые веточки. Затем мы вытащим веточки из воды, просушим их, и у нас получится необычный подарок для Хозяйки Медной горы.

Спасибо вам большое! Вы сегодня были настоящими учёными и немножко волшебниками. До новых встреч в нашей лаборатории!

http://udonobr.ru/_nw/11/59414614.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР «Путешествие в страну Неболейка »

Дети знакомятся с понятием "Витамины". Получают знания о значении лекарственных растений, фруктов, овощей для поддержания здоровья и профилактики болезней....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминный калейдоскоп»

Дити получают информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окрухения.Закрепляют названия различных овощей и фруктов, обобщают понятия "овощи", "фрукты...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие на воздушном шаре»

Формировать умение детей осознано относиться к своему питанию, отличать полезные для здоровья продукты от вредных....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе "Играем с Машей и Медведем"

Нод по познавательному развитию (ФЭМП) проводится в игровой форме с любимыми героями детей машей и Медведем....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Государыня соль»

Во время занятия дети  расширяют знания о свойствах и видах соли,  о том, как добывают соль, о значении соли в жизни человека и животных.Развивают  наблюдательность, интерес к познанию ...