Самообразование развитие речи у дошкольников
методическая разработка (младшая группа) на тему

Усманова Евгения Александровна

Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_mladshaya_gruppa.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ

«Детский сад «Ласточка»

____________Шахэмирова Г.М.

«____»____________2016

План по самообразованию воспитателя младшей группы

 «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 лет»

Усмановой Е.А. на 2016-2017гг.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).     

Актуальность выбранной темы                                                                                                          Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.   Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

2.  Развивать театральную деятельность.

3.  Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

4.  Формировать первоначальные представления о средствах  актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

Планируемый результат:

1. У детей  сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

2.  Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

Сентябрь

-Составление перспективного плана

-Подготовка материала, литературы

Октябрь

-Отгадывание детьми загадок.

-Досуг «Вечер загадок»

Ноябрь

-Театрализованная постановка «Теремок»

- Открытый показ НОД по математическому развитию «Путешествие Колобка»

Декабрь

 «Зимушка-Зима!»

Январь

-«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

-Открытый показ НОД «Дикие животные»

 чтение сказки  « гуси лебеди»

Февраль

-Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ

 

Март

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

 Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

-Знакомство с за кличками, потешками о солнце.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

-Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

-Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

 

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3лет"

В 2016 2017 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 лет».

Возраст от 3  лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2016-2017 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценированные русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

4. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ на 2015-2020 учебный год

Этапы работы по самообразованию на 5 летТема самообразования:  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.»...

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики (старшая группа)"

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики  (старшая группа)"...

Перспективный план работы по самообразованию Развитие речи младших дошкольников"

Цель самообразования – изучение современных технологий, подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данных технологий в образовательный процесс с младшими ...

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью»

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью».docx...