Ситуация речевого общения "Просьба"
презентация на тему

Тарануха Алена Валерьевна

В данной работе представлены:  художественная литература, дидактические игры, и формы речевого этикета для ситуации общения "просьба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon situatsiya_prosba.ppt899 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуация речевого общения «просьба»

Слайд 2

Что такое просьба? Просьба – обращение к кому нибудь призывающее удовлетворить какие нибудь нужды, желания. (Вы не могли бы оставить мне эту книгу еще на неделю?),…

Слайд 3

Дидактические игры

Слайд 4

Передай письмо Цель . Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы. Материал. Разноцветные конверты, набор картинок. Ход игры В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы. Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...». Можно использовать в игре и дополнительные задания. Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала? Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки. Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре: * Если тебе нетрудно... — Будь добр... * Ты не мог бы...? — Я тебя очень прошу,... * Сделай доброе дело, передай... * Передай, пожалуйста...

Слайд 5

Справочное бюро Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п. Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа. Материал. Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома. Ход Игры Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям: — Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем их к маме. Кто хочет помочь малышам? Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает: - Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой. В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике». Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

Слайд 6

Вежливые поиски Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. Количество участников в игре не ограничено, игра может проводиться фронтально, подгруппами и индивидуально с 2—3 детьми. Ход игры Водящий ребенок выходит из группы или закрывает глаза. Воспитатель прячет игрушку (картинку). Водящий входит и пытается найти спрятанный предмет. Дети помогают ему словами: «Холодно. Тепло. Теплее. Горячо». Затем водящему предлагается вежливо попросить кого-нибудь из детей о подсказке. Водящий обращается к кому-либо из детей при помощи одной из формул речевого этикета: «Таня, если можешь, подскажи, где спрятана игрушка (картинка)?». Ему отвечают: «Подскажу, конечно. Игрушка спрятана под розовым вкладышем на среднем окне». Ребенок благодарит, находит игрушку и получает ее в постоянное пользование. Усложнение. Можно усложнить игру: половина из присутствующих детей знает, где спрятан предмет, половина не знает. Если водящий обращается к ребенку, не знающему, где спрятана игрушка, то ответ должен быть примерно таким: «Извини, Андрей, я не могу тебе помочь. Спроси еще у кого-нибудь».

Слайд 7

Волшебный ключ Цель . Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения. Ход игры Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется». Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?». Примерные формулы выражения просьбы-разрешения: — Разрешите пройти. - Разрешите, пожалуйста. - Позвольте пройти. * Пропустите меня, пожалуйста. * Вы не могли бы пропустить меня? * Если можно, пропустите, пожалуйста. * Извините, я могу пройти

Слайд 8

Секрет в сундучке Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения. Ход игры Игра проводится либо фронтально, либо подгруппами, либо индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке», «Будь добра...», «Покажи, пожалуйста...», «Ты можешь показать?..» и т.п.).

Слайд 9

Художественная литература

Слайд 10

Гуси лебеди Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. — Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка. — Печка, печка, скажи, куда гуси полетели? — Съешь моего ржаного пирожка, — скажу. — О, у моего батюшки пшеничные не едятся! Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблонь. — Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? — Съешь моего лесного яблока, — скажу. — О, у моего батюшки и садовые не едятся! Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега. — Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели? — Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу. — О, у моего батюшки и сливочки не едятся! И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает: — Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели? — Вон туда-то! — указал. Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега. — Речка-матушка, спрячь меня! — Съешь моего киселика! Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь. — Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня! — Съешь мое лесное яблочко! Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка. — Сударыня печка, спрячь меня! — Съешь моего ржаного пирожка! Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели. А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли

Слайд 11

ЗИМНИЙ РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ ФОРТОЧКУ - Я – маленький воробей. Я гибну, дети, спасите… Я летом всегда подавал сигнал, Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите! - Сюда, воробей, сюда! Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу! - Я – дятел, пестрый такой. Я гибну, дети, спасите… Все лето я клювом стволы долбил, Тьму вредных букашек поистребил. Пожалуйста, помогите! - Сюда, наш дятел, сюда! Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу! - Я иволга. Иволга я. Я гибну, дети, спасите… Ведь это я в прошедшем году – чуть сумерки – пела в ближайшем саду. Пожалуйста, помогите! - Сюда, певунья, сюда! Вот и тебе еда. Благодарим за работу! Бертольд Брехт

Слайд 12

Формулы речевого этикета:

Слайд 13

Инициативные реплики Ответные реплики Стандартные формы Помоги мне Передай мне Дайте мне Принеси мне Напишите мне Позвони мне Сделай пожалуйста Я прошу вас Прошу тебя Можно я Разрешите мне Разрешите пожалуйста Очень тебя прошу Вы не смогли бы Да Нет Ладно С удовольствием Да, минутку извините, но нет Да конечно Я бы очень хотел помочь вам С радостью помогу вам

Слайд 14

Фразы для развертывания Если вам не трудно, помогите мне; Если вас не затруднит, передайте мне4 Сделайте одолжение, принесите мне Я хотел бы попросить вас, позвонить мне Если вас не затруднит, ... Могу ли я попросить вас, помочь мне Можно попросить вас Могу ли я помочь вам Не могли бы вы помочь мне Я охотно помогу вам, но позже Нет не могу вам помочь Я не против помочь вам К сожалению, я не могу помочь вам Извините, но в данный момент я не могу помочь вам Я бы хотел помочь вам, но в данный момент это не возможно..

Слайд 15

Нестандартные фразы Не сочтите за труд, пожалуйста, Сделайте одолжение, выполните... Я был бы вам очень признателен, если бы вы передали мне Окажите любезность, Не сочтите за труд, дайте пожалуйста Убедительно прошу вас He откажите в любезности, дайте, пожалуйста… Окажите любезность, дайте, пожалуйста.. Не сочтите за грубость, одолжите мне..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые ситуации «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ».

В основе работы с младшими детьми — развивающее взаимо­действие взрослого и ребенка...

Конспект НОД для открытого коллективного просмотра "Самое ценное" ( старшая группа) /познавательно-речевая ситуация социально-нравственного содержания/

Через доступные формы дети знакомятся с понятием члены семьи. Через сказочный пример ребенок сам осознает что самое ценное в жизни. Наблюдается обагащение словаря по теме НОД, развитие навыков творчес...

Конспект образовательной ситуации по познавательно – речевому развитию «Вместе дружная семья».

Конспект образовательной ситуации по познавательно – речевому развитию «Вместе дружная семья».Интеграция образовательных новостей с учётом ФГТ: социализация, коммуникация, чтение художественной литера...

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"

 Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций....

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...