Конструкт игровой деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство музыки или волшебные игры Феи Бусинки»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Помазенкова Любовь Владимировна

Конструкт игровой  деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе

( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого)

«Игротека Бусоград»

Тема: «Путешествие в царство музыки или волшебные игры Феи Бусинки»Цель:развивать любовь к классической музыке, развитие фантазии , творчества и приобретение социального опыта  детьми  через игровую деятельность с бусами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл busograd_konstrukt_zan.docx34.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конструкт игровой  деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе

( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого)

«Игротека Бусоград»

Тема: «Путешествие в царство музыки или волшебные игры Феи Бусинки»

Цель: развитие фантазии , творчества и приобретение социального опыта  детьми  через игровую деятельность с бусами.

Задачи:

Обучающие:

•        формировать навыки пространственной ориентировки;

•        закреплять представления детей о музыке и музыкальных инструментах;

Развивающие:

•        формировать личностные качества;

•        развивать мелкую моторику;  речевые и коммуникативные навыки.

•        формирование представлений о красоте в природе и окружающем мире;

    Воспитательные:

•        вызывать у детей желание создавать красоту в близком социальном окружении;

•        воспитывать терпение, эмпатию, внимание друг к другу, доброжелательность и умение договариваться.

НОД - Игровая деятельность

Возрастная группа: 6 – 7 лет.

Форма организации: подгрупповая (10 человек)

Учебно-методический комплект: Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки.  – СПб.: под редакцией М.И. Родиной и РЖ «Музыкальная палитра», 2014.

Материалы к занятию: Бусы средней величины и разного цвета, короткие нитки бус, браслеты, счетные палочки, перчаточные куклы бабочки, костюм для Феи Бусинки (накидка и шляпка с бусиной), сундучок, мешочек под атрибуты, цветущий цветов.

Музыкальные: запись песни «Цветы и мотыльки»,запись звучания различных музыкальных инструментов: флейты,гобоя,фагота,кларнета.

Презентация:  «Музыкальные инструменты» (источник – интернет)

        1        Предварительный этап.

(психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта)

Педагог задает вопросы , стимулирующие процесс мышления.

        2            Педагог настраивает детей на занятие.

Знакомит детей с музыкальным инструментом блок - флейтой.

- Здравствуйте дети. Я сегодня постараюсь провести для вас увлекательное занятие. Вы согласны?

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

-  Мы  встречаем Весну. А за ней Лето.Лето – это особая пора, пора путешествий.

- А вы хотели бы отправиться в путешествие в царство музыки?

- Поможет нам отправиться в это путешествие волшебный дудочка(включает презентацию деревянных духовых инструментов).

- Что это за инструмент? Давайте его рассмотрим.

- А вы знаете, что все духовые инструменты разные, но они все состоят из… (показывая на части флейты мотивирует детей на самостоятельные ответы)… Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других деревянных духовых инструментов - специальное приспособление, называемое тростью: сложенные вместе и связанные камышовые пластинки. В нижней части трубки некоторые инструменты имеют небольшое расширение, похожее на колокольчик, - раструб, его нет у флейты и фагота.

- Ребята, а кого изображает флейта,чей голос, какое настроение она передаёт слушателям?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо. Послушайте, как чарующе звучит она в знаменитой «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей».

Слушание: Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»

Дети активно вступают в диалог,  сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность.Отвечают на вопросы.

Дети вспоминают и повторяют строение дудочки.        Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; адекватно проявляет свои чувства.

2        Мотивационно-побудительный(Ориентационный)

Педагог инициирует поиск ответов на вопросы самих детей; поощряет детей к высказыванию.

Педагог использует наглядные и информационные средства.        

 -  А я уже представила, как будет чудесно в нашем волшебном царстве –« Царстве музыки». Ребята, вы готовы отправиться в царство музыки?

- А для этого надо дотронуться до волшебного флейты, только очень осторожно, так как  любой музыкальный инструмент живой и не любит бесцеремонного отношения, и тогда откроется волшебный мешочек. (открывает мешочек  и дети рассматривают содержимое, размышляя на тему: что бы это значило?)

- Ребята, смотрите, здесь красивые бабочки и мотыльки на резинке. Наверно их надо надеть на ручку? (дети одевают на руку бабочку)

 - А давайте представим, что вы превратились в волшебных бабочек. А бабочки где любят летать?

- Я думаю, что над цветочной полянкой ,а мотыльки над озерами с тростником.

- Ребята, у вас у всех есть бабочки, а мне не досталось, но, посмотрите, в сундучке еще лежит какая-то шляпка и накидка. Наверно это наряд для меня?  (педагог одевает наряд)

- Ребята, а я стала похожа в этом наряде на Фею?

- Тогда я буду Феей, а вы моими волшебными бабочками и мотыльками согласны?

- Сейчас точно мы готовы отправиться в царство музыки!

- Я предлагаю всем присесть на стульчики и представить, что мы сейчас при помощи данного видео перенесемся на цветочную полянку рядом с озером.

- Чудеса начинаются!  

Педагог комментирует презентацию.

- В Древней Греции была распространена многоствольная флейта - флейта Пана, или Сиринкс. Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы. Флейтисты в Элладе и Риме пользовались особым почётом.

Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Пан - бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, бородой и хвостом).

Когда-то Сиринкс была прекрасной девой. Влюблённый Пан преследовал её, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.

Слушание: Пан-флейта. Einsamer Hirte («Одинокий пастух)

- Правда ведь ребята, что мы с вами сейчас наблюдаем настоящее чудо?

Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку - вертикально. Звук её мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Её так назвали потому, что держат горизонтально.

Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель.

Гобой представляет собой коническую трубку с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Когда в них вдувают воздух, они приходят в колебание, заставляющее звучать воздушный столб внутри трубки. Благодаря некоторым особенностям конструкции, гобой почти не меняет настройку. Поэтому стало традицией именно по нему настраивать весь оркестр.

Чтобы познакомиться со звучанием гобоя, послушайте «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». А в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» гобой изображает утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.

Слушание: Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

Кларнет немного напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом. Но сама трость отличается от гобойной: она состоит не из двух, а из одной тростниковой пластинки, прикреплённой к мундштуку, похожему на птичий клюв. Кларнетист держит «клюв» во рту и, вдувая в него воздух, заставляет инструмент звучать. Так возникает звук совершенно особой окраски, полный, округлый, отличающийся необыкновенным благородством.

Кларнет - один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Он необыкновенно подвижен. Пассажи, скачки, арпеджио - всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Кроме того, кларнет обладает ещё одним очень важным качеством: ему доступно гибкое изменение силы звука, постепенное усиление и ослабление звука. Всё это сделало кларнет одним из самых выразительных голосов оркестра. Недаром многие композиторы именно кларнету поручают выразительнейшие соло в своих произведениях.

Слушание: Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета. II ч. (фрагмент)

Фагот - самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нём, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Мастера нашли оригинальный выход: трубку сложили пополам. К верхней части трубки прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота на протяжении диапазона меняется от мощного, грозного внизу до пронзительного и напряжённого вверху В XVIII в. в Европе фагот пользовался огромной любовью современников: одни называли его гордым, другие - нежным, меланхолическим, религиозным.

Слушание: Иоганн Фридрих Фаш. Соната C-dur для фагота I ч.

Нередко исполняемая фаготом мелодия в быстром темпе создаёт комическое впечатление. Это использовал М. И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики трусливого поклонника Людмилы Фарлафа. Когда он встречается с колдуньей Наиной, чередующееся стаккато двух фаготов передаёт его трусливую дрожь. Но иногда фагот звучит трагически. В начале Шестой симфонии П. И. Чайковского, фагот играет скорбную сосредоточенную мелодию. А теперь вспомните симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Роль дедушки в этой сказке играет фагот. Пожилые люди часто ворчат на своих внуков. Низкий, ворчливый, немного хриплый голос фагота очень подходит к этой роли.

Одна из разновидностей фагота – контрфагот - очень похож на фагот. Его диапазон на октаву ниже основного. Применяется он для усиления басовых голосов оркестра.

Вопросы и задания:

1.        Какой деревянный духовой инструмент является самым древним?

2.        Что такое поперечная и продольная флейта?

3.        Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых стало полным: флейта, кларнет, фагот?

4.        Какой инструмент среди них является самым высоким?

5.        Как извлекаются звук на кларнете?

6.        Чем отличаются тембры звучания деревянных инструментов?

- Ребята, а вам понравилось царство музыки? Расскажите, что понравилось?

- А у меня даже настроение улучшилось, а у вас?

Дети наблюдают за деятельностью педагога.Дети осуществляют  условные действия в ситуации игры. Берут на себя роль сказочных персонажей.

Высказывают свою точку зрения.

(все садятся и смотрят презентацию про музыкальные инструменты с  музыкальным оформлением)

Дети отвечают, называют инструменты.

Рассказывают о своих чувствах и эмоциях.

Ответы детей.        Ребенок  различает условную и реальную ситуацию;  развивает воображение; учится подчиняться правилам игры.

Ребенок проявляет любознательность, старается установить причинно-следственные связи; учится выражать свои мысли.

3.        Содержательно-операционный

Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.         

-Правда ведь, что мир становится ярче и добрее, когда мы слушаем такую красивую музыку?

-Поэтому, я думаю, что надо почаще окунаться в мир музыки. А вы как думаете?

- А вы бы хотели, чтобы в вашем детском саду было такое же царство музыки?

- А что можно сделать для этого?

- Хорошее решение.

- Будет замечательно, если каждый из вас принесёт какой-нибудь музыкальный инструмент: дудочку,игрушечное пианино,гитару,колокольчики.И у нас получится настоящий оркестр.

- А сейчас, раз мы попали в царство музыки, давайте попробуем представить и нарисовать какой-нибудь музыкальный инструмент?

- А чем мы будем рисовать?

- Открою вам секрет, нам опять поможет волшебная дудочка.

Надев такой наряд, я превратилась в волшебную Фею и могу слышать, что говорят музыкальные инструменты. А наш инструмент мне предлагает следовать за ним (берет в руки дудочку и подходит к сундучку).

- Ребята, а кто знает, как называется этот сундучок?

- И раз нас к нему подвел волшебная дудочка, значит где-то здесь спрятан материал для нашего творчества. Поможете мне его найти? А нашей орхидее скажем спасибо и поставим аккуратно на место.

- Я открою вам еще один секрет  – можно рисовать бусами!

- Ребята, вы обратили внимание, что на моей шляпке изображена бусинка? Такой же наряд носит Фея Бусинка. Когда-то она жила в волшебной стране Бусоград и аккуратно лежала в красивой шкатулочке. Ею все любовались, но однажды она из шкатулочки выпала, как эти бусы (показывает детям). Сначала расстроилась, а потом увидела, что из бус получился красивый рисунок.

- Ребята, что получилось? (просит детей подумать, на что похож узор упавших бус)

- С тех пор, она стала рисовать бусами. Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!        

Дети находят варианты решения.

Дети думают, как решить возникшую проблему, если нет ни красок, ни кисточек.

Дети находят сундук. Далее открывают сундук и находят бусы.

Дети рассматривают предлагаемую игру, задают вопросы и отвечают на вопросы педагога.

- Ребенок учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

4.        Ценностно-волевой

Педагог предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование        - Ребята, попробуем нарисовать музыкальные инструменты? (достает из сундучка бусы, палочки, браслеты)

- А в сундучке кроме бус лежат палочки и браслеты, значит мы тоже можем ими воспользоваться.

- Хотите, я вам покажу, как рисует цветы Фея Бусинка, а вы если желаете, то можете за мной повторять.

- Выложим из бус «дорожку»,

  Потянем в стороны немножко –

  И вот мы сделали кружочек,

  А превратим его в «цветочек»? (ладонями разводим цепочку бус в разные стороны и выравниваем кончиками пальцев, сделав круг из бус)

- Расположим указательные пальцы по обе стороны круга. Затем соединяем пальцы, притягивая бусы друг к другу в середину круга. Получается цифра «восемь».

- А на что еще похоже получившееся изображение (песочные часы, бантик, очки, снеговик…)

Далее, указательным пальцем потянем (по полу) верхнюю часть бус к середине (к себе). Получается «зайчик».

- А на что еще похоже получившееся изображение (мешок с подарками, репка, яблочко, мешочек с хлебушком…).

Далее, потянем указательным пальцем нижнюю часть круга из бус к центру (от себя) – получается «бабочка».

Аккуратно пальчиком потянем к середине каждое «крыло бабочки» - получится «цветочек»-восьмилистник.

- Мы нарисовали цветочек, но не воспользовались браслетами, палочками и короткими нитями бус. Я предлагаю вам сейчас для удобства объединиться  в пары. Вы не против? И пофантазировав нарисовать такой же цветочек из двух бус, но чтобы серединкой у него был браслетик, вместо тычинок воспользуемся коротенькой ниточкой бус, а стебелек и листики выложим счетными палочками. Попробуем? Вы стараетесь в парах, друг другу помогаете, а я буду сама выкладывать такой цветок, если хотите, то подглядывайте за моими действиями.

- Хорошо у вас получилось.

 Из оставшихся бус я предлагаю вам что-нибудь пофантазировать. Например, я нарисую улитку, а вы можете, что-нибудь свое!

- Ребята, а вы не забыли, что мы осуществили сказочное превращение. Вы превратились в волшебных бабочек, а я в Фею.

Предлагаю вам полетать над вашей цветочной полянкой из бус под красивую музыку. Согласны?

Дети рассаживаются на ковре в свободном расположении.

Выполняют предлагаемые задания, проявляя инициативу и фантазию.

Опробуют свои  идеи. То есть, осуществляют свободную игровую деятельность.

Дети учатся работать команде.

Дети  учатся работать в паре; самостоятельно выбирают материал.

Ответы детей.

         У ребенка развивается  мелкая моторика, умение контролировать свои действия.

Ребенок учится наблюдать и проявлять инициативу и фантазию: договариваться и работать в команде и в паре.

Организуем двигательную активность в непринужденной обстановке. Осуществляем образное «оживление» игровой ситуации.

5.        Рефлексирующий

Педагог предоставляет возможность обсудить , найти конструктивное решение        Дети и педагог рассматривают получившиеся рисунки из бус на ковре.

- А сейчас не желаете ли вы дать название своим цветам?

- Какие цветочки распустились на нашей полянке?

- Замечательно. А красиво бы было, если такие цветы расцвели бы на клумбах вашего детского сада?

Где можно еще посадить цветы, кроме детского сада?

- Будет замечательно, если каждый из вас посадит хотя бы один цветок на цветочной клумбе детского сада или на лужайке дома или у бабушки.

Дети выставляют на всеобщее обозрение свои работы.

Дети дают названия своим цветочкам.

Дети выражают свое мнение по вопросу.

Ребенок приобретает элементарные представления и знания  о себе, о природном и социальном мире.

Педагог выражает признательность детям         - Чудеса на сегодня  заканчиваются. (все снимают волшебные наряды  и убирают в сундучок). Бусы устали и надо их прибрать на место. Но, чтобы  волшебство не заканчивалось, укладывая бусы в сундучок, произнесем волшебные слова: «бусы-бусы уложитесь и тихонько спать ложитесь».

- Но прежде, чем вернуться в группу, посмотрим, как вы выросли сегодня. Вы, как цветочки, тоже растёте всё выше и выше. Сегодня вы хорошо позанимались, а значит, немного подросли.

 - Мы с вами будем расти, как цветочки.

Садимся на корточки, и медленно поднимаясь, произносим слова:

«Мы растем, растем, растем.

От носочек до макушечки

Потягушечки-потягушечки.

Мы выросли (подпрыгивают)»

- Как ребята наши выросли? (дети достают до ладошки педагога)

- Мы выросли, и можем по-настоящему стать цветоводами. За старание я вам дарю похвалюшечки с цветочками - наклейками. Такие цветочки, что изображены на наклейках, вы можете посадить на своей полянке на участке в детском саду и дома.

Дети самостоятельно убирают свое рабочее место.

Дети проверяют, как они выросли.

6.        Самоанализ

Открытость

Педагог поддерживает детей.        - Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Я надеюсь, что вам, после нашего увлекательного путешествия, захочется не только продолжать учиться выкладывать из бус рисунки, но и посадить живые цветы на клумбах своего детского сада, а воспитатели вам в этом всегда помогут. И благодаря вашим стараниям природа станет краше, и все будут любоваться вашими цветами.

- Вы со мной согласны?

- Какие вы молодцы, что тоже так думаете.

- Ребята, а что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что вы узнали нового?

- Что было сложно?

- А что было очень просто сделать?

- Я была рада сегодня с вами побывать вместе в царстве цветов, а так же познакомить вас с волшебными бусами.

- И я говорю вам до свидания.

Анализ деятельности педагогом, самоанализ детей.

Дети встают и идут по своим делам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область

Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...

Конспект игровой обучающей ситуации в подготовительной к школе группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие в Фиолетовый лес»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8»   Конспект игровой обучающей ситуациив подготовительной к школе группес использованием развив...

Конспект ООД «Познавательное развитие» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Закрепление математических знаний и умений посредством игры.

Конспект ООД «Познавательное развитие»  подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Закрепление математических знаний и ...