Конспект занятия
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_transport.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на транспорте»

 

Цель: развитие психических процессов.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Транспорт».

2. Уточнять понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный),  закрепить знания детей о деталях транспорта.

3. Продолжать учить:

- образовывать  сравнительную степень прилагательных;

- образовывать прилагательные от существительных;

- образовывать из двух слов сложные слова.

Развивающие:

- развивать зрительное внимание, восприятие, мышление;

- развивать речь с движением.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

Оборудование:  бумажные лодки и  самолеты, цветные фишки, картинки корабля  и машины, самолета и лодки с обозначением основных частей.  Цветная бумага синего цвета, имитирующая речку. Картинки по теме.

Ключевые слова:  наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

Игровая мотивация:  игра – путешествие.

Ход НОД:

·  Организационный  момент

Воспитатель  встречает детей, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку.

- Посмотрите на картинку, которая лежит перед вами.   Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название этой картинки.

·  Вводная часть.

- Ребята, сегодня я  предлагаю отправиться в путешествие на машине. (Детям раздаются  машинки, в каждом кузове цветные фишки)  посмотрите, в ваших грузовых машинках есть груз – цветные фишки.

 · Упражнение  «Шифровальщики»

Ребята, давайте поиграем в шифровальщиков и зашифруем с помощью цветных фишек слово  «машина».

Дети выполняют звуковой анализ и синтез слова машина

 ·  Игра «Ехали-ехали».

Я буду читать стихотворение, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить строчки из стихотворения, если я остановлюсь.

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Въехали …  (съехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Яму … (объехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Мост … (переехали) и дальше … (поехали).

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Вы догадались, на какую тему мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, транспорт.

В нашем путешествии будет много остановок. Поедем, соблюдая правила дорожного движения.  

Мы приехали на первую  остановку ПРИЧАЛ. Посмотрите,  что вы видите перед собой?    Катер, лодка, теплоход,  парусник. К какому виду транспорта они относятся? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан)  Место, где причаливает  маломерный  транспорт,  называется причал. Место, где причаливают большие судна,  называется порт.  У корабля есть основные части - нос, корма, борта.

·  Выработка силы и направленности воздушной струи.

Давайте вместе с вами отправим лодочки в плаванье. Выбирайте  бумажные лодочки,   будем силой воздушной струи отправлять их в соревновательное путешествие. Каждый по очереди и по своей «речке».  Посмотрим,  чья лодочка уплывет  дальше.

 Игра «Продолжи предложение»

 На доске выставляются картинки: первая  с лодкой,  вторая  с кораблем.

- Корабль плавает далеко, а лодка…

- Корабль плывет быстро, а лодка …

- Корабль мощный, а лодка …

- Корабль большой, а лодка …

- Корабль тяжёлый, а лодка …

- Корабль просторный, а лодка …

- Корабль длинный, а лодка …

-Корабль плывет быстро, а лодка …

Молодцы! Отправили свои лодочки в путешествие. А нам пора ехать дальше. 

Посмотрите, ребята, мы приехали на стоянку. Что вы видите? Грузовик, скорая помощь, автобус. К какому виду транспорта они относятся? (наземный) Кто водит  машины? (шофер) У машины есть основные части: кузов, кабина, колеса. Есть машины, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная).

·  Физминутка «Шоферы»

Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают)

Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)

·  Игра «Почему так называется?»

Возит бензин –  (бензовоз)

Возит молоко –    (молоковоз). 
         Мешает бетон –    (бетономешалка). 
         Возит цемент –  (цементовоз). 
         Возит воду –  (водовоз)

Самолет -

Вездеход -

Паровоз-

Пароход-

Самокат -

 

Куда это мы с вами приехали? Я вижу записку, давайте ее прочтем: Читаю деформированное предложение: В, приехать, вы, аэропорт. Дети составляют предложение  и проговаривают по очереди.  

 К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта.) Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Возьмите самолетики у вас на столе. Крылья, салон, хвост, кабина, нос.

·  Игра «Из чего сделан, какой?»

Из чего  изготовлен самолетик? (Из бумаги). Значит, он какой? (Бумажный).

- Если колеса сделают из резины, они будут

- Если самолет  сделают из металла, он будет

- Если самолет  сделают из пластика, он будет

-Если штурвал сделают из дерева, он будет

 · Игра «Третий лишний»     Найди лишнюю картинку”, объясни почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая  машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

·  Подведение итогов

 Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт?  Какие виды транспорта вы запомнили? Вам понравилось наше путешествие?

Самоанализ НОД по развитию речи

в старшей группе № 11

На НОД присутствовало   детей старшей группы с диагнозами ЗРР, ПЭП, неврозоподобное состояние, ОНР, дизартрия ср. степени. НОД была групповая. Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия, а так же соблюдались санитарно- гигиенические условия ( соответствие мебели, освещение, проветривание зала, соблюдение правильной осанки).

НОД по теме «Путешествия на транспорте».

Цель: развитие психических процессов.

Решались следующие задачи: образовательная, развивающая, воспитательная.

 Образовательные:

1.Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Транспорт».

2. Уточнять понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный),  закрепить знания детей о деталях транспорта.

3. Продолжать учить:

- образовывать  сравнительную степень прилагательных;

- образовывать прилагательные от существительных;

- образовывать из двух слов сложные слова.

Развивающие:

- развивать зрительное внимание, восприятие, мышление;

- развивать речь с движением.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

НОД имеет комбинированную форму с элементами  координации речи с движением, речевых игр, физминутки (форма НОД- путешествие).

НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом -игрой. В первой части – организационной – решались задачи в развитии зрительного и слухового восприятия, создание игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче. В основной части деятельности решались образовательные задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника –игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, дидактические пособия, показ способа действия. Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников развитию речи. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, чтобы не было скучно. Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом. В НОД стараюсь вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее. В третьей, заключительной, части закрепили знания о видах транспорта.  В течении НОД были включены задания на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы. Физминутка была поведена вовремя. Все речевые инструкции давались в четкой, доступной форме. В НОД прослеживается эффективность использования  игры-координации речи с движением, физминутки. Весь наглядный и дидактический материал качественно подобран.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД. В группе дети старшего возраста многие с задержкой речевого развития, не идущие на контакт и с педагогом, и при посторонних людях, приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать так развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором познания.

Педагог владеет грамотной, доступной, эмоциональной речью. Познавательную активность детей педагог повысил, тем самым достиг цели НОД.

Применение в педагогической деятельности личностно-ориентированных, оздоровительных технологий позволило решить поставленные задачи в НОД.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки учебной универсальной деятельности, которые послужат в дальнейшем основой для формирования  учебной универсальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...