доклад "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Уйнукай-оол Галина Биин-ооловна

доклад на августовском совещании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Доклад на августовком педагогическом совещании

по теме:

«Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель Уйнукай-оол Г.Б.

с. Хайыракан 2018г

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание. Историзм и народность- приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички. побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики, приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоцепить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки. притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок. Золотой гребешок...

или: Киска, киска, киска, брысь. На дорожку не садись...

или: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка...

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, вот и вся моя семья.

(или: Этот пальчик - наш малыш, а зовут его )

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают.

У сороки боли, у вороны боли, А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию. укладыванию спать.

При умывании: Водичка- водичка умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

При причёсывании: Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса Расти косонька до пят, все волосики в ряд...

Во время приёма пищи: Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, сладкую, душистую.

Знакомство с потешками надо начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о ею особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке. Хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д. Можноиспользовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества), «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отображают ее содержание в действиях). Дидактические упражнения «Узнай и назови» ( достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».«Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему - нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием. Таким образом, потешка превращается в игру, увлекает детей.

Большое значение имеют народные песенки, колыбельные, потешки, сказки. Они погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю:

«Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди».

Или: Спи, кукла, почивай, крепко глазки закрывай,

А вы, котики, не спите, нашу куклу стерегите. Или: Уж ты, Петя-петушок, Золотой гребешок,

Маслена головушка, Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Маше спать не даешь?

Ты тогда Машу буди, когда солнышко взойдет,

Когда солнышко взойдет, роса наземь упадет

Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки. их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке . Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья». «Детский сад». «Дочки - матери.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества: они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу воспитателю можно использовать в любой ситуации: собираясь на прогулку медлительному Егору можно сказать: «Семеро одного не ждут», когда кто-то неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь!». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Весна красна цветами» - о временах года). Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними , детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.

Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

1. «Идет мохнатый, идет бородатый,

Рожищами помахивает.

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.

2. На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры, на ногах шпоры.

3. Грива на шее волной,

Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка, На ногах щетка.

Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке. Можно начинать занятие по изо - деятельности загадкой, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить. Используются загадки и на прогулке: «Бел, да не сахар, Ног нет, а идет!» и т.д.Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко». Проводить можно вечера загадок с бабушкой - загадушкой.

Среди богатств народного богатства сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастичного. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки  раскрывают исторически сложившиеся национальные ценности. Именно поэтому они требуют аналитического подхода, во-первых, с точки зрения жанровых особенностях и места, во-вторых, изучения их педагогической ценности для периода детства.

Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм Василисы - сказочницы. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки: бытовые, волшебные, сказки о животных.

Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка...»,а заканчивать словами: «Вот и сказке конец ,а кто слушал - молодец!». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?» Можно провести конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок, вносить предметы ряжения.

Использование произведений народного творчества в различных играх формирует словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

В нашем ДОУ как и в других детских учреждениях используются современные формы организации обучения: например: малые формы фольклорных произведений сочетаются в кружковых занятиях.

Для того, чтобы считать себя «гражданином» нашей Родины, необходимо ощутить  духовную жизнь своего народа.  Вот поэтому следует, шире использовать во всех его проявлениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера.  Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к нравственным ценностям.Постоянное обращение вообще к фольклору делает речь детей богаче, образнее.

Не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны.

В моей кружке «Русский Терем» практически отсутствуют предметы народного быта встречающиеся в фольклорных произведениях. Исползуем куклу в качестве игрового персонажа. Постоянно обращаюсь к ней и кукла с детьми общается.                                                                                                                                                                                                                              

В кружке дети узнают впервые, как проводились праздники на Руси, как они назывались.  Это и удаль, и размах, и искренность.  Народные праздники- неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизннего оптимизма. Знакомство с ними обогащают не только детскую душу, но и взрослую.

На праздниках  «Зимние святки», «Масленница»- традиционное угощение, приготовленное родителями..Постепенно усваиваем правило гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами- красна углами», «Какова хозяйка- таков и стол». Эти праздники – дань уважения русской смекалке, находчивости, которыми так богат русский фольклор.

Поиск новых форм работы продолжается.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности со взрослым доставляет ему огромную радость. Сопровождения действий словами способствует непроизвольному обучению и развитию речи.

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и маловыразительна. Дети как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, а также речь в современных мультфильмах и рекламных роликах. Все это ведет к потере индивидуальности, непосредственности, эмоциональности.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. С помощью малых форм фольклора развиваем речь, чувство ритма и рифмы, формируем интонационную выразительность. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Знакомство с малым фольклоромиграет неоценимую роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Особую значимость приобретает фольклор в период адаптации дошкольника. Ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания:

      Вот проснулся петушок,

Встала курочка:

Подымайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». «Водичка, водичка, умой Андрюше личико».

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая«Не плачь, не плачь, куплю калач».

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

***

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко…

Использование произведений народного творчества в различных играх формирует словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Анкета для педагогов ДОУ "Фольклор в работе с детьми дошкольного возраста"

В анкете  необходимо ответить на вопросы, выражащие отношение педагогов к использованию фольклора в работе с детьми...

Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возрастаАннотация: Культуру Хакасии  невозможно себе представить без хакасского искусства, хакасского языка, традиций, которые рас...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...