«Развитие социального интеллекта и инициативы у детей посредством музыки"
статья (старшая группа) на тему

Салихова светлана Германовна

Особенность музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста состоит в том, что процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален (Н.А. Ветлугина). Музыкальные задатки у каждого ребёнка уникальны. Поэтому для одних детей музыкальные занятия легки, приятны, задания доступны, музыка доставляет удовольствие, радость. А для других детей музыкальные занятия сложны и непонятны. Здесь очень важен индивидуальный подход к музыкальному развитию каждого ребёнка, и насилие недопустимо.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ детский сад №43 «Гнездышко»

Статья на тему:

«Развитие социального интеллекта и инициативы у детей

дошкольного возраста посредством музыки»

2018-2019 учебный год

Подготовила:

музыкальный руководитель

Салихова С.Г.

    Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет один из самых важных векторов в развитии ребенка дошкольного возраста как «Социально-коммуникативное развитие». Данное направление упоминает о развитии личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности. Почему это важно? Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.                                        

        Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка. В ней ученый рассматривает трехкомпонентную модель интеллекта, включающую в себя следующие компоненты:C:\Users\ноутбук\Desktop\2175_002.png

 Рис. 1. Трехкомпонентная модель интеллекта Э. Л. Торндайка

     Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап положительной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей дошкольников. Это — особенности развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоением норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми.

       Успешное формирование социально значимых личностных качеств от того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте,  где он живет, что он чувствует в определенные моменты. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Занимаясь различными видами деятельности, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности». Непосредственное влияние оказывают стили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» (новые игровые пособия, игровые образовательные ситуации, технологии).

     Савенков В. А., характеризуя концепцию социального интеллекта, выделяет три группы, описывающие следующие критерии: когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие.
    Особенность музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста состоит в том, что процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален (Н.А. Ветлугина). Музыкальные задатки у каждого ребёнка уникальны. Поэтому для одних детей музыкальные занятия легки, приятны, задания доступны, музыка доставляет удовольствие, радость. А для других детей музыкальные занятия сложны и непонятны. Здесь очень важен индивидуальный подход к музыкальному развитию каждого ребёнка, и насилие недопустимо.

        Одним из важнейших методов поддержки детской инициативы является слушание музыки в детском саду. Слушание музыки это один из основных путей развития творчества, эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

      Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа. Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное развитие человека еще в Античности. немецкий философ Г.Гегель утверждал, что разум безжизнен без чувства. сам же термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990 г. в работе Д.Майера и П.Соловея. Однако связь эмоций и сознания рассматривалась ранее, в том числе в трудах отечественных психологов (А. Ф. Лазурского, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, Л. И. Божович и др.) Опираясь на концептуальные положения наших ученых, можно объяснить влияние музыки на эмоции и интеллект человека. Эти две линии, а именно: эмоционально осознанное восприятие музыки и раннее музыкальное развитие, можно рассмотреть во взаимосвязи, но начнем собственно с музыки как культурного явления и ее восприятия. Общеизвестно, что ребенок еще в утробе матери реагирует на музыку и нередко выдает свои предпочтения: успокаивается или возбуждается. На эмоциональный фон младенца действуют не только темп и динамика звучания музыки, но и тембр, лад, интонации, регистры. Малыш, родившись, получает свою «порцию» понятной ему музыки через колыбельные, частушки, позднее — песенки, музыкальные сказки. При этом эмоциональные реакции ребенка проявляются очень активно, например, он отказывается слушать какую-либо музыку или напротив, снова и снова просит петь одну и ту же песенку. Понятно, что в данном случае мы имеем дело с эмоциями. В. М. Бехтерев, говоря о музыке, утверждал, что с ее помощью можно вызвать или снять возбуждение, но для этого необходимо установить механизмы влияния музыки на организм. Современные ученые выделили два подхода к определению эмоционального воздействия музыки на человека: «когнитивистский», который утверждает, что музыка способна только искусственно «моделировать» эмоции, и «эмотивистский», доказывающий, что музыка вызывает реальные эмоции. Например, самые младшие дети, слыша танцевальную музыку, невольно начинают двигаться, а колыбельная заставляет их спокойно покачиваться и подпевать. В то же время, включая детей в процесс слушание или пения, мы, зная об их реакции, тем не менее, пытаемся моделировать детские эмоции, интенсифицируя их, особенно на новой музыке.

      Практика показывает, что эмоциональное воздействие музыки на детей зависит от их психики, опыта, установки, т. е. обладает конкретными психологическими закономерностями. Мы знаем, что на отдельных детей музыка воздействует более активно, причем эмоции большинства заразительны, особенно для малышей. Однако зачастую эмоция проявляется не сразу, а именно тогда, когда педагог начинает анализировать с детьми их состояние от прослушанной музыки. Спросив, например, почему дети заулыбались, когда зазвучала музыка, малыши вступают на путь анализа своего состояния, включаясь невольно в анализ самой музыки: музыка быстрая, веселая, хочется прыгать и т. д. Сегодня на Западе проводятся научные исследования по разработке технологий активизации различных видов художественной деятельности, которые должны способствовать развитию эмоционального интеллекта. Однако подобные технологии в нашей стране не новы. Художественная деятельность, направленная на формирование музыкальной отзывчивости (главная характеристика музыкальной одаренности по Б. М. Теплову), включающей так называемые «умные эмоции» (термин Л. С. Выготского), выступает основной в концепции Д. Б. Кабалевского, которая, несмотря на то, что не названа технологией, ею по сути является. А интересные разработки для шестилеток Н. А. Ветлугиной опирались именно на эту концепцию.

     На музыкальных занятиях музыкальный руководитель  использует привычный набор музыкальных инструментов-игрушек. Анализируя ритмическую деятельность детей, видно две ее составляющие: эмоции (выражение своего настроения) и сознание (чтобы включиться в игру оркестра, ребенок должен продумать, как это сделать, обратиться к своему музыкальному опыту) Таким образом, эмоции дошкольника при игре на детских шумовых инструментах становятся «умными». Однако, обращаясь к эмоциональным проявлениям, музыкальный руководитель все-таки дает детям некоторые необходимые теоретические понятия, например, сравнивая два лада: мажор и минор; два регистра: высокий и низкий и т. д. А значит, осуществляется не только эмоциональное развитие, но и интеллектуальное, ведь давая ребенку знания, педагог вовлекает его в аналитическую деятельность.

     Современные программы по музыке учитывают эту особенность музыкального воспитания: эмоции + сознание. Особенностью музыки является ее образный язык. Хиты поп-музыки, лишенные смысла и интонационной образности, живут недолго. Настоящая музыка, будь то академическое произведение, народная, детская или эстрадная песня, сохраняется в веках именно потому, что в основе ее лежит музыкальный образ. Все большую популярность сегодня приобретает раннее музыкальное развитие детей.

    В дошкольных учреждениях музыкальные занятия проводятся в опоре на программы по музыке, выбранные дошкольным учреждением «От рождения до школы». В программе определены обязательные виды деятельности, каждый из которых предполагает не только развитие музыкальных способностей, но и общее музыкальное развитие, которое заключается в формировании способности эмоционально откликаться на музыку. Эмоциональный же отклик — это не просто проявление эмоции, а осознание своего состояния, вызванного музыкой. Начиная с младшего возраста, детям предлагается выразить в вербальной форме то, что они почувствовали, прослушав музыку. Уточним еще раз, что любой вид музыкальной деятельности начинается с процесса музыкального восприятия. Естественно, что первоначальная вербальная форма простейшая, однако описывая свое состояние, ребенок чувствует, что привлекает к себе внимание, осознает свою значимость в общем процессе: ведь все слушали. Постепенно дети научаются выслушивать мнение других и сравнивать свое отношение с отношением к произведению других детей. Чаще всего в младшем возрасте благодаря программной музыке, песенному материалу, снабженном помимо музыки словом, чувства детей схожи. Однако несколько позже дошкольники начинают проявлять самостоятельность суждений. Это наиболее заметно в подготовительной к школе группе. К этому возрасту процесс общения детей друг с другом достигает необходимого и достаточного уровня, боязнь сказать не верно. Во многом это зависит от педагога, его желания создать творческий микроклимат на музыкальном занятии, поощрять и называть детей, не пытаться навязать свое мнение или отрицательно высказываться о мнении ребенка. Необходимо помнить, что восприятие музыки весьма субъективно. Для того, чтобы ребенок попытался приблизиться к общепринятому прочтению образа, можно обратиться к самой музыки, ее языку, интонациям, ладу, фактуре, т. е. попытаться проникнуть в процесс сознания, сопоставить то, что очевидно, ч тем что ребенок почувствовал. Это и есть процесс формирования музыкальных представление по средствам «Умных эмоций». Для родителей, приводящих детей в студии, да и в детский сад этот процесс незаметен, однако они не могут не замечать интеллектуальные проявления малышей. При таком занятии музыкой, несомненно, дети становятся общительнее, преодолевают застенчивость, зажатость и т. п. правда, есть дети, которых занятия в коллективе сложны в силу их психической организации. Музыкальные руководители сталкиваются с тем, что не все дети могут полностью раскрываться на музыкальных занятиях, а оставшись наедине с педагогом, и поют лучше, и высказывают весьма интересные мысли по поводу музыкальных произведений. В дальнейшем, путем поощрения, такие дети начинают активно включаться в общую дискуссию, становятся свободнее.
   Эмоциональный интеллект определяют, как способность осознавать и понимать собственные эмоции, что впоследствии позволяет управлять ими. В идеале управление эмоциями должно быть направлено на эмоциональный и интеллектуальный рост (А. Алешина, С. Шабанов). Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в противовес «интеллектуальному коэффициенту» и рассматривается, как способность правильно оценивать обстановку, уметь адекватно включаться в общение, избегая стресса. Иными словами, эмоциональный интеллект — это управление собственными эмоциями и понимание эмоций собеседника (Д. Гоулман) Важно ли это? В современном мире чрезвычайно важно! При чем здесь музыка? Именно искусство развивает наши эмоции, а воспитание искусством, как показывает практика работы с детьми, активизирует работу сознания, формирует интеллектуальные способности человека. Выделяя в определении «эмоциональный интеллект» две его составляющие, обратимся к их сути. Эмоции — это психические процессы, переживание человеком своего оценочного отношения к явлениям окружающей действительности. Особенностями эмоций являются субъективный характер, многообразие, пластичность, связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Ученые разделяют понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «переживание», «аффект». Мы в процессе исследования музыки с детьми нередко употребляем все эти понятия (кроме «аффекта»): «Какие чувства вызвала в тебе музыка? Изменилось ли твое настроение?». Происходит проникновение в психический мир ребенка. Эмоции быстротечны, чувства длительны, но они вызываются музыкой и направленностью педагога. Эмоции могут меняться в зависимости от звучания музыки и быть интенсивными, в отличие от настроений. А переживания музыки всегда индивидуальны. В то же время ученые подчеркивают, что одинаковые эмоции — это дорога к общению. Действительно, эмоциональные переживания от музыки часто становятся сопереживаниями. Музыка, являясь искусством абстрактным, эффективно развивает наш интеллект, а будучи еще и искусством чрезвычайно эмоциональным, помогает активизировать и понять разнообразные эмоции. Таким образом, музыка — одно из средств развития эмоционального интеллекта. Приведем примеры. Музыкальные произведения, прежде всего детские песенки, знакомят дошкольников с такими понятиями как «добро», «дружба», «взаимопомощь», учат сочувствовать, сопереживать. Исполняя песенку, даже самые маленькие дети, реагируя на музыкальные интонации, ритм, лад, включаются в обсуждение того, что почувствовали в ней, а соединив со словом и музыкальным образом, запоминают (причем сначала на уровне подсознания) «что такое хорошо и что такое плохо». При этом процесс воспитания благодаря музыкальному искусству осуществляется естественно.
     Нравоучения ребенок нередко пропускает «мимо ушей», потому что они несут отрицательные эмоции. А вот музыка достигает сознания гораздо быстрее. Во-первых, она не вызывает отторжения, во-вторых, слушают (поют) все вместе, дети высказывают свое мнение, а педагог только обобщает, все становится понятно, более того, нередко воспринимается ребенком как собственное открытие. Например, дошкольники поют песенку из мультфильма о дружбе. Весело, нравится, герои приятные, смешные, настроение хорошее, педагог хвалит за исполнение или рассуждение — положительные эмоции. На этом фоне дети понимают, что такое дружба и дружеские чувства, осознают свое состояние, вызванное музыкой, и стремятся продлить его. Музыкальное развитие предполагает перевод задатков в способности, интенсификацию эмоциональных проявлений, активизацию сознания на уровне музыкального обобщения, расширение художественного и жизненного кругозора детей. Фундаментом развития является сама музыка, будучи искусством эмоциональным и интеллектуальным.

     Таким образом, практика показывает, что музыкальное развитие является одним из самых эффективных способов на первых этапах формирования эмоционального интеллекта, а музыкальное искусство — тем самым краеугольным камнем, с которого начинается гармонизация личности. Единственным и обязательным условием является организация социокультурной пространственно-предметной мини-среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения.


Используемые источники:

- М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», М.; Мозаика-Синтез, 2016

- Адамова П. А., Винникова В. В., Газарова Т. А., Борохович Л. Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2175/ 

- Шведун А. Ф. Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки» // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 335-338. — URL https://moluch.ru/archive/157/44506/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»

Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе....

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с  Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина...

Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста.

Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников»....