Познавательное развитие
план-конспект занятия

Алёхина Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику, тактильное восприятие предметов.

Задачи:  

Образовательные задачи:

Продолжать учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент, называть общий признак величины, использовать в речи слова «много», «один», согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. Продолжать учить детей  отчетливо, говорить слова, фразы с естественной интонацией, продолжать учить слушать и понимать вопросы педагога, отвечать на них.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, способность к обобщению, классификации.

Воспитательные задачи:

Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать доброжелательное общение друг с другом, приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить).

Интеграция образовательных областей: физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, социализация, здоровье.

Предварительная подготовка: выкладывание крупами различных образов, самомассаж шишками, игры с прищепками, пальчиковые игры различной тематики.

Оборудование и материалы:

  • мягкая игрушка-ежик,
  • еж из картона (без колючек),
  •  прищепки - по количеству детей,
  • осенние листья, грибы из поролона в «чудесном» мешочке,
  • маска лисы,
  • ёлочка с шишками,
  •  корзинка,
  • Контуры яблок для выкладывания крупами,
  • Крупы: горох, фасоль и т.д.,
  • угощение для детей.

Методы и приемы: словесный: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, показ воспитателя, рассказывания детей; наглядный: показ воспитателя, практический: имитация, показ.

Ход:

Вводная часть :

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Какие вы сегодня красивые, нарядные. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы!

 Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.

Воспитатель:

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес осенний мы  пойдем

Дети попадают в лес.

Воспитатель: Ну вот, мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А какое время года сейчас? (осень). Значит лес, какой? (осенний). Скажите, какие звери живут в лесу? (лиса, заяц, белка, медведь). Давайте мы с вами назовем основные признаки осени. (На улице стало холодно, листья падают, птицы улетают в теплые края, солнце реже светит, дожди часто идут, дни стали короче, а ночи длиннее, люди урожай собрали, люди стали одеваться теплее, в осеннюю одежду, звери готовятся к зиме.)

Основная часть:

Посмотрите, какая елочка в нашем лесу, а на елочке что ребята? (шишки). Давайте их возьмем и с ними поиграем.

Самомассаж рук шишками.

Мишка по лесу ходил,                      - (Пальчики шагают по столу)

Много шишек находил,

Много шишек находил,                    - (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)

В детский сад нам приносил.

Раз, два, три, четыре, пять!                - (Загибают пальчики на обеих руках)  

Будем с шишкой мы играть!             - (Разгибают пальчики на обеих руках)   

Будем с шишкой мы играть,            - (Прокатывание шишки между ладонями)                                                        

Между ручками катать!          

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. А кто это прячется за елочкой? (сюрпризный момент). Так это ежик! Воспитатель показывает детям игрушку – ежа. Ребята, ежик здоровается с вами, и вы поздоровайтесь с ним. Дети, погладьте ежа! Воспитатель дает возможность детям погладить, читает стихотворение.

Шли по лесу не спеша

Вдруг увидели ежа.

Ежик, ёжик – мы друзья,

Дай погладить нам тебя!

Все наклоняются и ласково прикасаются к ёжику.

Воспитатель: Ребята посмотрите вот еще один ежик. Чего у него нет? (колючек) Ёжик, а где же твои колючки? Ой, ребятки, ежик мне сказал, что он их дома забыл. Поможем ежику вернуть колючки на спину? Представьте, что вот эти прищепки – колючки. Возьмите каждый по одной прищепке – колючке и прикрепите их на спину ежу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Катя, сколько ты колючек прикрепила ежику на спинку? (одну колючку) А ты, Вова, сколько прищепок – колючек прикрепил? Тоже одну. Молодцы, дети. Правильно, каждый из вас прикрепил только по одной колючке. А у ежика на спине их, сколько стало? (много колючек). Правильно, дети, колючек у ежа стало много. Погладьте ежика по спинке. Какой он стал? (колючий)

Воспитатель:

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

Воспитатель: Дети, а зачем ежу нужны иголки?

Дети: Чтобы защищаться от врагов.

Подвижная игра   «Ежики прячутся от врагов»

Воспитатель: Дети, а вы знаете, как ежик защищается от врагов? (ответы детей). Он сворачивается клубочком, прячет нос, наверху остаются иголки, которые защищают его. Вот так (показ на игрушке). Я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы наденьте маски и превратитесь в ежей. Вот вы и ежики. Сейчас вы под музыку будете бегать по залу, а когда появиться лиса, вы должны будете остановиться и быстро свернуться в клубочек (группируются и сидят неподвижно). Лиса ушла, ежики снова гуляют. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель прикрепляет ежу незаметно чудесный мешочек. Воспитатель берет в руки ежика, на спине которого чудесный мешочек и поет 1 куплет песенки «Маленький ежик»:

Маленький ежик, четверо ножек,

На спине мешок несет, песенку поет.

Туфти-туфти-туфти – ту

Самый сильный я в лесу!

Самый сильный я в лесу!

Туфти-туфти-туфти – ту.

Воспитатель: Ежик, а это что за мешочек у тебя на спине? (чудесный) А в мешочке у тебя что? Еж говорит тихо на ухо воспитателю. Воспитатель слушает.

Воспитатель: Ежик мне говорит, что он собрал грибочки для друзей-ежат. Но они перемешались с листочками. Он нас просит выбрать из мешочка только грибочки, поможем ему? Сейчас мы с ребятами достанем только грибочки и сложим их в корзинку.

Дети по очереди опускают руку в мешочек и отыскивают грибок среди других игрушек, кладут его в корзинку.

Коля, сколько грибов ты достал?

Дети говорят, что достали один грибок, два грибка.

Воспитатель: Дети, сколько грибов стало в корзинке? (много грибов)

Ёж:  Спасибо, ребята, за помощь!

Воспитатель: Ребят, с нами ежик играл, давайте ему мы сделаем подарочки?

Чтоб подарки получились великолепные. Нужно пальчики размять.

Пальчиковая игра «Хитрый еж»

Вот свернулся еж в клубок,

Может, ежик, ты продрог?

(дети садятся на корточки, обхватывают колени руками)

Солнца луч ежа коснулся –

Ежик сладко потянулся!

(поднимают руки вверх, потягиваются)

Хитрый еж, хитрый еж,

На клубочек он похож.

(вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения)

На спине иголки

Очень – очень колки

(несколько раз сжимают и разжимают кулаки)

Еж по тропке побежал,

Нам колючки показал.

(руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в кулак)

А колючки тоже

На ежа похожи

(поднимают руки над головой, делают вращательные движения китстями)

На ежа мы поглядим

Молочка ему дадим,

(ладони складывают черпачком)

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

Дети выкладывают крупой (горох, фасоль и т.д.) яблоко по образцу. Во время задания слушают произведение П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ежик: Молодцы, ребята. Большое спасибо! Я и мои ежата очень любим, кушать яблочки. А вы любите? (Да). В них много витаминов, я принес, настоящие яблочки что бы угостить вас, чтобы вы не болели.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой, закройте глаза:

1, 2, 3, 4, 5,

в садик   нам пора опять.

- Понравилось вам наша прогулка?

Ребята, расскажите, что нового вы узнали? Чем занимались? Проводится итог занятия.

Используемая литература:

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/samomassazh-shishkami-dlya-aktivizatsii-rechi-razvitiya-melkoi-motoriki-i-pov
  2. http://www.detsadclub.ru/igry/812-konspekt-kompleksnogo-zanyatiya-vo-vtoroi-mladshei-gruppe-v-gosti-k-ezhikam
  3. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И.  Игры с прищепками творим и говорим. _ М. : ТЦ Сфера,
    2012. – 64 с. (Библиотека логопеда).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18

Непосредственная образовательная деятельность во второй  младшей группе

(развитие мелкой моторики рук)

Тема: «В гости к ежику»

Подготовил и провел:

Воспитатель

Флигинских И.Ф.

Белгород

2013



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» и конструктора  Lego.

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: Формирование у детей представление о Космосе. 

Задачи.

Образовательные:

  • Формировать представление у детей о целостности  картины мира, расширять кругозора.
  • Познакомить детей с планетами Солнечной системы.
  • Формировать умение проектировать и собирать модели по заданной теме.
  • Формировать пространственное мышление.

Развивающие:

  • Развивать умение работать по предложенным инструкциям.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к сверстникам.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: 
Просмотр документальных фильмов о космосе, мультфильма «Незнайка на Луне».
Чтение статей в детских энциклопедия о космосе. 
Рассматривание иллюстраций с изображением ракет. 
Оборудование: 

Презентация о космосе. Запись  космической музыки, взлет ракеты.  Дары Фрёбеля (дар № 1,7,8,9,10,J2). Конструктор Lego. Мяч.

Ход НОД

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране?  (ответы детей). Правильно, 12 апреля - день космонавтики. Сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие в космос, и узнаем с вами много интересного. На чем же мы с вами полетим? (на ракете). Вы сделали правильный выбор. А почему мы не можем полететь в космос на самолете или вертолете? (потому что самолет при полете опирается на воздух, а в космосе воздуха нет). Поэтому конструкторы для полетов в космос придумали и сконструировали ракету. А давайте и мы с вами придумаем свою ракету. 

Основная часть.
Воспитатель:
 Перед вами лежат фигуры, какие это фигуры (геометрические)? 
Построим из этих фигур ракеты.
(Самостоятельная работа детей с Дарами Фрёбеля  дар № 8).Какие замечательные ракеты у вас получились, целый космодром. Вы знаете, что такое космодром (это место, откуда запускают ракеты)? Ребята, а каким должен быть космонавт? Какими качествами он должен обладать? ( трудолюбивый,  добрый, сильный, быстрый, аккуратный, смелый, ловкий).

Воспитатель: Ракету мы построили теперь нам нужно выбрать подходящую одежду. В чем же мы с вами полетим (в скафандре)? Правильно. А почему мы не можем полететь в куртке или в комбинезоне, а именно в скафандре? (скафандр защищает от вредных космических воздействий, потому что сделан из специальных материалов). Вот ракету построили, скафандры одели, осталось потренироваться. 

Физминутка «Космонавт»

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт. 
Начинаем тренировку, 
Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. 

Повороты в стороны. 

Наклоны вперед.

 

Приседают.

Кружатся.

 

Ракета

Воспитатель: Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет! Начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7, 6… .1! Пуск! (Взлет ракеты звуковой эффект). 

Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает.

Воспитатель: С давних времен, у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов - о звездах, о планетах, о вселенной и, конечно же, он мечтал полететь в космос. (Слайд - 1) Вот ребята мы с вами и в космосе. А в космосе невесомость (космическая релаксационная музыка). (Слайд - 2) Давайте покажем, как мы будем чувствовать себя в невесомости. (Дети медленно и плавно двигаются под музыку). (Слайд - 3) Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (Звезды и планеты) (Слайд - 4) . У нас за иллюминатором замечательный вид. Солнце и планеты как одна большая дружная семья, которая называется Солнечная система. Почему эту систему назвали - Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты). Обратите внимание на то, что все планеты вертятся вокруг солнца по своей орбите. (Слайд - 5) А что произойдет, если планета сойдет со своей орбиты?

Эксперимент с Дарами Фрёбеля (Дар № 1) «Шарики на ниточках». (Дети - солнце, шарики – планеты, ниточки – орбиты).

Воспитатель:  Что произойдет с шариками – планетами, если отрезать ниточку? (они упадут). Правильно так может произойти и с планетами. Ребята, все планеты одинаковы? (нет). Чем они отличаются? (они большие и маленькие, разных цветов). Чем похожи? (круглые) Давайте, посчитаем, сколько планет в Солнечной системе. А вы будьте внимательны. Воспитатель нанизывает первый шар на шнурок, это солнце. (Используются дары Фрёбеля, дар № J1). Дети дальше нанизывают шары на шнурок по очереди, это планеты.

  1. Первая планета от солнца называется Меркурий. Она быстрее всех планет вертится вокруг солнца.
  2. Вторая планета - Венера на ней очень жарко и идут кислотные дожди. 
  3. Это ребята Земля, какая она по счету. На Земле есть жизнь, растут растения, живет люди, животные потому что на планете есть вода. 
  4. А это Марс четвертая планета по счету. Ее еще называют Красная планета, потому что она покрыта красной пылью, нет воды и нет жизни. 
  5. Это Юпитер, пятая планета, самая большая планета в нашей солнечной системе называют ее еще планета гигант. 
  6. Шестая планета Сатурн она имеет кольца, которые вертятся вокруг планеты и состоят из камней и льда. 
  7. Уран, Нептун седьмая и восьмая планеты состоят изо льда и камней там вечный холод. 

Воспитатель:  Посмотрите ребята в иллюминатор. (Слайд - 6) Я вижу планету, наверно это Юпитер, а может Марс. И я вижу там, чьи - то следы. Как вы думаете, чьи это следы? (инопланетян). Как они могут выглядеть?  Перед вами лежит конструктор  Lego, давайте придумаем своих инопланетян.

Самостоятельная работа детей с конструктором  Lego.

Воспитатель:  Какие замечательные инопланетяне у вас получились. Как мы назовем жителей планеты Марс? (марсиане) А жителей Земли? (земляне). Правильно мы с вами земляне. 
Понравилось вам путешествие? А что именно понравилось? 
Мы узнали с вами новые слова, узнали много интересного о планетах. Но планета Земля, на которой мы живем - самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. (Слайд - 7) .

Заключительная часть.
Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться на Землю.
Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10, 9 …5, 4, 3, 2, 1 Земля! 
Воспитатель:  Вот мы с вами и на Земле. Землю нужно беречь и любить. И может быть через много лет кто - то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет «Как прекрасна наша Земля! » 
Рефлексия. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Предлагают поиграть в интервью. Кто будет корреспондентом? Дети сами выбирают корреспондента и отвечают на его вопросы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 «Лучик»

НОД в старшей группе с использованием даров Фрёбеля

на тему: «Путешествие на дно морское»

Подготовил и провел:

воспитатель Флигинских И.Ф.

Белгород

2018

Цель:  Создать  условия для  развития  познавательных  и  творческих  способностей детей, мышления, воображения и речи.

Задачи:

Обучающие:

  Продолжить знакомство детей с жизнью обитателей подводного мира;

  Закрепить понятие куб,шар, призма.

Развивающие:

  Активизировать  словарный  запас  в  различных  видах  деятельности  детей:

батискаф, круиз, подводный аппарат.

  Способствовать  развитию  связной  речи  через  формирование  умения выделять и называть объекты речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими  описаниями  и  расширять  их  за  счёт  дополнительных характеристик;

  Помогать детям  воссоздавать в конструировании образы действительности, на основе полученных представлений и впечатлений;

  Обеспечивать  опыт  у  детей  в  согласовании  своих  действий  в  совместной продуктивной деятельности.

Воспитательные:  

  Поддерживать  инициативу,  стремление  к  импровизации  при самостоятельном воплощении художественного замысла;

  Воспитывать интерес в жизни животного мира; бережного отношения к ней.

Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:

  беседа «Морской транспорт»; «Кто живёт под водой»;

  просмотр видео «Обитатели моря»

  рисование «Морские обитатели»;

  чтение  стихов о море и морских обитателях.

 Оборудование:

Презентация с морскими обитателями, картинки с изображением морских обитателей и батискафа, пластмассовые игрушки «Морские обитатели», приглашения в круиз по числу детей.

Для опыта синяя гуашь, вода, стакан, игрушка осьминог.

Игровой набор «Дары Фрёбеля», дар № 7, дар №2, дар № 8,  дар № J 1.

Вводная часть.

Дети заходят, здороваются, становятся в круг. В это время на экране воспроизводится видеоролик о морских обитателях.

Воспитатель:

 Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на морское дно.

-На чём можно отправиться в такое путешествие? (ответы)

Основная часть.

 (Начинает  выкладывать  фигуру  из  набора  «Дары  Фрёбеля»,  дети заинтересованно встают около воспитателя). Ребята, на что это похоже?  

Если дети не справляются с заданием, то воспитатель помогает им, загадывая загадку:

Он на морское опустится дно,

Посветит прожектором там, где темно,

В иллюминаторы круглые глядь, -  

Все чудеса морские видать! (Батискаф)

Воспитатель (уточняет): Что такое батискаф? Ребята, а что вы можете рассказать

о батискафе? ( ответы детей )

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, а я вам расскажу, что такое батискаф.

На экран выводится картинка с изображением батискафа.

Батискаф – это подводный аппарат для погружения под воду, похож на стальной

шар, окна – иллюминаторы из толстого стекла, круглой формы, аппарат спускается на

морское дно.

Сюрпризный  момент.  Воспитатель  обращает  внимание  на  объявление (мольберт):  

Для нас сегодня неожиданный сюрприз –  

По морю Чёрному круиз!

Мы путёвки вам вручаем.

Вас батискаф огромный ждёт!

Нет времени стоять, скоро будем отплывать!

Разбирайте приглашения!!

(На подносе разложены приглашения)

Воспитатель: Так значит, куда мы с вами отправляемся? (под воду) Правильно в круиз, на морское дно. Но для того что бы попасть в батискаф, вам необходимо назвать морское животное, которое изображено у вас на билете.

Воспитатель: Ну что ж, очень хорошо. Батискаф готов к погружению.

На счёт «три» -  погружаемся. (Дети громко считают до трёх. Звучит шум моря).

1.  Игра «Узнай по описанию» 

Воспитатель: А с кем произойдёт встреча, вы узнаете из загадки:

Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском

Голова и восемь ног

Вот  весь я … (Осьминог)

Морской  обитатель  «Осьминог»,  воспитатель  рассказывает  детям:  Голова несёт  8  щупалец  –  «рук».  Он  не  имеет  костей.  Может  менять  форму.  Плавает  очень медленно. Осьминог считается самым «умным» среди всех беспозвоночных по многим показателям:  поддаются  дрессировке,  имеют  хорошую  память,  различают геометрические  фигуры.  Узнают  людей,  привыкают  к  тем,  кто  их  кормит.  Если проводить  с  осьминогом  много  времени  он  становится  ручным.  Удирая,  выпускают струйки чернил – темной жидкости.

2.  Игра – опыт «Помоги спрятаться осьминогу». 

В прозрачной ёмкости помещена игрушка осьминог. Ребёнок из пипетки выпускает в воду «чернила» (вода подкрашенная гуашью). Делается вывод: осьминога не видно.

3.  Морской обитатель «Морская звезда» 

Ты уже, дружок, конечно

Что-то слышал обо мне.

Я всегда пятиконечна

И  живу на самом дне. (Морская звезда)

Воспитатель: Ребята, послушайте, что я вам расскажу о морской звезде.

У морских звёзд сильно развита способность к восстановлению оторванных лучей. Лучи  называют  руками.  Оторвавшийся  луч  способен  развиваться  в  новый  организм. Морские  звёзды  могут  ползать,  рыть,  изгибаться,  плавать.  Способны  взобраться  по вертикальной поверхности, может надолго прилипнуть к стеклу аквариума.

4.  Игра «Выложи  морскую звезду»  (Игровой набор «Дары Фрёбеля», дар № J1)

Воспитатель:  Ребята,  морская  звезда  предлагает  вам  выполнить  задание: выложить  морские  звёзды  используя  мозаику.  Давайте  разделимся  на  три  команды, капитанами  команд  будут(….).  Первая  команда  выкладывает  звезду  красного  цвета, вторая-синего, третья-жёлтого.

Физкультурная минутка. («Дары Фрёбеля», дар №2)

Детям  даётся  задание  запомнить  условные  значения  каждой  фигуры.  Например: куб  –  руки  вверх,  шар  –  ходьба  на  месте,  призма  –  приседания.  Дети  должны  в соответствии с обозначением выполнять нужные движения.

5. Морской обитатель «Морская змея» 

Вьётся верёвка – маленькая головка. (Морская змея)

Воспитатель: Морская змея имеет маленькую голову, которая переходит в хвост. Бывают ядовитыми. По земле ползает, а в воде плавает. Очень длинная. Хвост на конце плоский.

6.  Давайте  поиграем  в  игру.  («Дары  Фрёбеля»  дар  №  J 1)  «Я  змея,  змея,  змея.  Я

плыву,  плыву,  плыву!»  воспитатель  нанизывает  на  шнурок  деталь  и  передаёт  её

следующему игроку, задавая ему вопрос « Хочешь стать моим хвостом, назови морского обитателя». И так по цепочке. Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите какая длинная змея у нас получилась. А теперь я предлагаю вам в память о нашем путешествии выложить коллаж. Воспитатель  обращает  внимание  на  то,  как  дети  справляются  с  заданием, спрашивает, кто что выложил. Обращает внимание на то, что это общий коллаж. Воспитатель: Ну что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Проходите в наш батискаф. Начинаем всплытие.

Заключительная часть.

 Рефлексия: «Что вам понравилось больше всего в этом путешествии?» (вопрос к детям). Дети выходят из батискафа, билеты остаются им на память. На билетах морские обитатели, которые необходимо дома раскрасить.



Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе

Тема: «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнем»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Цель: углубление и систематизация знаний детей о пользе и вреде огня,

знакомство с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности, со средствами тушения пожара, обучение детей быть осторожными с огнём, самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнём.

Задачи:

- формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем;

- учить детей основным правилам пожарной безопасности;

- уточнять и расширять знания о пользе и вреде огня.

- задавать и отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, находить место собственной реплике в общем разговоре;

- обобщать и систематизировать словарь по теме: «Пожарная безопасность».

- продолжать знакомить детей с экспериментально – опытной деятельностью;

- формировать экологически ценный опыт общения с природой.

- развивать у детей социальные мотивы поведения, учить считаться с желаниями и потребностями партнеров по деятельности;

- формировать навыки культуры здоровья, безопасного поведения при встрече с опасными факторами;

         - воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем, смелость и умение вести                     себя в экстремальных ситуациях.

Методические приемы:

Решение проблемных ситуаций, придание личностной значимости предстоящей деятельности, приемы активизации самостоятельного мышления детей, экспериментирование, поисковая деятельность, сюрпризный момент,

эвристическая беседа, , моделирование, чтение отрывков из стихов.

Оборудование:

- колокольчик;

- обручи (синий и красный);

- предметы, которые горят в огне и которые не горят в огне;

- каминные спички;

- свечи с подсвечниками;

- прозрачные емкости с водой, песком, землей;

- кукла – лисенок  Непослуха;

- ребристая дорожка;

- «ручеёк»;

- аудиозапись «Я стану пожарным»

Демонстрационный материал и раздаточный материал:

- макет «доброго» и «злого» огня;

- письмо от Непослухи с шариком красного цвета.

Предварительная работа:

- беседа на тему: «Будь осторожен с огнем»;

- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, Л. Толстой «Пожарные собаки», А. Найденов «Мыши и спички»;

- отгадывание загадок по теме;

- рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности;

- драматизация сказки «Кошкин дом»;

- выставка детских рисунков на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

- под.игр «Костерок»

Ход:

Вводная часть. Психологический настрой.

Воспитатель:

- Колокольчик мой, звени,

Всех ребят ко мне зови!

Дети подбегают к воспитателю.

- Становитесь, дети, в круг.

Дети становятся в круг.

- Встали дети, встали в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

У меня отличное настроение, а у вас?

Воспитатель:

- Ребята, вы чувствуете какой-то резкий запах в нашей группе? Чем же пахнет?

- Посмотрите, к нам прилетел красный воздушный шар. Красный цвет – цвет опасности! А здесь письмо. Вот откуда этот запах! Письмо-то обгорело! Что же тут написано?

Воспитатель читает: "ПОМОГИТЕ! "

- Кому- то нужна наша помощь.

Актуализация темы.

Воспитатель.

- Непослуха снова попал в беду и его надо спасать. Ребята, поможем Непослухе?

Дети становятся друг за другом и шагают за воспитателем.

Вместе:

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес осенний мы  пойдем

Основная часть.

Воспитатель.

- Мы пришли на лесную полянку! Птицы поют! Как хорошо в лесу! Но что я вижу? Кто-то разводил здесь костёр. А разве можно разводить костер в лесу? Почему? Конечно, нельзя, ведь это может привести к пожару. И тогда погибнет лес и его обитатели. Садитесь на пеньки. А я пойду и поищу Непослуху.

Появляется  Непослуха (кукла, у него забинтована рука)

Воспитатель.

- Непослуха, что с тобою случилось? Почему у тебя рука забинтована?

Непослуха:

- Решил я поиграть в пожарного. Взял спички и развёл маленький костёр, а потом стал его рукой тушить, тушить, тушить…

Воспитатель:

- Ой, Непослуха! Ты нас пугаешь, разве можно играть со спичками?

Ребята, расскажите, что может случиться, если дети играют со спичками?

Непослуха:

- Да, пожар и случился, я даже руку себе обжог. Кто только этот огонь выдумал! И зачем он нужен?

Воспитатель.

- Ребята, а вы знаете, зачем нужен огонь? Расскажите Непослухе.

Воспитатель.

- Правильно вы сказали.

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт.

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Но, огонь бывает разный:

Ярко-красный, очень страшный.

С едким дымом, очень злой,

Ты рукой его не тронь!

Восприятие и усвоение нового.

Воспитатель:

Огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из-под контроля, он становится не другом, а врагом. Даже можно сказать страшным чудовищем, сжигающим порой целые города. И тогда в дом приходит беда.

Непослуха:

- Но если вдруг пришла беда, что, же делать мне тогда? Как огонь мне потушить?

Воспитатель:

- Сложный вопрос! Ребята, у кого можно спросить совет?

- Я тоже так думаю. Без тётушки  Совы и её лаборатории нам сегодня не обойтись! Собирайтесь в путь.

- По тропинке мы пойдём, тётушку Сову найдём.

Дети становятся друг за другом и шагают за воспитателем по ребристой дорожке.

Воспитатель:

- А вот и лесная полянка. Ой, не можем мы пройти, сколько сора на пути! Как много мусора. Непослуха, как тебе не стыдно, разве можно мусорить в лесу? Ребята, а как вы думаете?

Воспитатель.

- Ох, Непослуха, разве ты не знаешь, что даже от маленькой стекляшки в жаркий, солнечный день может загореться трава в лесу. А вместе с травой загорится всё, что ты здесь разбросал.

Воспитатель:

- Ребята, поможем Непослухе собрать все эти предметы?

Дети собирают предметы и подходят обручам.

Воспитатель:

- Разложим предметы в обручи. В красный обруч нужно положить предметы, которые горят в огне, а в синий обруч - предметы, которые не горят в огне.

Дети подходят к нужному обручу, раскладывают предметы и обосновывают свой выбор.

Непослуха ошибается при выборе обруча, дети его поправляют.

Воспитатель.

- Молодцы, мои помощники, вы отлично справились с заданием. А ты, Непослуха, не разбрасывай мусор, береги лес от огня.

Воспитатель берёт за ёлкой чемоданчик. В нём лежат прозрачные емкости с песком и землёй.

Воспитатель.

- За то, что мы спасли лес от огня, лесные жители дарят нам чемоданчик с песком и землёй. Как вы думаете, можно песком и землёй потушить огонь? А вот это наше предположение мы и проверим в лаборатории тётушки Совы.

Воспитатель.

- Посмотрите, на нашем пути ручей. Как нам его перейти, вот проблема? Что можно придумать?

Воспитатель.

- Я тоже считаю, что нужно построить мостик из дощечек. Выбирайте дощечки одинаковой длины и ширины.

Воспитатель.

- Молодцы, вы прекрасные строители. Посмотрите, какой ровный и прочный мост у нас получился! Переходите ручеёк по мостику.

Дети по мостику переходят через ручей.

Воспитатель.

- За то, что мы смогли справиться с заданием, ручей дарит нам ещё один волшебный чемоданчик. В нём вода. Ребята, как вы думаете, вода  может потушить огонь? Давайте и это предположение проверим в лаборатории тётушки Совы.

Воспитатель берёт чемоданчик. В нём лежат прозрачные емкости с водой. Дети идут за воспитателем по кочкам.

Воспитатель.

- По кочкам мы пройдём, к тётушке Сове придем.

Практическая работа: опытно – экспериментальная деятельность.

Воспитатель.

- Дети, мы попали в лабораторию. Здравствуй, тётушка Сова! Тётушка Сова приготовила для нас свечи, зажжём их?

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

 Воспитатель.

- Когда мы зажигаем свечи, что видим?

Воспитатель.

- Вспомните слова, которые вы знаете про огонь. Какой огонь?

Воспитатель.

- Вот каким разным бывает огонь. Но если огонь становится опасен, что надо делать? Давайте теперь и проверим, можно ли потушить огонь песком, землёй, водой.

Опыты с огнем.

Дети делают вывод о том, чем можно тушить огонь.

Воспитатель.

- Спасибо тебе, тётушка Сова, за мудрые советы. Теперь дети знают, чем можно потушить огонь, и Непослуху научили.

Заключительная часть. 

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой, закройте глаза:

1, 2, 3, 4, 5,

в садик   нам пора опять.

Воспитатель.

- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Чем мы сегодня занимались? Вспомните, кому помогали? Почему у нас все получилось, всё нам удалось? Вы столько много узнали об огне, и вас посвящаю в юные пожарные, награждаю вас медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...