Проект "Адаптационный клуб малышей "Мишутка"
проект (младшая группа)

При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и сотрудников детского сада. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.  Ведь вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и выполнять требования незнакомых взрослых, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsionnyy_klub_malyshey.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 24»

Проект сотрудничества психолога с родителями

Адаптационный клуб малышей: «Мишутка»

Руководитель проекта:

Федотова О.А.

Педагог-психолог

г. Нижнекамск, РТ

Введение

При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и сотрудников детского сада. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.  Ведь вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и выполнять требования незнакомых взрослых, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Одним из критериев успешности адаптации является внутренний комфорт, то есть эмоциональная удовлетворенность ребенка.

Дети в возрасте 1-2-х лет не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Напряженное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Данная ситуация может затянуться на годы, если отсутствует психологическое сопровождение адаптации ребенка и семьи в ДОУ. В то же время существует потребность в повышении эффективности проводимых мероприятий по адаптации.

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Ведь в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новой обстановке зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В связи с актуальностью этой проблемы создан проект «Адаптационный клуб малышей «Мишутка».

Проект «Адаптационный клуб малышей «Мишутка»

Цель – создание условий для оптимального течения адаптации к ДОУ посредством эффективного взаимодействия с родителями и повышения их психолого-педагогической компетентности.

Задачи проекта:

Для детей:

Психологическое сопровождение в период адаптации:

- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Для педагогов:

- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- Совершенствование навыков эффективного взаимодействия с родителями.

Для родителей:

- Повышение уровня психологических знаний об особенностях адаптации к новым условиям и факторах, влияющих на успешную адаптацию, об особенностях развития детей раннего возраста, о методах воспитания, развития и обучения.

- Формирование активной позиции по отношению к процессу адаптации детей;

- Оказание помощи в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в различных видах деятельности;

- Обучение использованию своих собственных ресурсов;

-Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовительный»

  • Изучение необходимой литературы и подбор методического материала;
  • Составление плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей;
  • Анкетирование родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад»;
  • Подготовка информационного материала для родителей;
  • Организация предметно-развивающей среды в группе

2этап «Практический»

Работа с родителями

  • Родительское собрание «Адаптация ребенка к ДОУ»;
  • Психологические консультации по адаптации ребёнка в детском саду;
  • Курс занятий совместно с детьми и родителями по адаптации к детскому саду;
  • Консультации для родителей с практическими рекомендациями на тему: «Адаптация ребенка в детском саду», «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Что воспитывает детский сад»;
  • Анкетирование родителей по динамике адаптации детей.

Работа с педагогами

  • Консультация «Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации»;
  • Обучение формам и методам проведения групповых занятий с детьми в период адаптации.

Работа с детьми

  • Курс психологических занятий с детьми по адаптации к ДОУ;
  • Контроль за состоянием и поведением детей с помощью «Листа адаптации» (по методике К.Печоры);
  • Диагностика уровня адаптированности детей к ДОУ.

3 этап «Заключительный»

  • Анализ уровня адаптированности по результатам диагностики и анкетирования;
  • Итоговое мероприятие совместно с детьми «Здравствуй, елочка!»

В Адаптационном клубе для малышей «Мишутка» занятия совместно с родителями проводятся 1 раз в неделю в течение трех месяцев (сентябрь-ноябрь) в зависимости от состояния ребенка и по времени поступления в ДОУ.

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

проведения мероприятий

Ответственный

1.

Изучение необходимой литературы и подбор методического материала

Август

Федотова О.А.

2.

Составление плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей

Август

Федотова О.А.

3.

Анкетирование родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад»

Август

Федотова О.А.

4.

Подготовка информационного материала для родителей

Август

Федотова О.А.

5.

Организация предметно-развивающей среды в группе

Август

Федотова О.А.

6.

Консультации для родителей с практическими рекомендациями на темы: «Адаптация ребенка в детском саду», «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Что воспитывает детский сад»

Сентябрь, октябрь

Федотова О.А.

7.

Проведение психологических занятий с детьми в группе по адаптации

В течение года

Федотова О.А.

8.

Контроль за состоянием и поведением детей с помощью «Листа адаптации» (по методике К.Печоры)

Сентябрь-октябрь

Федотова О.А.

9.

Родительское собрание:

«Адаптация ребенка к ДОУ»

Сентябрь

Федотова О.А.

10.

Проведение психологических занятий совместно с родителями и детьми

Сентябрь-ноябрь

Федотова О.А.

11.

Психологические консультации родителей по адаптации детей (по запросу)

В течение года

Федотова О.А.

12.

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации»

Сентябрь

Федотова О.А.

13.

Обучение педагогов формам и методам проведения групповых занятий с детьми в период адаптации.

Сентябрь-ноябрь

Федотова О.А.

14.

Диагностика уровня адаптированности детей к ДОУ.

Декабрь

Федотова О.А.

15.

Анкетирование родителей по динамике адаптации детей.

Октябрь, декабрь

Федотова О.А.

16.

Проведение итогового совместно с родителями мероприятия: «Здравствуй, елочка!»

Декабрь

Федотова О.А.

Заключение

Участие родителей в работе адаптационного клуба «Мишутка» повышает их заинтересованность в воспитании детей, формирует более доверительные отношения с педагогами.  Данная форма работы позволяет обеспечить выход семьи из возможных противоречий и вовлекает в самообразовательную и созидательную деятельность, способствует гармоничным взаимоотношениям внутри семьи. Мамы начинают лучше понимать личностные особенности своего ребенка, учатся принимать их, приобретают навыки эффективного детско-родительского взаимодействия.

Анализ полученных результатов диагностики и анкетирования позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне адаптированности детей раннего возраста к ДОУ, преобладании положительного эмоционального состояния.  

Исходя из полученных результатов деятельности по проекту, мониторинга востребованности данной формы сотрудничества с семьями в условиях дошкольного учреждения мы планируем дальнейшее его развитие.

        

Список литературы

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
  2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003.
  4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
  5. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ.- СПб.: Детство – Пресс, 2013.
  6. Петрова И., Лиханова Т. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2012.
  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000.
  8. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
  9. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду.- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  10. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: – М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Работа с родителями, семейный клуб "Моя семья", заседание клуба "Папы - будьте рядом с нами"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Клуб наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодейс...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...