Формирование самостоятельности и активности дошкольников в игре
статья

Черкасова Людмила Александровна

В дошкольном детстве  отличным средством для личностного развития ребенка  является игра, ведущая деятельность, в ходе  которой  формируется  его   самостоятельность и  активность. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические познавательные процессы, формируются полезные качества дошкольников. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно, тут  не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других способом  приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность,  в которой  ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_form._samost.i_aktivnosti_iro_18.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Черкасова Л.А., старший воспитатель

ГБДОУ детского сада № 23

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Формирование самостоятельности и активности дошкольников в игре

Самостоятельность свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность. В настоящее время развитию самостоятельности детей  дошкольного возраста много внимания уделяют педагоги и психологи. Это важнейший период в развитии личности ребенка. Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Основными показателями проявления самостоятельности являются следующие:

  • ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе;
  • ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства;
  • ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого;
  •  ребенок поступает осознанно в сложившейся ситуации;
  • ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее. 

Приступать к воспитанию самостоятельности у детей необходимо как можно раньше. В первую очередь родители не должны выполнять за малыша то, с чем он может справиться сам.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста также предусматривает ознакомление ребенка с правилами и нормами поведения, которых придерживаются все члены семьи.

Наиболее  актуальной и значимой   является проблема воспитания самостоятельности в  детском саду. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) является «ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».  Следовательно, поддержка активности и самостоятельности дошкольников во всех видах детской деятельности является одной из главных задач педагогов ДОУ. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. 

В дошкольном детстве  отличным средством для личностного развития ребенка  является игра, ведущая деятельность, в ходе  которой  формируется  его   самостоятельность и  активность. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические познавательные процессы, формируются полезные качества дошкольников. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно, тут  не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других способом  приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность,  в которой  ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Однако игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Игра  - это метод познания действительности, прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности.

Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Ребёнок - дошкольник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из данного противоречия и рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Эльконин Д.Б. предлагал выделять 4 уровня развития сюжетно - ролевой игры, связанные с динамикой обозначенных компонентов.

Первый уровень. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли ещё не обозначаются. На первом этапе сюжетно - ролевой игры дошкольники охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет - заменитель, ранее использованный в игре.

Второй уровень. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Однако теперь эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В этой объединяются 2 - 3 человека.

Третий уровень. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемещается с параллельным действием партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в играх не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвёртый уровень. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых с друг другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен из литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т.п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры данного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существует продолжительное время. В игре теперь чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовления (игрушек - самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру дошкольников увеличивается до 5-6 человек.

На четвёртом уровне, то есть к старшему дошкольному возрасту начинают довольно ярко проявляться индивидуальные особенности игровой деятельности в целом и игрового творчества каждого ребёнка.

В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний и умений в различных областях. Играя, ребёнок самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает различные предметы, выделяет их характерные признаки и т.п.

Самостоятельность и активность  наиболее ярко проявляются в играх с правилами. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя  - анализирует и контролирует действия детей.   Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и активности, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен обязательно обогащать содержание игр.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Период подготовки к игре порой превышает время самой игры, сюжеты игр придумывают сами дети, опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношением к действительности.

Таким образом, самостоятельность и инициативность  детей проявляется,  прежде всего, в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Планирование дети осуществляют целостно.

На развитие инициативности и самостоятельности существенное влияние оказывает развивающая предметно-пространственная  среда, поэтому большое внимание необходимо уделять оснащению центров активности различным игровым материалом.

Литература

  1. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста– Ростов н/Д:Феникс, 2014. – 251с.
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №8/август/2012г.
  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №9/сентябрь/2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".

Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...

Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников"

В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе не...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья обобщающая  личный опыт  об игре в раннем дошкольном возрасте....