Опыт работы по театрализованной деятельности в средней группе
материал (средняя группа)

Набиева Эльза Финатовна

Театр -это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают,а добро всегда побеждает зло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Опыт работы по театрализованной деятельности в средней группе» (слайд 1)

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло (слайд 2). Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

Работа по театрализованной деятельности решает множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка. Среди основных задач хочу выделить следующие (слайд 3):

совершенствование умения ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке;

развитие умения воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики;

– становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развитие умения изменять интонацию;

– привитие навыков публичного выступления;

– активизация словаря, обогащение словарного запаса, совершенствование интонационного строя, развитие диалогической речи.

Работу по театрализованной деятельности в средней группе можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры (слайд 4).

В своей работе я широко использую игры-драматизации (слайд 5), где дети сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.

Разновидностью драматического театра является театр масок (слайд 6), который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки с помощью родителей изготавливаем шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой.

Все дети хотят играть в сказку, но многим мешают страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей.

Так, наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят я отмечаю достоинства и находки исполнителя и обращается ко всем: «Кто хочет показать, как движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петух?». Глаза ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. (слайд 7) И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы зайчики – прыгаем на полянке!» или «Мы квакающие лягушки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хозяюшку лягушку и т.д. Я сопереживаю вместе с детьми, повторяю движения и голоса героев сказки.

Проявлению творческих способностей детей помогает прослушивание и анализ записи их игр, рассматривание фотографий. Слушая записи своих спектаклей, дети забывают об окружающих, входят в образ, и мы наблюдаем интересные зрелища оживших персонажей сказки. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры, я направляю их внимание на удачные мизансценические решения, на выражения лиц персонажей, на наличие новых красок в позе, лице, движениях. Дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями.

В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем – объёмным или плоским. В своей работе я использую следующие виды театра:

– настольный (слайд 8). Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр.) и плоскими изображениями, при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия. Вместе с детьми придумываем небольшой сюжет и обыгрываем его;

– театр на фланелеграфе (либо магнитной доске) (слайд 9). Малышей обычно увлекает сам процесс игрового действия: ведь картинки не падают, а словно приклеены к доске, будто волшебные. Можно легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей: изображение можно нарисовать либо же вырезать из открыток, журналов, старых книг;

пальчиковый театр – это маленькие куколки, сшитые из материала (лучше фетр), связанные из пряжи либо склеенные из бумаги (слайд 10). Личико оформляется с помощью пуговиц, бисера, бусин, ниточек и пр. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль. Пальчиковый театр способствует эффективному развитию мелкой моторики дошкольников, что влияет на формирование речи детей. Он является незаменимым помощник в общении с ребятами;

– театр на палочках (слайд 11). Для изготовления этого театра мне понадобились деревянные палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона или бумаги. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате;

– бибабо (или театр «Петрушки») (слайд 12)  представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. Во время показа этюда головка куклы насаживается на указательный палец, а руки (или лапы животного) – на большой и средний. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками. Такой театр обычно вызывает у малышей восторг и море ярких эмоций.

В группе оформлен уголок театра (слайд 13), где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит ). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши развивают свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

Театрализованная деятельность в средней группе – само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если придумать для них интригующую мотивацию (слайд 14).

Например, показываю малышам красивый сундучок и говорю, что нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонажи сказки (это может быть «Теремок» или «Колобок», «Курочка Ряба» или «Заюшкина избушка» и др.). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадки.

Другой вариант начала занятия – держу в руках клубок ниток и объясняю детям, что он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику (или другому герою). Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, можно нарядиться в бабушку-сказочницу и пригласить ребят поиграть с ней.

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной меняю набор приёмов в работе с детьми (слайд 15):

– просмотр сценок кукольного театра. Разыгрываю разные сказки с пальчиковыми куклами, куклами бабибо, куклами на палочках и другими;

– разыгрывание сказок и инсценировок. Беру хорошо известные сюжеты, чтобы не было проблем с заучиванием небольшого текста;

– беседы о театре (знакомлю ребят с театром, показываю фотографии красивых зданий. Дошкольники узнают, что бывают драматические и кукольные театры, знакомятся с профессией актёра);

– выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства;

– психогимнастика. Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно – хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались – что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям – морским жителям.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей (слайд 16).

Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.

(слайд 17) Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Таким образом, театрализованная деятельность формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

(слайд 18) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по театрализованной деятельности

Опыт работы по театрализованной деятельности...

Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ

Я представляю опыт работы нашего детского сада. Приоритетные направление нашего ДОУ - Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности....

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

"Волшебный чемоданчик" (опыт работы по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе).

Театрализованная деятельность - самый распространеный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой....