«Музыкальное развитие творческих способностей дошкольников с использованием логоритмики»
методическая разработка

Третьякова Мария Михайловна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие творческих способностей    дошкольников с использованием логоритмики»

Третьякова М.М.

МАДОУ «ДС «Гнёздышко», г. Новый Уренгой, ЯНАО

Логоритмика – это целая система упражнений для развития моторики в сочетании с определённым речевым материалом. Моя цель использования логоритмики в непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию - преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность. Путем систематического включения различных элементов логоритмики достигаются следующие задачи:

  • формируются двигательные умения и навыки;
  • развиваются пространственные представления, координация, переключаемость движений;
  • происходит ознокомление с метроритмикой;
  • воспитывается и развивается чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • формируется способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  • совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
  • развиваются речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связная речь;
  • формируются и развиваются слуховое и зрительное внимание и память.

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Я предлагаю разработанные мною игры.

Музыкально-дидактическая игра «Белый шаман»

Сначала я читаю стихотворение и предлагаю детям самим придумать движения. Когда движения придуманы, дети встают вкруг, один ребенок садится на колено в центр круга – белый шаман. В руках у шамана бубен с разноцветными ленточками, в который он отбивает метр – задаёт пульсацию движения. После того как дети скажут слова «за шаманом повторяй» - шаман отстукивает любой ритм и подходит к одному из игроков, тот в свою очередь должен повторить ритм. Можно отстукивать ритм всем вместе или делиться на девочек и мальчиков. Можно данную игру варьировать по-разному.

У шамана дом большой,

руки подняты вверх, пальцы при этом скрещиваются

Он сидит глядит в окошко.

садятся, из рук образуют окошко, накланяют голову влево-вправо

Олень по тундре бежит

скрещенные руки над головой, бегут вытягивая носочки ног

И копытцами стучит:

«роют» ногой

Тук-тук-тук, дверь отворяй –

стучат одной ногой (можно отбивать различный ритм)

За шаманом повторяй.

изображают шамана

       

«Пульсирующая» игра «Хейро»  («Солнце»)

Дети садятся на колени в круг. Перед каждым ребенком лежит кубик или палочка. Дети произносят «хейро» и передают кубик по кругу. В ходе игры каждый ребенок должен почувствовать пульсацию, метроритм. Можно так же встать в круг. Одному ребенку встать в центр и одеть маску солнца. Все дети продвигаются вокруг «солнца» приставным шагом, поднимая и опуская руки, произнося «Хейро!».

        Звучащие жесты «Сенгакоця»

Дети, прослушав ненецкую народную песню «Сенгакоця» («Колокольчики»), захотели её разучить. Но мы столкнулись с трудностью проговаривания и запоминания текста. И я предложила детям использовать звучащие жесты. После творческого поиска мы пришли к следующему:

Сенгакоця «тайнонов»

4 щелчка и 3 шлепка

Сенгакоця «мунонов»

4 щелчка и 3 шлепка

Нацян тэвравы,

2 удара по груди  и 3 хлопка

Нацян тэмдавы.

2 удара по груди и 3 хлопка

Можно варьировать жесты по своему усмотрению. Дети могут придумывать группой, подгруппой и индивидуально. Когда были разучены слова, я их спросила – «чем же можно украсить исполнение нашей песни?». И дети предложили использовать шумовые инструменты. У нас получилось очень интересно, весело, а главное все дети проявили активное участие в придумывании обыгрывания песни «Сенгакоця».

После того как дети будут уверенны в играх «Хейро» и «Сенгакоця», я предлагаю детям объединить две эти игры. Ребята делятся на две команды, проговаривая слова «хейро» и «сенгакоця». Одна команда отстукивает палочками пульсацию, произнося «Хейро!», а другая – «звучащими» жестами проговаривает слова из песни «Сенгакоця» или исполняет её.

Игра интонациями «Чудеса»

Вот так чудо-чудеса!

радостно

Кто украсил небеса?

удивленно

Переливчатой каймою,

восхищенно

С разноцветной бахромой?

вопросительно

Хоть полярной долгой ночью

спокойно

Солнышко всходить не хочет,

печально

Всё же шлет оно привет -

солнечно

Яркого сиянья свет!

восклицая

Можно так же варьировать эмоции, использовать различные движения, шумовые и детские музыкальные инструменты, одеть маски солнца и ночи.

В ходе логоритмической музыкальной деятельности для детей создаются условия для возникновения у них выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, создается ситуация успеха, поощряя любое усилие ребёнка, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

  1. Алехина Т. «Речевые игры» – журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2004 г.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  3. Тютюнникова Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование» «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием природного материала".

Материал содержит информацию для родителей о возможности развития творчества у детей при помощи природного материала....

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования музыкально-игровой драматургии

Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества.                                ...