Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы ДОУ "Свет и тень"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Предлагаю вам конспект СОД по экспериментированию в средней группе ДОУ. Здесь дети помогают сказочному герою Патрику узнать, что такое тень и как она появляется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №61» Медвежий Стан

Конспект занятия совместной образовательной деятельности по экспериментированию средний дошкольный возраст

По теме: «Свет и тень».

Подготовила: Воспитатель группы №1 Питерская З.Х.

2018г.

Цель: Развитие у детей познавательной активности и любознательности.

Задачи:

1.Познакомить детей со свойством света: образование тени.

2.Формировать представление детей об обобщённых понятиях «свет» и «тень»

3.Способствовать развитию знания о том, как образуется тень, и её зависимости от предмета, и источника света.

Материалы:Мультипликационный герой - Патрик, картонная коробка с вырезанной в ней дыркой (внутри картина), разные фигурки из картона, фонарики по количеству детей, экран для теневого театра, схематические карточки поведения на занятии.


Ход деятельности

Для активизации внимания детей, воспитатель проводит малоподвижную игру «Веселые ручки», после предлагает детям занять свои места.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Ребята, перед тем как мы начнём играть, я хотела бы проверить, сможете ли вы рассказать, что означают эти карточки?

Воспитатель, показывает карточки поведения на занятии (будь внимательным; не шуми; смотри внимательно; слушай внимательно.)

(Ответы детей…)

Воспитатель. Смотрите, кто к нам пришел!

На экране появляется мульт-герой, который играл, прыгал, увидел свою тень, испугался и прибежал к ребятам за помощью.

Воспитатель. Дети у нас в гостях сегодня Патрик, когда он играл на площадке, ярко светило солнце, Патрик смотрел по сторонам. Вдруг он увидел, что кто-то очень чёрный идет за ним. Патрик погрозил ему кулаком, чёрный погрозил ему тоже, Патрик замахнулся на него ногой, чёрный замахнулся на Патрика.   Патрик побежал, чёрный побежал за Патриком, тот так сильно испугался и прибежал к нам в группу, а чёрный отстал и исчез. Как вы думаете, кто бежал за Патриком?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Я думаю, что это не бандит, хулиган. А вот кто это, мы с вами узнаем позже. Патрик, посиди с нами.

Воспитатель подходит к столу, на столе стоит картонная коробка. Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе коробка. Что в ней может быть?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Давайте посмотрим что в ней лежит?!

Дети подходят к коробке и смотрят в вырезанное в коробке отверстие

Воспитатель. Что вы там увидели?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Как же нам посмотреть, что лежит в коробке? Что для этого нужно?

(Ответы детей…)

Воспитатель. А, если не открывать коробку, что нам поможет увидеть её содержимое?

(Ответы детей…)

Воспитатель при помощи фонарика освещает коробку, дети рассматривают, что находится в коробке

Воспитатель. Ребята, что помогло нам увидеть в темноте?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Каким источником света является фонарик?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Конечно, в темноте нам помогает видеть свет! А что мы видим, когда светло?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Какой самый главный источник света, который помогает нам видеть днём?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Правильно, солнце является естественным(природным) источником света, благодаря ему мы видим разные предметы, животных, птиц, людей.

Свет помогает нам увидеть еще и цвет, форму и величину предметов. А еще, свет помогает увидеть то, что происходит вокруг нас: бежит собака, летит птица… Кто продолжит дальше?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Ночью можно всё это увидеть?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как появляется тень?

(Ответы детей…)

Воспитатель. У света есть одно свойство, освещая предмет, свет создаёт тень. Как вы думаете, все предметы не пропускают свет?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Есть такие материалы, которые пропускают свет

Воспитатель показывает ширму для «Теневого театра», пропускает сквозь него свет от фонарика.

Воспитатель. Ребята, бумага пропускает свет?

(Ответы детей…)

Воспитатель проводит игру теневого театра «Отгадай, кто это?»

Воспитатель. Ребята, вы когда-нибудь смотрели прямо на солнышко? Глазкам было приятно? Обратите внимание на эту карточку, что она означает?

Воспитатель показывает карточку поведения (Нельзя светить в глаза)

Ребята, давайте с вами поиграем, попробуем самостоятельно создать тень. Садитесь на свои места.

Дети садятся за столы, на столах лежат фонарики и вырезанные из картона фигурки.

Воспитатель. Возьмите в руки фонарики, направьте их на стол и включите.

В одной руке держите фонарик, а в другую возьмите фигурку из картона. Поднесите фигурку под свет фонарика.

Дети выполняют задание

Воспитатель. Что вы наблюдаете? Вы видите тень от вашей фигурки?

Какого цвета тень? У всех фигурок черная тень?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Тень всегда черная, её цвет не зависит от цвета предмета. Какая форма у вашей тени? На что она похожа?

Воспитатель спрашивает у детей по очереди.

Воспитатель. Правильно, форма предмета и тени похожи, подвигайте вашей фигуркой. Что произошло с тенью?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Ребята, вы догадались, кто преследовал Патрика? Чья это была тень?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Почему у Патрика появилась тень?

(Ответы детей…)

Воспитатель. Видишь Патрик, зря ты боялся, и хорошо, что наши ребята такие умные и смогли во всём разобраться! За тобой бежал не кто-то, а твоя собственная тень! Тень всегда черная, потому что находится за предметом и не освещается.

Воспитатель. Давайте с вами поиграем рядом с большим экраном, попробуем создать интересную тень, и покажем Патрику, что тени бывают очень интересные. Проводится малоподвижная игра «Создай тень»

(Дети совместно с воспитателем, на экране под свет проектора, руками создают интересные тени).

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, у нас получилось помочь Патрику?

(Ответы детей…)

Патрику пора возвращается домой, к своим друзьям. Но прежде чем уйти, он хочет узнать у вас, что вам больше всего запомнилось после встречи с ним? Давайте по очереди расскажем ему, я начну.

Воспитатель рассказывает, что ему понравилось и что не понравилось и передаёт по кругу светящийся шарик.

(Ответы детей…)

Воспитатель. Патрик, передал нам в благодарность подарки – фонарики. Мы рады, что смогли тебе помочь, приходи к нам еще. Ребята, давайте скажем ему спасибо и до свидания!

Дети прощаются с Патриком, герой исчезает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».

"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

Конспект совместно-образовательной деятельности с детьми средней группу по рисованию "Береза по дождем"

Рисование нетрадиционной техникой (двойное изображение - монотипия)....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы

Интеграция направления развития: речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное. Созданы условия для общения и творческой деятельности детей....