конспект прогулки
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Черемных Оксана Николаевна

конспект прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект прогулки37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

« Центр развития ребенка – детский сад « Радуга»»

МО Алданский район РС (Я)

Конспект прогулки

по познавательному развитию

 в подготовительной  группе

 «По тропинке к лету!»

Автор: Воспитатель

Черемных Оксана Николаевна

п. Нижний Куранах

2017г.

Тема: «По тропинке к лету!»

   Цель:

Формирование  представления детей о природе,  насекомых,  о правилах поведения в лесу.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей ориентироваться по карте, двигаться в заданном направлении, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения;
  • Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков и чистоговорок.

Развивающие:

  • Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость посредством выполнения разнообразных упражнений  на полосе препятствий - умение легко ходить и бегать; энергично отталкиваться двумя ногами при прыжках через препятствия; сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивании и подлезании;
  • Расширять представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и насекомыми;

 
Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть вместе, уважительно относиться к окружающим; проявлять заботу и бережное отношение к природе.

Оборудование:  

  • магнитофон;
  • фонотека: детские песни –  «Вот оно, какое наше лето!», «Солнечные зайчики»; пение птиц, музыка для игр и эстафет, аудиозапись голосов насекомых («человеческая речь»);
  • гелиевый шарик – «Солнышко»;
  •  коробка с замком;
  •  набор туриста: палатка, спальный мешок, рюкзаки, компасы, ложки, кружки, тарелки, топорики, спички, ножи игрушечные, фонарики, консервы, хлеб, игрушки, два ведра с водой;
  • макет костра;
  • коврики;
  •   подарок - игрушки для прогулки на улице;
  • гимнастическая лесенка
  • кегли зеленого цвета
  • обручи
  • нить
  • калоши из пластмассовых бутылок

Предварительная работа:
• чтение художественной литературы;
• просмотр презентаций и телепередач о природе;
• беседы о растениях, насекомых, туризме, о бережном отношении к природе;
• разучивание песен, стихов, загадок, подвижных игр

Наглядный материал:

  •  Карта с маршрутом «По тропинке к Лету»;
  • Карточки со следами людей, птиц; животных (собаки, белки, лисы, медведя, волка)
  •  Муляж  «яблоко»;
  • Карточки «Берегите лес»
  • Игрушки «Насекомые» - муравей, жук, паук, стрекоза

Обогащение словарного запаса:  пищевод, хвоинки, борозды, паразиты

Раздаточный материал: семена моркови

Материал для проведения эксперимента:  Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность

Организационный

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ведение в тему

-Ребята, посмотрите, как у нас в группе сегодня радостно, светло и  у нас с вами хорошее настроение. Как вы думаете, почему у нас сегодня в группе так радостно и светло? Почему у нас хорошее настроение?

-Конечно, светит солнышко и от этого у всех хорошее настроение. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

-А как называется месяц?

-Это какой по счету месяц весны?

-Ребята, после весны какое время наступает?

-Правильно, лето. Назовите,  пожалуйста, летние месяцы.

-Ребята, мне интересно узнать, лето,  какое оно?

-Ребята, вы хотите  отправиться в гости к лету?

-Тогда пройдем с вами в приемную скорее одеваться, внимательно рассмотрим карту и отправимся в путешествие.

Ответы детей

В окне появляется гелиевый воздушный шар «Солнышко» с письмом и картой. Обращаю внимание детей на него. Открываю окно, достаю шарик, читают письмо от Лета:

 «Здравствуйте дорогие дети! Очень соскучилась! Жду вас в гости! Лето. Поспешите, добраться ко мне, вы сможете по карте»

Ответы  детей.

Собираются, выходят на улицу.

Основной

- Перед дальней дорожкой вспомним мы стихи немножко. Ребята, а кто знает стихи о лете? Кто хочет рассказать?
-  Перед дальнейшей дорожкой поиграем немножко «Музыкальная игра»

- Ребята, предлагаю вам рассмотреть карту. Посмотрите на нашей дороге, на которой будут встречаться препятствия, но я уверена – мы их с вами обязательно преодолеем.  

Упражнение 1.

Мы  препятствия проходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём!

Упражнение 2.

Ноги выше поднимаем

По густой траве шагаем

Упражнение 3.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг-прыг-прыг.

Упражнение 4.

По тропинке мы шагаем

Выше ноги поднимаем.

Вот как хорошо идти

Нам со всеми по пути.

Вот и лужи впереди,

Сможем их мы обойти.

Упражнения 5.

Игра «Перейди болото»

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед нами, чьи то следы. Предлагаю вам их внимательно рассмотреть и угадать, кто же здесь недавно был.

- Ребята, а теперь выберите по чьим следам вы желаете пойти к полянке насекомых.            

- Посмотрите, на какой чудесной полянке мы с вами оказались, на полянке, где живут насекомые. Надо быть здесь очень осторожными. Как вы думаете, почему?

-Откуда раздаются эти голоса?

Ребята, посмотрите, под кустиком лежит какая то коробка.

-Ребята, как же открыть замок, ведь ключа у нас нет. Я думаю, мы сможем обойтись без ключа. Если это была волшебница, значит, и замок волшебный. Ребята, кажется я догадалась. Нам надо попробовать правильно произнесите  чистоговорки , может замок тогда сам откроется? Попробуем, я буду первая произносить чистоговорки, а вы будете правильно их повторять за мной.
(Жу-жу-жу-я летаю и жужжу.
Са-са-са-прилетела к нам оса.
Ра-ра-ра-рады видеть комара.
Ла-ла-ла-я весёлая пчела.
За-за-за улетела стрекоза.
-Ваня, попробуй пожалуйста открыть коробку.

-Может быть, кто то из вас знает, каких насекомых мы с вами освободили? Давайте  назовем насекомых. Что вы знаете о насекомых? Из каких  частей состоит тело насекомого?) Сколько лапок у насекомых? Какую пользу приносят насекомые? Какой вред приносят насекомые? Можно ли этих насекомых приносить домой?

- Ребята, интересно, какое насекомое, самое сильное? Почему вы так думаете? Правильно, самое сильное насекомое на Земле - это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Ваня – муравей. Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей?

-А муравей может,  поднять груз в 10 раз тяжелей себя, и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.

- Ребята, посмотрите внимательно, что на голове у муравьёв?

- Правильно, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы

- По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих».Усиками муравьи разговаривают. Если муравью убрать усики муравей погибнет. У муравьев нет ушей, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод ) Пищевод -

- Кто скажет, сколько лапок у муравья?

- У муравья, как и у всех насекомых шесть лапок. Муравьи живут семьями. Они очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки

Муравьи – строители

Муравьи – уборщики

Муравьи – солдаты

 - Муравьи склеивают своей  слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.

-Как вы  думаете, почему в одном направлении.

Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

 -Из чего муравьи строят муравейник  ?

 -Как вы думаете, чем питаются муравьи? Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами - которые объедают листву.

- Подскажите, пожалуйста,  как называют лесных муравьёв? Муравьи – санитары леса. Почему их так называют?

-Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей. Некоторые птицы специально прилетают к муравьям за помощью, они очищаем птицу от мелких паразитов, смазываем ей перья муравьиной кислотой..

-Ребята, давайте с вами отпустим  насекомых в траву  и ласково их назовем.

-Спинки все свои согнём

Под паутиной проползём

- Посмотрите, на какой чудесной полянке мы с вами оказались.

-Что растет на этой полянке? Давайте полюбуемся этой красотой, вздохнём полной грудью свежего лесного воздуха. Ребята, посмотрите, что там висит на березе?

-Ребята, яблоки на березах растут?  (Наверное, эта береза заколдованная.)

-Оказывается, это Лесовичок  пошутил над нами и оставил свое задание для нас.

- Кто из вас ребята знает загадки о растениях, которые окружают нас.

Молодой и золотой,
за неделю стал седой.
А денёчка через два
облысела голова.
Спрячу я в карманчик
бывший… (одуванчик)

Почки липучие, листья пахучие, плоды летучие.
(тополь)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень-
И в ней окажется…..
(сирень)

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)

Стоит Алёна -Платок зелёный,
Тонкий стан
Белый сарафан.(Береза)
-Какие деревья вы знаете? Где они растут? Что есть у дерева? Какие кустарники вы знаете?  Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

-Какие вы молодцы! Столько всего знаете!

-Предлагаю вам сыграть в игру «Все умеем мы играть», будем изображать деревья.

Все умеем мы играть,
Даже можем показать,
Прыгай, прыгай и замри,
и …… покажи.
- Подскажите,  пожалуйста, когда люди собираются в поход, что они с собой берут.

- Предлагаю вам сегодня посадить морковь и в конце лета мы с вами соберем хороший урожай.

Для начала необходимо вскопать землю. Затем делаем борозды. Для этого можно использовать доски, уложенные ребром или начертить палочкой ; перед тем, как начинать посев моркови, борозды следует хорошо полить;  засыпаем семенами, расстояние между семенами или гранулами должно составлять примерно 5 см; когда  семена поместили  в борозды, их сверху засыпают сухой землей.

- Предлагаю вам провести опыт. Рассмотрите  воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину.

- Ребята, как вы думаете, что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось?

- В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте,  пожалуйста,  банки рядом и  сравните образцы почв после полива. Ребята, если бы вы были  на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

- Ребята, нам пора идти дальше. Глядя на карту, следующая остановка у нас - туристическая полянка.

-Вот мы и пришли на туристическую полянку. Посмотрите, здесь есть палатка. А как вы думаете, для чего она нужна? Правильно, если поход длится несколько дней - без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет.
-Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя.
Как вы думаете, что в лесу можно делать? - А чего делать не следует?

 - Что необходимо брать с собой туристам?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери рюкзак».

-Ребята, нам пора идти дальше. Глядя на карту, мы уже совсем рядом с местом, где нас ждет Лето.
- А как же костер?

- Ребята, что же делать с костром? Можно ли оставлять его горящим?

Эстафета «Потуши костер»

Лето:Здравствуйте, дети! Как я рада вас видеть!  Я буду  для вас теплым, солнечным. Отдыхайте, купайтесь, загорайте, кушайте витамины.

- Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали на лесной полянке, я собрала разные веточки и листочки. Предлагаю сделать красивую картину  и подарить нашей гостье – теплому Лету!

Лето: Ребята мне так хорошо и радостно, давайте с вами поиграем в  музыкальную игру «Солнечные зайчики »

Лето:  Я так рада нашей встрече , чтобы вам было весело я дарю вам летние игрушки. Я с вами не прощаюсь, я просто спешу на встречу к другим ребятам.

Ответы детей

В окне появляется гелиевый воздушный шар «Солнышко» с письмом и картой. Обращаю внимание детей на него. Открываю окно, достаю шарик, читают письмо от Лета:

 «Здравствуйте дорогие дети! Очень соскучилась! Жду вас в гости! Лето. Поспешите, добраться ко мне, вы сможете по карте»

Ответы  детей.

Собираются, выходят на улицу.


Дети рассказывают стихи о лете по желанию

Дети играют в игру.

Дети отправляются по карте, на их пути находится полоса препятствия -  идут по гимнастической скамье, перешагивают через кегли, прыгают из обруча в обруч, обегают обручи, идут а калошах из бутылок)

Дети по очереди идут по гимнастической скамье.

Перешагивают через кегли зеленого цвета.

Дети прыгают из обруча в обруч на двух ногах.

Дети вместе с воспитателем, видя стрелку, переходят к следующему заданию.

Дети бегом, змейкой, должны обежать 5 обручей.

Дети  переходят болото в калошах из бутылок

Дети  видят, что на лесной тропинке  разложены картинки следов птиц, животных (собаки, белки, лисы, медведя, волка) людей. (Дети отгадывают, чьи это следы, которые  находятся в кругу).

Дети идут по следам.  

На дереве висит вывеска «Полянка насекомых».

Потому что насекомые очень маленькие, мы можем на них наступить и раздавить их.

(Звучит запись голоса насекомых:

 «Помогите! Помогите! Злая лесная  волшебница держит нас в коробке с огромным замком и не выпускает! Мы хотим на волю!»

 Под кустом стоит коробка с замком. Обращаю  внимание детей на коробку с большим замком и предлагаю ее рассмотреть.

Дети повторяют чистогорки.

Замок открывается, воспитатель открывает коробку, в которой лежат игрушечные насекомые. Дети выбирают насекомых, берут их в руки, и рассматривают

Ответы детей.

Голова, грудь, брюшко

Ответы детей.

Нет.

Ответы детей.

Дети рассматривают муравья, отвечают  глаза, усики.

Находят дорогу к муравейнику

Ответы детей.

Как вы думаете, что они делают.

Дети отвечают.

 Дети отвечают из  хвойных  иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети отпускают  насекомых в траву.

Воспитатель и дети продолжают путь. Перед ними препятствие  паутина.

Пролезают  под паутиной.

Дети  идут дальше по карте и доходят до Лесной полянки.

Дети отвечают.

Дети увидели на березе яблоко.

Ответы детей.

Желающие дети загадывают загадки о растениях, другие их отгадывают.

Ответы детей.

Дети перечисляют .

Ответы детей.

Дети выполняют движения  по соответствию с текстом

Дети изображают деревья – дуб, плакучая ива, елка, осина.
Дети  отвечают: продукты, овощи, фрукты

Дети отвечают.

С детьми сделали борозды.

Поливают землю дети с лейки.

Дети засыпают семенами и сверху присыпают сухой землей.

Рассматривают емкости.

Дети отвечают: в  одной чистая  вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети подходят к туристической полянке.

Звучит запись «Пение птиц». Стоит палатка, около нее лежат предметы, необходимые в походе, два ведра с водой, макет костра, вокруг которого расстелены коврики.

Ответы детей.

Предположения детей.
Предположения детей.

Ответы детей.

Показать карточки  «Берегите лес»
Рассматривают карточки. Предлагаю разделиться на две команды.

 Эстафета «Собери рюкзак» Дети добегают до палатки, у которой лежат на коврике различные предметы. Берут один (необходимый в походе), возвращаются назад, кладут в рюкзак.

Дети отвечают: Нельзя. Надо,  его потушить, а то может случиться пожар).
Две команды детей. По одному они подбегают к ведрам с водой, ведерками носят воду и тушат костер.

Дети по стрелкам  спускаются со ступенек идут к площадке, где их ждет Лето.

На площадке детей встречает Лето.

Дети из природного материала(веточек, листиков) делают картину.

Дети вместе с Летом выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети отвечают.

Заключительный

Предлагаю сейчас поиграть с ребятами старшей группы и рассказать им о нашем путешествии. Что вам запомнилось больше всего? Кого мы с вами встретили на своем пути. Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать, теперь я точно знаю, как нужно правильно вести себя в лесу и охранять природу. А еще очень рада, что к нам пришло Лето, на улице будет тепло и весело. Будем с вами играть и друг друга догонять.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»

Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....

Конспект прогулки "Лыжная прогулка в берёзовую рощу"

Цель: формировать навыки здорового образа жизни....

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ ПДА в старшей группе Тема: «Зимняя прогулка»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, продолжать знакомить с признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.  Обогатить и ...