План кружковой работы с использованием конструктора «Полидрон. Проектировщик «Юный проектировщик»
рабочая программа (подготовительная группа)

Целью кружка является создание условий для выявления, поддержки и развития  детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в системе дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp.plan_odaren.deti_.docx150.28 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №233 ОАО «РЖД»

https://vmirekonstruktora.ru/upload/resize_cache/iblock/f55/1000_840_176a20f92f5e57ff415a207afe5c11539/f55f4126b08e73594f54a23ea3d763e7.jpg

План кружковой работы  

с использованием конструктора  

«Полидрон. Проектировщик

«Юный проектировщик»

 Руководители:

Богданов Андрей Владимирвич

Воспитатель: Гагарова Л.А.

2019-2020 уч. год

 Цель: 

Создать условия для выявления, поддержки и развития  детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в системе дошкольного образования.

  Задачи: 

  • Выявление  способного ребёнка, изучение природы детской одаренности в проектировании.
  • Изучение личностных особенностей  способного ребёнка, создание условий для развития творческого потенциала личности таких воспитанников;
  • Развитие способностей, работа с детьми, удовлетворяющей потребности, интересы детей;
  • Организация просветительской работы с педагогами и родителями.
  • Помощь  детям в самораскрытии и творческой самореализации, направленная на развитие конструктивно-технических умений.

     

  Работа с родителями.

С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей по направлениям.

(см. Анкету по выявлению одаренности (Проявление специальных способностей

(по А.И. Савенкову), в приложении № 1 ).

(см. Консультацию для педагогов «Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей», в приложении № 2. )

(см, «7 правил для родителей, как вырастить гения», в приложении № 3. )

(см. Консультацию для родителей «От чего зависят способности?», в приложении № 4 ).

  Предполагаемые результаты

- увеличение количества детей, активно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

- повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, мероприятий различного уровнях.

При организации работы с  детьми главное помнить 3 правила:

• Помоги, но не навреди.

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Учитывай индивидуальность.

Организация кружковой работы в ДОУ

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности кружков  учитываются:

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях, это может быть: музыкальный зал, физкультурный зал, экологическая комната, изостудия.

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

- Организованные занятия

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Индивидуальные занятия

- Выставки

- Концерты

- Развлечения, досуги

- Участие в различного уровня конкурсах

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения

- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей/.

Организация занятий кружка.

Одно занятие в две неделю по 30 минут

Материал:

– Конструктор «Полидрон. Проектировщик»

     

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1) Конструктивно-технические умения:сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

2) Обобщенные умения: видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая друг другу.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. Таким образом наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т.е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются в том, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причинной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

Индивидуализации дошкольного образования способствуют инновационные техники и оборудование. Так, например, опыт работы по развитию конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование конструктора «Полидрон» показал, что использование данного инновационного оборудование позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность детей.

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные

1Сентябрь

Создание  плана работы по сопровождению   детей на 2019/2020 учебный год.

Воспитатель

Октябрь

Составление базы  данных  детей (наблюдения, диагностирование, анкетирование родителей, беседы, изучение интересов детей)

Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы.

Воспитатели

Детская спартакиада «Мама, папа Я-спортивная семья»

Инструктор по физкультуре Шутов М.Н.

воспитатель

В течение года

Обогащение развивающей среды для развития одарённых детей

Заместитель заведующей по УВР

Темникова Л.П.

Воспитатель

октябрь

Круглый стол «Личностные проблемы  ребёнка и пути их преодоления»  с родителями

Воспитатель

«День веселого конструктора» (игры, конкурсы, соревнования с использованием конструкторов разной модификации).

Инструктор по физкультуре, воспитатели

родители

ноябрь

Создание  предметно- развивающей среды для проявления одаренности детей.

Воспитатель

Презентация конструктора  «Полидрон. Проектирование»  

Родители

Воспитатель 

декабрь

Творческий проект: «Юный проектировщик»

Родители

Воспитатель

 

январь

Экскурсия в  проектный центр г.Улан-Удэ «ВостСибПроектСтрой», ул.Революции 1905г., 16

 Тел.: 46-06-36, 44-03-53

Родители

Воспитатель 

февраль

Продолжение работы по созданию банка данных о детях

Воспитатель

март

Неделя творчества: «Полидрон. Проектирование»

Воспитатель

апрель

Парад моделей из  консктрукторского оборудования

Воспитатель

май

Подведение итогов работы с одаренными детьми

Акция  « Дню  Победы посвящается»

Воспитатель

Итоговая выставка работы кружков по интересам «Фабрика конструкторов» -  работы  юных дарований.

Родители

воспитатель

Список литературы

1.  Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

2.  Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

3.  Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

4.  Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

5.  Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

          6.  Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.

7.        Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

8. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

9.        Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

10.        Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.

11.        Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.

12.        Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.13.  Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.

13.        Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.

14.        Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

15.        Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

16.        Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.

17.        Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных дошкольников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Приложение № 1

Анкета выявления одаренности

(Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогом и родителем воспитанника (начиная со 2 младшей группы). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого, по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

        Для выявления одаренных к определенным видам деятельности детей, А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики:

             1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках     много разных предметов, людей и ситуаций;

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

      - обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

      - любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

      - может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.       

       2. В сфере музыкальной одаренности:

      - проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

      - чутко реагирует на характер и настроение музыки;

      - хорошо поет;

      - вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

      -  любит музыкальные записи;

      -  стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

3. В сфере литературной одаренности:

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

- интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает кого-то;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает

-  любит игры-драматизации.

- любит и понимает значение красивой и характерной одежды для роли.

     5. В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

- бывает быстрее всех в детском саду;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

- физически выносливее сверстников.

- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

         6. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый материал;

- задает очень много продуманных вопросов;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

Обработка результатов: 

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Приложение № 2.

Консультация для педагогов - Способности и одаренность.

Проблема диагностики и развития способностей.

Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как:

  1. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности
  2. общие способности (в отличие от специфических) обусловливающие широту возможностей человека,
  3. умственный потенциал - интеллект предполагающий широту обобщения логичность (а не способность к искусствам).
  4. совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой -либо деятельности (наличие врожденных предпосылок)
  5. Талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Одаренность показывает, благодаря каким начальным‚ структурным условиям вожможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность - высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней:

1) задатки как природная основа способностей;

2)способности;

3)талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;

4) гениальность - высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества;

5) одаренность.

В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:

  •  анатомо-физиологические задатки;
  •  сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
  •  интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
  •  эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации их искусственное поддерживание;
  •  высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин
  •  структура творческой одаренности.

Проявление одаренности можно представить через:

  • доминирование интересов и мотивов;
  •  эмоциональную погруженность в деятельность;
  •  волю к решению, к успеху;
  • много вариантность решений;
  • общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; - понимание сущности проблемы, задач, ситуации;
  •  изобретательность, находчивость;
  •  быстроту решений, оценок, прогнозов.

Проблема развития способностей. Роль наследственных механизмов.

Факты, свидетельствующие о врожденности способностей:

  1. их раннее появление;
  2. повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);
  3. корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот - 0,8 - 0,9; у дизигот - 0,4 - 0,5) использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение "умных" крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а "тупых" стало еще тупее) Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях:
  4. деятельность выдающихся педагогов;
  5. факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей;
  6. экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Роль среды и социального окружения.

Перед Y очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).
Выделяют два уровня развития способностей - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек "переходит" с одного уровня на другой. Подведем некоторые итоги. Существуют некоторые природные предпосылки способностей – задатки. 

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был "вклад" задатка. Пока нет способов узнать меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. 
Проблематика 
измерения способностей является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды 6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности. 
Диагностика умственных способностей человека традиционно связано с понятием интеллекта.

Можно выделить три наиболее часто встречающихся определения интеллекта. 

1. Интеллект как способность к обучению.

2. Интеллект как способность оперировать абстрактными символами и отношениями.

3. Интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру.

Распространенное в зоопсихологии понимание интеллекта как способности к обучению было подхвачено бихевиористами и использовалось ими как характеристика интеллекта человек. А. Бине, Ч. Спирмен, Д. Колвин. и др. Другое известное определение интеллекта как способности оперировать абстрактными отношениями и символами разделяли Л. Термен, один их создателей шкалы Стенфорд-Бине, Э. Торндайк и др. 

Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировались на том, что интеллект можно рассматривать как отражение "карты мозга". Эти взгляды лежат в основе факторноаналитических моделей интеллекта. Первый тип таких моделей – иерархическая модель структуры интеллекта – Ч. Спирмен – первый кто создал такую модель. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллектуальных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. Она утверждала, что вся интеллектуальная деятельность обусловлена единым общим фактором, названным генеральным, или S – фактором, свойственному только одному виду деятельности. Одним из ведущих многофакторных теорий был Терстоун, выделивший 12 факторов, обозначенные им как первичные умственные способности. Однако первым систематизировал когнитивные факторы Р, Кеттелл, он интегрировал теорию Спирмена и Терстоуна. 
Еще один психолог создавший свою структуру интеллектуальных способностей, – американец Дж. Гилфорд. Ведущим положением Гилфорда является отказ от генерального фактора в пользу представлений о том, что существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.

Одно измерение – вид умственных операций, включенных в способность. Гилфорд выделяет всего 5 таких операций: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценивание. Другое измерение – содержаие – характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Гилфорд различает пять типов содержания: изобразительное, символическое, семантическое, поведенческое, слуховое. Третье измерение – продукт, или результат, характеризует форму, в которой информация отрабатывается испытуемым. Гилфорд называет 6 типов продукта: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразования и выводы. В соответствии с моделью Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений, таким образом образуется кубообразная модель из 150 ячеек 5*5*6 = 150. Амтхауер Векслер и ГИТ к этому же вопросу.

Коэффициент интеллекта.

Коэффициент интеллекта – показатель тестов интеллекта. Обозначает отношение "умственного возраста" (УВ) к реальному хронологическому возрасту (ХВ) испытуемого IQ подсчитывается по формуле УВ/ХВ * 100% = IQ. Понятие было введено в 1912 г. В.Штерном, который обратил внимание на некоторые недостатки умственного возраста как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в УВ двух индивидуумов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст реб, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течении каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (разность между УВ и ХВ), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда – Бине в 1916 г.

Дети выдающихся людей

Особый интерес и ученых, и обывателей всегда вызывали дети выдающихся людей. И это не случайно, ведь именно эти дети имеют, если рассуждать формально, максимум преимуществ. Причем к преимуществам можно отнести не только благоприятную внешнюю среду, но и не менее благоприятные генотипические особенности.
В результате наблюдений накопились статистические данные, свидетельствующие о том, что дети выдающихся людей крайне редко достигают таких же результатов, как их «великие» родители Всем известны выдающиеся политические лидеры, ученые, писатели, поэты, музыканты, художники, имевшие детей, пошедших «по их стопам». Но, став взрослыми, эти дети очень редко достигали высот, до которых поднимались их родители.
Примеров этому более чем достаточно. Вспомним Петра I и его сына Алексея; зададим себе риторический вопрос: сколько литераторов, равных А.Пушкину или Л.Толстому, выросло из их детей и внуков; много ли выдающихся открытий сделано детьми выдающихся ученых?

Благодаря этим и аналогичным наблюдениям в общественном сознании утвердилось представление о том, что «на детях великих людей природа отдыхает». А на выдающиеся проявления у потомков можно рассчитывать лишь в следующем, третьем поколении. Своеобразным подтверждением этой мысли служили и другие наблюдения. Так, например, давно замечено, что у людей очень маленького роста, как правило, вырастают дети выше их, и, наоборот, у очень высоких дети часто ниже своих родителей.
Если учитывать то, что природа строит свои конструкции по общим алгоритмам, то приходится признать, что это правило должно распространяться и на другие признаки. Следовательно, то же должно происходить и с наследованием задатков умственных, творческих способностей. Ученые высказали предположение о том, что, вероятно, природа сохраняет некоторую норму, допуская возможность колебаний лишь в определенных пределах.

Чтобы разобраться в том, насколько эти утверждения соответствуют действительности, подчеркнем еще раз: специалисты по генетике говорят, что организм наследует не признак как таковой, а только лишь способность формировать этот признак в определенных условиях среды. У гена, определяющего признак, есть характеристика, которую называют специальным термином - «норма реакции», т.е. диапазон, в котором генотип допускает возможность колебания под воздействием внешней среды. И поскольку условия для развития у родителей и их детей объективно отличаются, то степень проявления тех или иных признаков, даже при отсутствии мутаций, неизбежно окажется разной. В результате дети (и внуки) могут оказаться и более, и менее талантливыми, чем родители, бабушки или дедушки. А вышеупомянутое «правило» о якобы «отдыхающей природе», вероятно, один из многочисленных мифов, которыми буквально переполнены суждения об одаренности.

Существенно повлиять на «норму реакции» гена могут, как мы уже отметили, некоторые физические, химические и биологические факторы.

Приложение № 3.

Памятка для родителей –

Как вырастить гения: 7 правил для родителей.

Чтобы развить умственные способности ребенка, нужно соблюдать важные правила:

1. Поощрять игры.

В них развивается любопытство, интерес к миру и желание узнавать его. 

2. Много читать с ребёнком.

Читать надо ребенку с самого рождения. Это развивает словарный запас, дает новые знания. 

3. Говорить с ребенком.

Общаться с детьми на равных, объясняя все, что вызывает вопрос.

4. Заниматься творчеством.

Рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах развивают моторику, воображение, память. 

5. Не быть настойчивыми.

Нельзя заставлять или принуждать ребенка делать то, чего он не хочет. Надо обратить внимание на таланты - и развивать их. 

6. Давать витамины.

Особенно рыбий жир. Он увеличивает эффективность работы мозга. 

7. Показывать пример.

Родители - пример для подражания. Не делайте ничего, что не хотели бы видеть в своем ребенке.


Приложение № 4.

Консультация для родителей - От чего зависят способности?

Особый интерес вызывает вопрос о способностях — известно, как рано и как глубоко проявляется различие их. Нельзя ли «вывести» своеобразие способностей из особенностей нервной системы? Конечно, обучение детей с высокой и низкой динамичностью нервных процессов будет, видимо, при прочих равных условиях идти по-разному. Конечно, музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Но эти особенности нервной системы могут лишь наложить отпечаток на ход развития способностей, не более. Даже простейшие элементы способностей нельзя свести к задаткам — человеческие способности вообще складываются по психологическим законам, а не просто заложены в свойствах нервной системы. Тем более невозможно свести к проявлениям врожденных задатков формирование специфически человеческих способностей, связанных с исторически сложившимися видами человеческой деятельности, — музыкальных, языковых, конструкторских, математических, сценических, изобразительных и т. д. Именно поэтому индивидуальные особенности способностей зависят прежде всего не от задатков (хотя косвенного их влияния отрицать нельзя), а от особенностей обучения и воспитания. Именно различие в способах обучения (в повседневной жизни часто незамечаемое) образует различие в способностях. Однако если способности не врождены, а складываются в деятельности, если они результат обучения, можно ли найти такие методы, при которых та или иная способность складывалась бы у всех детей на самом высоком уровне? Примером такого обучения служат эксперименты А. Н. Леонтьева по формированию музыкального слуха у тех, кого отнесли к абсолютно неспособным. (Вам не приходилось, кстати, встречать огорченных родителей, детям которых по подобной причине отказано было в приеме в музыкальную школу?)
«Неспособность» заключалась в отсутствии у испытуемых звуковысотного слуха, т. е. они не могли правильно различать звуки по высоте. А. Н. Леонтьев, изучив с психологической точки зрения природу звуковысотного слуха, предположил, что для оценки высоты звука человек должен воспроизвести этот звук, «пропеть его про себя». В обычных условиях такое «пропевание» происходит совершенно автоматически, неосознанно. Это просто незаметная для человека вибрация голосовых связок, при помощи которой происходит опробование высоты. Точность оценки зависит от точности «пропевания», соответствия между высотой слышимого звука, которая определяется частотой колебаний воздуха, и частотой колебаний голосовых связок.
Сами опыты состояли в том, что испытуемых учили подстраиваться к высоте звука. Сначала они громко пропевали звук в то время, когда он длился, постепенно подстраиваясь голосом к его высоте, затем переходили к подстройке про себя. В результате удалось добиться исчезновения «звуковысотной глухоты», улучшения различения высоты звуков во много раз. Из всего сказанного можно сделать вывод: суждения о наследственной способности или неспособности детей возникают, как правило, тогда, когда мы не знаем, как наилучшим образом эти способности формировать (или вообще не ставим себе такой задачи, полагая, что главное— передать ребенку определенный круг знаний и умений). Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.
Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности. Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие. В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления. Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.
Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

РАЗРАБОТКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ «ДВИГАТЕЛЬ-СЕРДЦЕ АВТОМОБИЛЯ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ПОЛИДРОН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

В статье представлено методическая разработка занятия по конструированию в подготовительной к школе группе, в котором дети знакомятся с устройством двигателя автомобиля, получают представление о профе...

Использование конструктора "Полидрон" «Элементарная математика»

Конструктор "Полидрон" "элементарная математика" позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность детей....

Статья "Использование конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлен опыт применения конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей подготовительной к школе группе. Этот новейший конструктор помогает...

Мастер-класс для родителей «Использование конструктора «Полидрон» в образовательной работе с дошкольниками»

Раскрытие возможностей использования конструктора «Полидрон» с детьми 3-4 лет для развития конструкторских и познавательных способностей....

Мастер-класс для педагогов: Использование конструктора Полидрон в формировании логического мышления детей дошкольного возраста

(2 слайд) Цель: - показать возможности использования конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей дошкольного возраста; - повышение педагогической компетентности педагогов...