Проект «Здравствуй, Малыш! »
проект

Краснобаева Алеся Викторовна

Проект «Здравствуй, Малыш! »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_malysh.docx902.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад № 27»

Проект

«Здравствуй, Малыш! »

Воспитатель

Краснобаева Алеся Викторовна

Содержание

Введение…………………………………………………………….  3

Этапы реализации проекта………………………………………..  8

План работы с воспитанниками………………………………….  10

План работы с родителями………………………………………. 16

Заключение………………………………………………………… 18

Список литературы……………………………………………….. 19

Приложение.

Введение

        Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

       Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

        Проблема адаптации воспитанников  раннего возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка раннего возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не

развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

            В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, проявляются яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, педагогам необходимо сделать привыкание воспитанника к условиям детского сада менее болезненно. С этой целью  был разработан проект по адаптации воспитанников раннего возраста  к детскому саду «Здравствуй, Малыш!»

Проект предназначен для воспитанников  раннего возраста и реализован в МБДОУ «ДС №27»

Тип проекта – Информационно-творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – среднесрочный  (июнь-август 2016г)

Участники проекта:  воспитатель, воспитанники  группы раннего возраста, родители.

Цель проекта:

  • создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольную образовательную организацию  путем взаимодействия детского сада и семьи.

Основные задачи в ходе реализации проекта:

  • -преодолеть стрессовые состояния у воспитанников раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • -формировать  активную позицию родителей по отношению  к процессу адаптации дошкольников.

    Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного       развития воспитанников:

  • -снять эмоциональное и мышечное напряжение;
  • -снять импульсивность , излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;
  • - развивать навыки взаимодействия дошкольников друг с другом;
  • -развивать внимание, восприятие, речь, воображение;
  • -развивать  чувства ритма, общей мелкой моторики, координацию движений;
  • -развивать игровые навыки, произвольное поведение.

Гипотеза:

  • если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которой лежит комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для воспитанников раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Организация взаимодействия с дошкольниками через различные виды детской деятельности:

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:

    - игры с дидактической куклой;

    - дидактические игры;

    - пальчиковые игры;

  • экспериментирование с материалами и веществами:

    - игры с песком;

  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого:

- игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем;

-игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками;

  • восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок;
  • двигательная активность:

     -подвижные игры и упражнения;

  • методика «Любимая игрушка».

Ожидаемый результат:

  • благоприятное прохождение периода адаптации у воспитанников;
  • установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
  • повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в        вопросах воспитания,  обучения и развития воспитанников раннего возраста в период адаптации;
  • становление партнерских, доверительных отношений между ДОО и семьями воспитанников.

Продукты по итогам реализации проекта:

  • фотовыставка «Я и детский сад»;
  • фотоальбомы « Мы играем»;
  • « Наши будни и праздники»;
  • « Играем вместе с куклой Катей».

Этапы реализации проекта

1-й этап «Подготовительный»

Сроки с 01.06. 2016г. по 15.06.2016г.

  1. Подбор и изучение необходимой литературы.
  2. Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период.
  3. Составление плана работы и подбор методик.
  4. Анкетирование родителей на тему: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» ( Приложение 1)
  5. Предоставление родителям папок-передвижек с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?", «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО», «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям?» (Приложение 8)
  6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  7. Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и подготовки ко сну.
  8. Подготовка игротек.

2-й этап «Основной»

Сроки с 15.06.2016г. по 15.08.2016г.

  1. Заполнение адаптационных листов   (Приложение 2)
  2. Реализация  плана  работы с воспитанниками.
  3.  Работа с родителями.

3-й этап «Заключительный»

Сроки с 15.08.2016г. по 30.08.2016г.

  1. Анализ  адаптационных  карт,  определение  уровня  адаптации  воспитанников.
  2. Разработка  рекомендаций  для  родителей  по  соблюдению  единых  требований  к  детям  в  детском  саду  и  дома.
  3. Анкетирование  родителей на тему:  «Показатели адаптированности ребенка к ДОО» (Приложение 3)
  4. Фотовыставка «Я и детский сад».

Риски, возникшие в ходе реализации проекта:

  • индивидуальные особенности ребенка;
  • особенности семейных отношений;
  • дата поступления в дошкольную образовательную организацию (не в июне, а позже);
  • посещаемость/ заболеваемость.

Механизмы оценки проекта:

  • анкетирование родителей;
  • наблюдение за детьми.

План  работы с воспитанниками

Форма работы

Содержание

сроки

1 «Моя лучшая подружка-любимая игрушка» (Приложение 4)

 

-Игры занятия с куклой Катей.

Познакомимся с куклой Катей»

Цель:  знакомство ребенка с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть.

 «Катя проснулась»

Цель: закрепление умения воспитанников  действовать с предметами и игрушками в совместной с воспитателем игре.  

    «Напоим Катю чаем»

Цель: развитие у малышей желания ежедневно заботиться о кукле. Формирование умения объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю

июнь

  «Покатаем кукол на машине»

Цель: развитие умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир)

  «Новая комната для кукол»

Цель: формирование умения  объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить дошкольников к совместным играм.  «Купание куклы Кати»

Цель: формирование умения объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закрепление разнообразных игровых действий с куклой.

июль

   «Кукла заболела»

Цель: обогащение игрового опыта малышей,   воспитывать доброжелательное отношение к кукле, желание ей помочь.    

 «Построим куклам дом»

Цель: развитие интереса к играм с куклами и строительным материалом, умения подбирать игрушки и атрибуты для игры

 «День рождения куклы Кати»

Цель: развитие у воспитанников игрового интереса к игровым действиям, уважение к игровому персонажу, формирование навыков общения  и доброжелательного отношения в игре.

август

2 «Давайте, познакомимся» (Приложение 5)

•        Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.

•        Игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками.

Цель: - создание положительного эмоционального климата в группе;

- снятие эмоционального напряжения;

Игра «Покружимся» 

Игра «Доброе утро!»             

Игра «В нашей группе»

Игра «Игра с собачкой»     

июнь

Игра «Пускание мыльных пузырей»

Игра «Прячем мишку»

Игра «Кто в кулачке?»

Игра «Солнечные зайчики»

июль

Игра «Прятки»

Игра «Здравствуйте»

Игра «Кошка»

Игра «Поезд»

август

«Прилетела птичка»

Цель: развитие внимание к сверстнику

«Колечки»

Цель: развитие интереса к действиям сверстников, желание им демонстрировать свои умения

«Прячемся от дождика»

Цель: стимулирование подражанию сверстникам, развитие стремления находиться вместе.

«Разноцветные клубочки»

Цель: развитие умения выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего

результата.

июнь

«Зайки»

Цель: развитие умения выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого,

подражать ровесникам.

«Топ-топ-топ»

Цель: развитие умения выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого,

подражать ровесникам.

«Флажки»

Цель: развитие умения обмениваться со сверстниками предметами.

«Катаем мяч»

Цель: развитие умение обмениваться со сверстниками действиями.

июль

«Паровозик»

Цель: формирование умения  ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции..

«Передай мяч»

Цель: развитие взаимодействия со сверстниками.

«Ласковое имя»

Цель: формирование умения  взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка

«Вместе играем»

Цель: формирование умения дошкольников взаимодействовать и вежливо обращаться друг с другом.

«Наше солнце»

Цель: способствование объединению и взаимодействию воспитанников в группе

август

3 «Развиваемся, играя»  (Приложение 6)

-    Дидактические  игры по сенсорному развитию

-Игры с песком

- Пальчиковые игры

  «Подбери петушку пёрышко»

Цель: формирование у воспитанников умения различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. "Ёжики"

Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным.

 "Собери игрушку"

  Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным.

июнь

  «Волшебный мешочек»

Цель: закрепление умения воспитанников называть овощи и их цвет; развитие зрительной памяти, внимания «Бабочки»

Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкой  моторики  рук.

 «Строим башенку»

Цель: закрепление знания красного цвета, формирование умения  ставить один кубик на другой

июль

 «Разноцветные ведёрки»

  Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук..

 «Подбери кукле чашку»

  Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук.

 «Подбери цвет к предмету»

Цель: знакомство дошкольников с четырьмя основными цветами, упражнение  в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета

август

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.  

  «Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

июнь

 Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: знакомство детей со свойствами сухого и влажного песка.

  Игры с решетом

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

   «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие

координации движений

июль

   «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

  «Цветные заборчики»

Цель: развитие мышления, моторики

  «Что я закопала в песок? »

Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.                                                                                                                    

август

«Пальчики здороваются»

Цель: развитие движения кистей и пальцев рук.

«Ладушки – ладушки»

Цель: развитие ощущение собственных движений.

 «Сорока – сорока»

Цель: активизация  движения пальцев рук..

«Как у нашего кота…»

Цель: развитие мелкую моторику рук

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизация  движения пальцев рук..

июнь

«Ладошки»

Цель: развитие моторику рук.

«Обезьянки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизация  движения пальцев рук.

«Водичка, водичка…»

Цель: развитие моторики обеих рук

«Пальчик о пальчик»

Цель: развитие движения кистей и пальцев рук

июль

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развитие движения кистей и пальцев рук

«Сидит белка на тележке»

Цель: развитие моторику обеих рук

«Капуста»

Цель: развитие моторики обеих кистей и пальцев рук.

«Пальчики»

Цель: развитие движения кистей и пальцев рук,  умения понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: развитие движения пальцев рук

август

4 «Маленькие ножки - бежали по дорожке»  

(Приложение 7)

Подвижные игры

«Вышли дети в садик»

(по стихотворению Л. Кондратенко)

Цели: уточнение знания о голосах; формирование умения действовать согласно тексту стихотворения.

«Лохматый пес»

Цель: развитие умения передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме..

«По узенькой дорожке»

Цель: формирование умения  перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

«Ворона и собачка»»

Цели: развитие умения подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу

июнь

«Раздувайся, мой шар!»

Цели: развитие умения выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

«Коза рогатая»

Цель: развитие умения  выполнять действия в соответствии со словами стихотворения

«Заинька, выйди в сад»

Цель: формирование  умения действовать в соответствии со словами взрослого

«Паровозик»

Цели: формирование умения двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков

июль

«Ладушки-оладушки»

Цель: упражнение  по-разному хлопать в ладоши, вести счет: «Раз, два».

«Солнечные зайчики»

(по стихотворению А. Бродского «Солнечный зайчик»)

Цели: уточнение направления: вверх, вниз, в сторону; упражнение в  выполнении разнообразные движения.

Материал: маленькое зеркальце.

«Цыплята»

(по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»)

Цель: упражнения в  выполнении  имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц «Цыплята и собачка»

Цель: упражнения  детей в выполнении различных действий, в лазании и подлезании под шнур.

август

План работы с родителями (приложение 8)

Месяц

Тема

Формы работы

Ответственный

июнь

«Познай себя как родителя»

 «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»

Анкетирование родителей

Воспитатель

 «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Круглый стол

Воспитатель

«Особенности развития детей раннего возраста»

Консультация

Воспитатель

«Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям»

Оформление папки-передвижки

Воспитатель

«Как помочь ребенку освоится в детском саду»

Групповая консультация

Воспитатель

«Рекомендации  по подготовке ребёнка к детскому саду».

информационная листовка

Воспитатель

«Режим дня. Это важно или нет?»

Консультация

Медсестра

Гигиенические требования к одежде ребенка

Беседы, консультации

Воспитатель

Медсестра

июль

«Здоровый ребенок»

Профилактика простудных заболеваний

Консультация

Медсестра

«Особенности адаптации в ясельной группе»

Оформление папки-передвижки

Воспитатель

«Адаптация. Что это?»

информационная листовка

Воспитатель

«Как закалять ребенка дома»

Беседа

Медсестра

Воспитатель

«Система оздоровления в ДОО»

Информационный стенд

Старший воспитатель

«Правильное питание – залог здоровья»

Консультация

Медсестра

Воспитатель

август

«Всестороннее развитие ребенка»

«Умные пальчики»

Семинар-практикум

Воспитатель

«Играем дома вместе с детьми»

Консультация

Воспитатель

 «7 правил адаптации»

Памятка

Воспитатель

«Какие игрушки нужны детям раннего возраста»

Оформление папки-передвижки

Воспитатель

«Игры для всестороннего развития»

Педагогическая гостиная

Воспитатель

«Почитай мне, мама!»

Консультация

Воспитатель

«Прогулка: игра и занятие»

Мастер класс

Воспитатель

 «Показатели адаптированности ребенка к ДОО».

Анкетирование родителей

Воспитатель

Список литературы

  1. Афонькина, Ю.А.  Психологическая безопасность ребенка раннего возраста/ Ю.А.Афонькина – Волгоград: Учитель2013.- 105с.
  2. Белкина, Л. В.         Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236с.
  3. Белова, О.Е.  Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/  О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 154с.  
  4. Бондаренко, Е.А. Развивающие игры для детей от года до трех лет./Е.А.Бондаренко.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. -155 с.
  5. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Галанова  – Ярославль: Академия Холдинг, 2008. - 187с.
  6. Галой, Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий./ Н.Ю.Галой. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88с.
  7. Долженко, Е. А.         Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ Долженко А.А, Богаткина О.В.- Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
  8. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. /Н. В. Кирюхина. //Дошкольное воспитание и развитие. -2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2006-112 с.
  9. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2—3 лет./ Д.Н. Колдина — М.: ТЦ Сфера, 2011. —144 с.
  10. Костина, В.П. . Новые подходы к адаптации детей раннего возраста/Н.Н. Костина // Дошкольное воспитание.-2006.- №1. с.34 – 36.
  11. Меремьянина, О.Р. «Вместе с куклой я расту»/ О.Р. Меремьянина - Волгоград, «Учитель», 2012. – 221с.
  12. Павлова, Л.Н. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования». Л.Н.Павлова, Сотникова В.М. /, Москва, «Обруч», 2013г.- 208с.
  13. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ./ Е.Н.Панова -  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.  – 96с.
  14. Роньжина, А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению./ А.С. Роньжина - М.: книголюб, 2003. - 72с.
  15. Русакова, А. С. Адаптация ребёнка в д/с. Советы педагогам и родителям: Сборник. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М: Сфера 2011.-128 с.
  16. Стефанко, А.В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста./ А.В.  Стефанко - СПб: ООО «издательство «Детство-пресс», 2014.-256с.                              
  17. Теплюк, С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
  18. Томашевская, Л. В.,. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей./ Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенкова  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 96с.
  19. Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./ Е. Янушко  — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность  проекта:  Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность  проекта: ...

ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»

Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....

Проект «Здравствуй, малыш!» (1-ая младшая группа)

Актуальность:Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, я...

Краткосрочный проект"Здравствуй, малыш!"

Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий....