Доклад "Так что такое – индивидуализация по ФГОС?"
статья

Томилова Анастасия Владимировна

Процесс индивидуализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_individualizatsii.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в действие Федерального закона «Об образовании  Российской федерации»  и Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, определяет дошкольное образование как уровень общего образования и неотъемлемую часть системы непрерывного образования, основной целью, которого является становление и развитие личности ребёнка.

Всем известно, что ФГОС ДО, является поддержкой индивидуальности и инициативы детей. Индивидуализация получается за счет учета личного опыта развития ребенка и участия в разных видах деятельности, которые помогали бы каждому ребенку стать лучше во всем. Задача педагога, принять решение и определить на какой ступени развития находится ребенок, и предпринять соответствующие действия.

Так что такое – индивидуализация? Это процесс порождения человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности. Таким образом, сущность индивидуализации в поддержке развивающейся способности к самоопределению и самореализации в самостоятельной и сотруднической деятельности.

Индивидуализация учитывает возраст, способности, предпочтения ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом ребенок ощущает свою значимость и приобретает уверенность в своих силах.

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4.- раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

- образовательная деятельность строится на личности каждого ребенка, который сам является главным в выборе своего пути;

- оказание помощи в развитии инициативы ребенка в различных видах деятельности;

- дошкольное образование соответствует возрасту и особенностям развития каждого ребенка.

Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства  –  период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации.

Если говорить об индивидуализации в обучении, то мы должны понимать, что ребенок не является «прямым наследником» (т.е. продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), он является творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самодеятельности. Соответственно индивидуализация обучения связана не столько с тем, чтобы обеспечить усвоение информации, сколько с тем, чтобы организовать процесс познания, исследования, пробы, проверки, выбора.

Предпосылки к возникновению индивидуализации проявляются достаточно рано  и сопровождаются отделением  от других, осознанием своего собственного «я». Процесс отделения  от других, осознание своего собственного  «я» выражается в стремлении ребёнка действовать по своей  воле, самостоятельно, «автономно» С  точки зрения взрослых, неэффективно, медленно, иногда опасно. Стремление взрослых максимально обезопасить ребёнка, а чаще « научить, как надо», иногда  «сделать за него» приводит к тому, что возникает и нарастает конфликт между возросшими  внутренними потребностями ребёнка и внешними возможностями. Конфликт приводит к кризису. Кризис – это взрыв накопленных нереализованных потребностей ребёнка.

Вспомните, воспитатели иногда физически помогают детям больше, чем это им необходимо. Например, помогает ребенку садиться, поддерживая ему спинку, держа его у себя на коленях, или же помогает ребенку учиться ходить, держа его за ручки и поднимая ему ножки. Очень важно, чтобы взрослые отдавали себе отчет в том, когда и почему они хотят помочь ребенку. Если внимательно наблюдать за детьми, то можно заметить, как дети готовятся что-либо сделать. Всякий раз, когда педагог хочет помочь ребенку в движении, ему следует подумать о том, чему научится ребенок с его помощью и чему он научится без этой помощи. Младенцам и детям, которые учатся ходить, требуются комфорт и внимание, однако им также необходимо иметь возможность делать это самостоятельно, чувствовать, что взрослые верят в то, что они смогут это сделать.

Сегодня в дошкольном образовании преимущество следует отдать  принципу индивидуализации. Сама сущность детского сада должна получить признаки «открытой образовательной системы»,  в которой

  • высоко ценится самоопределение и со-участие детей  в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий инициируется самими детьми;
  • соблюдается баланс между обучением, которое предлагают взрослые и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего, игрой;
  • половину времени дети свободно играют;  
  • педагоги относятся к детям уважительно, внимательно,  позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними.

Настоящая независимость может сформироваться только тогда, когда с самого начала существует доверие и чувство того, что ребёнок может положиться на взрослого.

При ежедневном нахождении ребѐнка в группе должны учитываться потребности каждого ребѐнка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, еѐ интерьер, способствуют развитию каждого из детей. Все предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким  образом,  что  дети получают  возможность  выбора:  какого  животного  будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.    Одним  он  может  помочь  словами,  других  приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь  сделать макет  леса,  чтобы создать  целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и  сложности,  предлагать разные  варианты  выполнения  действий и  идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает  структуру  отношений,  при  помощи  которой  дети  могут  сохранять самостоятельность,  а педагог при  необходимости  может  реагировать  на  их индивидуальные желания и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод плантографии в индивидуализации физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном возрасте

В современных образовательных программах по физическому воспитанию и здоровьесберегающих технологиях большое внимание уделяется профилактике и коррекции такого стопного нарушения, как плос...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

индивидуализация предметной развивающей среды

Использование отдельных компонентовпредметно­-пространственной среды дошкольного учреждения ...

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

Выступление «Проект индивидуализации предметно-развивающей среды в ДОУ»

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. ...

Индивидуализация предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....

«Что же такое индивидуализация ДО?»

ФГОС, индивидуализация ДО...