Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО(электронная презентация к проекту)
проект (старшая группа)

Денисова Галина Ивановна

Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО

Образовательная ситуация – единица конструирования образовательного процесса. Различают 2  вида образовательных ситуаций: спонтанно возникающие и заранее проектируемые.

Рассмотрим первый вид образовательных ситуаций, которые регулярно возникают в образовательном процессе и которые можно «превратить» в развивающие, используя технологию проектной деятельности.

Так, как же выбрать ту или иную образовательную ситуацию и развернуть ситуативный проект?

Проблемные ситуации в течение дня возникают постоянно и повсеместно, просто мы не воспринимаем их (ситуации) как проблемные. Мы воспринимаем их как обычные режимные моменты и реагируем либо очередной инструкцией, либо замечанием.

Дети не проживают данные ситуации, а лишь следуют инструкции или замечанию воспитателя.

Итак, практически из любой проблемной ситуации можно развернуть ситуативный проект. Рассмотрим два варианта «превращения» образовательных ситуаций в ситуативные проекты на конкретных примерах.

После завтрака остался грязным стол, а по плану воспитателя проведение аппликации. Проблема? Сформулируем её для детей: «Дети, я подготовила материалы для оформления творческих работ, но стол, где бы мы могли этим заняться, оказался неубранным после завтрака. Как нам быть?» Таким образом, мы предоставим детям возможность самим предложить и рассмотреть различные варианты решения создавшейся ситуации.

Конечно, кто-то из детей обязательно предложит позвать няню для уборки стола. Нужно принять данное предложение как один из вариантов и предложить продолжить высказывания да тех пор, пока дети не начнут предлагать варианты самостоятельных действий: принести тряпку и вытереть стол или взять специальную щётку для стола и смести крошки и т. п.

Привития культурно-гигиенических навыков в детском саду начинается уже с ясельной группы и воспитатели учат малышей закатывать рукава перед мытьём рук, правильно держать мыло, намыливать ладошки и т.д. И вместе с тем проблема мокрых рукавов присутствует и в старшем дошкольном возрасте. И если в младшем дошкольном возрасте мы приучаем детей правильно мыть руки путём показа и объяснения, то, начиная с 5-летнего возраста, можно организовать данную деятельность в форме ситуативного проекта. Проблему такого проекта можно сформулировать следующим образом: «Как правильно мыть руки?». Далее мы выслушиваем все предложения детей, задавая наводящие вопросы и помогая в разъяснении.

Таким образом, реализуя подобные ситуативные проекты, мы расширяем содержание деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков включением деятельностного компонента, т.е. дети не только слушают и выполняют инструкцию воспитателя о том, как мыть руки, а ещё и самостоятельно «проживают» эту деятельность, предлагая и апробируя различные варианты, осмысливая и осознавая результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ситуативный проект2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО Подготовила: Воспитатель: Денисова Галина Ивановна

Слайд 2

Образовательная ситуация – единица конструирования образовательного процесса. Различают 2 вида образовательных ситуаций: спонтанно возникающие и заранее проектируемые. Рассмотрим первый вид образовательных ситуаций, которые регулярно возникают в образовательном процессе и которые можно «превратить» в развивающие, используя технологию проектной деятельности. Так, как же выбрать ту или иную образовательную ситуацию и развернуть ситуативный проект? Проблемные ситуации в течение дня возникают постоянно и повсеместно, просто мы не воспринимаем их (ситуации) как проблемные. Мы воспринимаем их как обычные режимные моменты и реагируем либо очередной инструкцией, либо замечанием. Дети не проживают данные ситуации, а лишь следуют инструкции или замечанию воспитателя. Итак, практически из любой проблемной ситуации можно развернуть ситуативный проект. Рассмотрим два варианта «превращения» образовательных ситуаций в ситуативные проекты на конкретных примерах.

Слайд 3

Проект-ситуация «Уборка стола»

Слайд 4

После завтрака остался грязным стол, а по плану воспитателя проведение аппликации. Проблема? Сформулируем её для детей: «Дети, я подготовила материалы для оформления творческих работ, но стол, где бы мы могли этим заняться, оказался неубранным после завтрака. Как нам быть?» Таким образом, мы предоставим детям возможность самим предложить и рассмотреть различные варианты решения создавшейся ситуации. Конечно, кто-то из детей обязательно предложит позвать няню для уборки стола. Нужно принять данное предложение как один из вариантов и предложить продолжить высказывания да тех пор, пока дети не начнут предлагать варианты самостоятельных действий: принести тряпку и вытереть стол или взять специальную щётку для стола и смести крошки и т. п.

Слайд 5

Далее можно обсудить, какой из вариантов выбрать, один или сразу оба, кто из детей будет выполнять, в какой последовательности. Выполнив намеченный план, нужно обязательно подвести детей к определённым выводам: чем удобнее убирать со стола, почему нужно помогать взрослым. Проанализировав данный проект с позиций технологии проектной деятельности, можно убедиться, что соблюдены все этапы: проблема («Как убрать со стола?») – разработка плана («Чем можно убрать? Какая последовательность?») – выполнение плана с элементами исследотельского поиска («Уборка стола разным инвентарём») – результат (решение проблемы – «Чистый стол») Таким образом, мы наглядно показали, как можно развернуть проек из обычной режимной ситуации.

Слайд 6

Проект-ситуация «Как мыть руки правильно»

Слайд 7

Привития культурно-гигиенических навыков в детском саду начинается уже с ясельной группы и воспитатели учат малышей закатывать рукава перед мытьём рук, правильно держать мыло, намыливать ладошки и т.д. И вместе с тем проблема мокрых рукавов присутствует и в старшем дошкольном возрасте. И если в младшем дошкольном возрасте мы приучаем детей правильно мыть руки путём показа и объяснения, то, начиная с 5-летнего возраста, можно организовать данную деятельность в форме ситуативного проекта. Проблему такого проекта можно сформулировать следующим образом: «Как правильно мыть руки?». Далее мы выслушиваем все предложения детей, задавая наводящие вопросы и помогая в разъяснении.

Слайд 8

Детям можно предложить выложить последовательность из серий картинок. Когда дети «выстроят» свои последовательности мытья рук, своеобразные планы действий, нужно предложить их апробировать. Можно создать две команды и поочерёдно каждая из команд должна попробовать использовать свой план и план другой команды. Согласно правилам проектной деятельности, нужно всё обсудить и выбрать наиболее удобный и правильный алгоритм мытья рук, который будет торжественно, как победитель проекта, вывешен в умывальной комнате и которым будут пользоваться все дети.

Слайд 9

Таким образом, реализуя подобные ситуативные проекты, мы расширяем содержание деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков включением деятельностного компонента, т.е. дети не только слушают и выполняют инструкцию воспитателя о том, как мыть руки, а ещё и самостоятельно «проживают» эту деятельность, предлагая и апробируя различные варианты, осмысливая и осознавая результаты.

Слайд 10

Итак, мы рассмотрели два варианта ситуативных проектов, возникших в ходе повседневных режимных моментов. Смысл подобной деятельности для педагога как в деятельностном контексте взаимодействия с детьми, так и в возможности освоить технологию проектной деятельности на несложных и нетрудоёмких по времени и подготовке проектах-ситуациях. Смысл подобной деятельности для ребенка – в «проживании» нормативных ситуаций, что более эффективно сказывается на принятии и усвоении норм и правил поведения. Давайте, как можно чаще будем спрашивать детей «Как вы считаете?», «Как нам быть?», «Как будем действовать?», поскольку то, что ребенок сформулировал, спланировал и апробировал сам, намного быстрее и качественнее усвоится им. Правила, установленные ребёнком - это его правила. А наша с вами задача – помочь ребёнку осознать и придти к таким правилам.

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ

Раскрывается суть использования проектной деятельности в работе с дошкольниками, дана классификация проектов...

«Организация проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.»

Проект-это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко обозначенной цели, в течение заданного периода времени.В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО по взаимодействию воспитателя и ПДО, как средство реализации ФГОС.

В нашем детском саду имеется педагог английского языка. Взаимодействие воспитателя с педагогами повышает качество образовательного процесса, повышает уровень престижа детского сада, а также  удов...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...