Проект "Дымковская игрушка"
проект (средняя группа)

Сакауева Алсу Ахатовна
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных,  красивых и
выразительных   по   пластике   фигурок   животных,   людей,   птиц.   Образы
народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными
орнаментами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Актуальность проекта.

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта - Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи проекта:

1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.

5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т. д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой, формировать навыки аккуратной работы.

6. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.

7. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.

3. Участники проекта: дети 3 – 4 лет, воспитатели, родители.

4. Тип проекта. Групповой, комплексный

5. Сроки реализации. Краткосрочный (2 недели)

6. Вид проекта. Художественно – эстетический.

7. Основные направления реализации проекта.

* Нравственно-патриотическое развитие.

* Художественно – эстетическое развитие

* Физическое развитие.

8. Формы работы реализации проекта.

Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:

- Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.

- Беседа о "дымке".

- Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".

- Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой».

- Конспект НОД по рисованию «Красивый полосатый коврик»

- Конспект НОД по рисованию «Украсим дымковскую уточку»

- Конспект НОД по пластилинографии «Дымковская игрушка - козлик».

- Конспект НОД по аппликации «Украсим хвост индюка».

- Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»

- Подвижная игра «Птички в гнездышках»

- Игра малой подвижности «Гуленьки»

- Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

- Загадки о Дымковских игрушках

9. Взаимодействие с родителями

- Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"

- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

- Консультация для родителей "Народные игры в семье"

- Консультация "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

- Рекомендации родителям «Радость сотворчества. Дымковская игрушка.»

10. Деятельность педагога

" Подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).

" Оформление изостудии (на протяжении проекта)

11. Ожидаемый результат

Дети:

У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах

Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.

Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи,. Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.

Родители:

Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;

Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

12. Продукты проекта:

1. Выставка детских рисунков по теме проекта

2. Выставка Дымковских игрушек, выполненных детьми совместно с родителями.

3. Презентация «Дымковская игрушка»

План реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- Составление тематического планирование мероприятий;

- Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия

- Создание презентации «Дымковская игрушка»

- Выбор форм, методов и средств достижения ожидаемого результата;

- Беседа – консультация с родителями на тему«Дымковская игрушка».

II. Основной этап реализации проекта:

-Создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;

- Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

- Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.

- Изучить узоры при росписи игрушки.

- Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.

- Нарисовать эскизы игрушек: козлик, баран, барыня.

- Изготовить (слепить) и расписать дымковскую игрушку.

III. Заключительный этап.

- Обобщение результатов работы

- Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки

Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны стихи о дымковской игрушке, изучали историю игрушки, технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с пластилином, красками. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка и другие).

Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки выполненные детьми доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.

Рефлексия проектной деятельности

1. Оценивание качества результатов

Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.

Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.

2. Приобретены рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.

После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:

• личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;

• умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;

• знания о декоративно-прикладном творчестве России.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД во второй младшей группе

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи:

- познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

- развивать чувство цвета, вырисовывать узоры по мотивам игрушки;

- воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы:

  1. Объяснительно-репродуктивный.
  2. Наглядный метод.
  3. Практический.

Оборудование: фигурки Дымковских игрушек, иллюстрации по теме; образец дымковской лошадки, гуашь, ватные палочки, салфетки, стаканы с водой.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание альбома  «Дымковские игрушки».
  2. Чтение стихов о Дымке.
  3. Прорисовывание элементов Дымковской росписи.

Ход занятия:

- Ребята, нам сегодня в группу почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что нам прислали? (воспитатель достает дымковские игрушки).

- Вы любите играть в игрушки?

- Какая ваша самая любимая игрушка?

- Ребята, нам прислали необычные игрушки. Они называются -  дымковскими игрушками. Эти игрушки делали, да и сейчас делают, в Дымковской слободе еще с древних времен. Всю долгую зиму лепили дымковские мастера из глины забавные фигурки людей и животных, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенном в молоке, украшали узором. А сами за работой сказки сказывали. Поэтому такими веселыми и получались игрушки. А с приходом весны несли их на ярмарку - солнце зазывать, весну закликать. Себе – на радость, людям - на потеху. Благодаря трудам народных умельцев слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых глиняных расписных игрушек. Такие игрушки созданы мастерами, которые жили в деревне Дымково.

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали

И село большое

Дымково назвали

Давайте рассмотрим эти удивительные глиняные игрушки: птичек, лошадок, барышень.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Как хороша это девица-душа

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

Утка - Марфутка

Бережком идет,

Уточек - Марфуточек

Купаться ведет.

- Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек?

Дети рассматривают игрушки и описывают узоры: кружочки, точки, горошины, полосочки.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор.

- Ребята, посмотрите на эту красочную карусель. Вы хотели бы прокатиться на карусели?

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками(силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели).

Карусель

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.

  1. Практическая часть

- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Я предлагаю вам самим украсить дымковскую игрушку – лошадку. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый).

- Ребята мастер и нам дал фигуру лошадки и попросил ее украсить кружочками и точками.

- Посмотрите, как я украшу свою лошадку. (Рисование пальчиком кружочков разного цвета, точки рисуем ватной палочкой).

- Вот и украсила я свою лошадку. Посмотрите, какая она красивая! Я знаю, что у вас получится еще лучше.

Но прежде, чем вы приступите к работе, мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Есть у нас игрушки:

(Хлопки).

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

(Руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

- А сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих лошадках.

Дети рисуют узор на фигурке лошадки. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

- Какие замечательные игрушки – лошадки у нас получились. Яркие, нарядные.

Мастеров из славной «Дымки»

Никогда нам не забыть.

Итог:

- С какими игрушками мы познакомились?

- Какую дымковскую игрушку мы украшали?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...