Конспект занятия по мнеморациотехнике в ДОУ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

МНЕМОРАЦОТЕХНИКА -рациотехники (логического мышления), - мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование символов, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Символическая аналогия бывает СЛОВЕСНОЙ и ГРАФИЧЕСКОЙ. В работе с дошкольниками чаще всего используется графическая символическая аналогия. Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 84 Приморского района Санкт-Петербурга

Адрес: ул. Ситцевая, д.3/2   Тел./факс: 348-36-12

Сайт:   gdou84.ru     Электронная почта:   gdou-84@yandex.ru

Методическая разработка

для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

по использованию метода графической ассоциации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:
«Мнеморациотехника»

Педагог дополнительного образования

Щекина Лидия Владимировна

Санкт-Петербург

январь 2020


Аннотация занятия

Название образовательной программы, реализацию которой обеспечивает участник конкурса в ходе своей педагогической деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мнеморациотехника»

Направленность (для дополнительного образования) /направление (для внеурочной деятельности).

Дополнительное образование

Возраст обучающихся

6-7 лет

Тема занятия

Поэтическое слово

И.А.Бунин «Февраль»

Форма проведения занятия

Создание виртуальной ситуации «погружения» по сюжету стихотворения

Цель занятия

Заучивание стихов приемом графических ассоциаций

Задачи занятия

Образовательная область

«Художественно-эстетическое воспитание»:

-знакомство с произведением;

-формирование представления о художественном слове, как тексте с описанием тех или иных признаков времени года.

Образовательная область

«Познавательное развитие»:

- развитие познавательных способностей;

- развитие образного мышления;

- развитие графических навыков.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»:

-формирование эмоционального отклика на поэтическое слово.

Образовательная область

«Речевое развитие»

-заучивание наизусть стихотворения.

Оборудование

Столы, листы для зарисовки, простые и цветные карандаши, аудиозаписи

КРАТКИЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. С использованием аудиозаписи создать настроение просыпающейся после зимней спячки природы (1-3 минуты)

2. Озвучивание текста стихотворения (2-5 минут), И.А.Бунин «Февраль»

3. Создание графических ассоциаций с зарисовкой в таблице (10-15 минут)

4. Прочтение с наглядной опорой в таблице (3-6 минут)

5. Обыгрывание ситуации стихотворения с последующим «возвращением в реальность»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Время

1. Вводная часть.

Организационный момент.

На экране картина зимнего сада в ожидании весны, с кустами на которых сидят снегири.  

Дети проходят в кабинет под «звон» снегирей  и звуки музыки (П.И.Чайковский «Февраль»)

1-3 мин.

2. Мотивация и принятие детьми цели занятия.

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

Педагог: Когда я слышу, как звенят голоса снегирей  и такую музыку, то сразу вспоминаю стихи Ивана Бунина, посвященные февралю месяцу.

Можно я вам их прочитаю?

Педагог читает стихотворение.

Педагог: Я его знаю наизусть и если вам оно понравилось, то можем его выучить. 

 Проявляя свое согласие, дети рассаживаются за столы с подготовленными таблицами для зарисовки стихотворения.

(заучивание стихов с использованием мнемотаблиц детям уже знакомо)

2-5 мин.

3. Основная часть,

начало выполнения действий по задачам совместной деятельности.

Педагог читает стихотворение по строчкам или словосочетаниям.

Дети предлагают свои варианты отображения слов или словосочетаний в таблице.

Зарисовывают свои ассоциации в мнемотаблице.

10-15 мин.

«Открытие» детьми новых графических изображений, характеризующих признаки времени года в природе.

Педагог, используя подводящий диалог с детьми, предлагает при необходимости наводящие вопросы или сравнения, организует четкое проговаривание графического изображения и зарисовку его в таблице.

Каждый ребенок может по своему усмотрению рисовать, использовать ассоциацию или написать текст (слово)

4.Самостоятельное применение.

Педагог предлагает прочесть стихотворение хором с опорой на свою индивидуальную мнемотаблицу.

Дети читают стихотворение хором

( при желании можно прочесть и одному наизусть, остальные проверяют по своим таблицам)

3-6 мин.

5. Заключительная часть.

Итог занятия. 

Релакс.

Педагог предлагает детям представить себя в саду, о котором писал поэт, услышать еще раз снегирей и «увидеть» отблеск голубого неба.

Дети высказывают свое отношение к происходящему.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин «Февраль»

ОБРАЗЦЫ ДЕТСКИХ РАБОТ:

Надя 6 лет Бунин Февраль.jpg

Надя, 6 лет.

бунин февраль.jpg

Маша, 7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...