Методическая разработка "Музыкальные пчёлки на полянке" 22.04.2020
методическая разработка (старшая группа)

Шевченко Регина Руслановна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_razrabot.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

              муниципального района  Туймазинский район Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов

 «От знаний к опыту, от опыта -  к мастерству»

«Музыкальные пчёлки на полянке»

методическая разработка

                                                       

                                                       

 Автор работы: Шевченко Регина Руслановна
 музыкальный руководитель  МАДОУ детский сад   №__6____

 Стаж работы:   3.2                                                                          

                                                       

                     

2020г.

Направленность: развитие музыкальной памяти, чувства ритма.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды музыкального зала, детского сада.

Вид: музыкально – дидактическое пособие.

Предназначение: для детей 5-6 лет

Продолжительность: февраль-март 2020г.

Актуальность:  Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

    Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения. Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении. Музыкально - ритмическое чувство - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

      Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного и ритмического движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялости развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной работы.

      Именно с этой целью применяют музыкально – дидактические пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом , включив в эту работу и другие, не только музыкально – дидактические пособия, но и пособие по развитию «образной» памяти у детей И.Матюгина, т.к. музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

       Основное назначение музыкально – дидактических пособий – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой  форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

       Несмотря на большое разнообразие музыкальной литературы и пособий не исключается поиск новых методов работы. Возникает необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, отвечающего современным требованиям. Так появилась идея изготовления пособия «Музыкальные пчёлки на полянке».Используя пособие дети играют в различные музыкально - дидактические игры сначала со взрослым, а затем и с небольшой группой сверстников. А новизну и оригинальность игре придаёт использование пособия для развития не только слуховой и зрительной памяти, но и тактильной памяти по методике Игоря Матюгина »Тактильная память».

Цель: формирование музыкальной способности: музыкально0слухового представления, чувства ритма.

Задачи:

Образовательные:

 - формировать умении передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку

-способствовать стремлению петь мелодию чисто

-формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст

    -совершенствовать умение импровизировать движения разных персонажей из    песен

Развивающие:

-развивать музыкальную память

-развивать ритмический слух

-содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса

Воспитательные:

 -воспитывать коммуникативные навыки в игре

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

 Ожидаемый результат:

-создание условий для музыкальной деятельности

-самостоятельно узнают песни по мелодии, ритмическому рисунку

-проявляют творчество в выразительном исполнении песен, импровизации мелодии  на заданный текст, передавая в движениях образы разных персонажей -совершенствование музыкальной памяти, ритмичности, оценочного отношения к исполнителям

Описание пособия:

Сшитая из ткани зелёного цвета основа в форме полукруга (1,5 м*80см.) -изображение лесной полянки с тремя пчёлками., выполненных в ручную на лицевой части, сшитыми их ткани бабочкой и божьей коровкой и с пришитыми на равном расстоянии «липучками» размером(1,5см.* 1,5 см.). Основа крепится на сборный каркас в форме полукруга на ленте Велькро ( «липучке») из деревянных реек устанавливается на деревянный «ножник».  Ламинированные бумажные цветы диаметром 13 см. , на обороте  задания для детей – с изображением сюжетов песен .Набор ритмических полосок при помощи которых можно условно изобразить ритмический рисунок начала знакомой песни. Карточки с готовыми ритмическими рисунками знакомых мелодий, маски по сюжету к песни.

Музыкальный репертуар:

Этапы работы: 

I – подготовительный ( начало февраля 2020)

-выявление актуальной проблемы

-подбор и изучение музыкального репертуара башкирских авторов

-выбор материала,

-изготовление музыкально- дидактического пособия

II-  основной ( середина и конец  февраля  2020)

- разучивание песен с детьми

-разбор ритмического рисунка

-начала песен

-создание игровых ситуаций

III – заключительный ( март 2020г)

Обобщение материалов и результатов работы:

- анализ проведённой работы  

Методическое пособие «Музыкальные пчёлки на полянке» можно использовать в организованной деятельности для развития музыкальной памяти, ритмического слуха, совершенствования певческих навыков.

Основные достоинства :

-можно переставлять

-переносить

-доступность

-использование в самостоятельной деятельности

Тематический план:

Месяц

игры

Форма работы

недели

Февраль

Знакомство с «Музыкальными пчелками на полянке» - сказка про пчелок.

фронтально

2 неделя

Музыкально – ритмическое чувство:

Игры на различение неконтрастных ритмических рисунков песен, состоящих из четвертных и  восьмых длительностей «Узнай и сложи попевку», «Определи по ритму»

подгрупповая

3-4 неделя

Март

Упражнения для развития образной памяти («тактильной») по методике И.Матюгина »Тактильная память»

индивидуальная

1 неделя

Развитие умения различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами действительности в игре «Подбери картинку»

индивидуальная

подгрупповая

2 неделя

Музыкально – слуховые представления:

Упражнения для развития умения соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии в пении

фронтально

3-4 неделя

Содержание диагностического обследования для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

( по Б.М.Теплову)

Показатели

Уровни

Баллы

Методика выявления

1.Эмоциональная отзывчивость на музыку

(ладовое чувство)

 У ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя

художественно-образное

описание

высокий

Взрослый спрашивает у ребенка, что он больше всего любит: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? Взрослый в соответствии с возрастными возможностями и музыкальной обученностью предлагает послушать ребенку два контрастных музыкальных произведения (незнакомых), давая название произведения.

Предлагается рассказать ребенку, о чем композитор рассказал в музыке.

Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности

 У ребенка имеется эмоциональное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия)

средний

Ребенку показывают иллюстрации, соответствующие пьесам, рассматривают вместе с ним, задание повторяется. После прослушивания музыкального произведения ребенок может показать на иллюстрацию, соответствующую содержанию музыкального произведения, и рассказать или через движения показать характер музыки

 Отсутствует интерес к музыке и эмоциональнооценочное отношение к ней. Рассказ бессвязан и не соотносится с музыкой

низкий

Оказывается любая помощь

2.Звуковысотный слух

 Ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков:

Подготовитель-ная группа: — звуков секунды (фа-соль)

высокий

Взрослый показывает птицу и птенчика, сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов. Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать, чей голос звучал? Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.

 Ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

средний

Ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица-мама звала тебя низким голосом, а птенчик — высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет». Последовательность звуков та же.

 Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков

низкий

Оказывается любая помощь

3.Чувство ритма

Ребенок отлично различает ритмические      отношения в следующих музыкальных примерах

высокий

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (показываются в каждой группе свои, соответствующие музыкальным примерам), и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняется, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка.А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю.

 

Ребенок хорошо различает ритмические      отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкальноритмических примеров

средний

Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под музыку (задание повторяется)

 Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические отношения музыкальных звуков

низкий

Оказывается любая помощь

Заключение:

Разработку можно рекомендовать музыкальным руководителям для использования на музыкальных занятиях, детям в группе для самостоятельной музыкальной деятельности. Наглядный материал моно варьировать в соответствии с задачами конкретного задания. Варианты использования пособи могут пополняться за счёт собственных наработок педагогов. Воспитателям пособие может быть использовано с целью закрепления полученных на музыкальных занятии умений и навыков.

Список использованной литературы:

1.ВераксаН.Е.,КомароваТ.С.,ВасильеваМ.А.Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования – М.: Мозаика-синтез, 2014.

 2.  Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»

3. Корчаловская Н.В. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» -М., 2004 г.

4. Комиссарова Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».

5.  Н.Г.Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»

6.  Журнал «Музыкальный руководитель» №1-3 2015 г.

7.  Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение,

8.  Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.

 9.  Метлов Н.А., Музыка - детям: «Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада». - М., 1985.

10. Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М., 1997.

11. Радынова О.П. «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников».- М., 1999.

12. Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности 2007.

13.  Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» М., 1998 г.

14.  www.ped.kopilka.ru

Приложение

Сказка про пчелок 

Жили-были  пчелки. Они летали, жжужали , знакомились жучками, цветами.

Были очень веселыми дружными. Вот пчёлки прилетели к нам на полянку. Каждая пчёлка принесла с собой песенку, какую вы сейчас послушаете и отгадаете. Тот ребёнок, который узнаёт песенку первым, выразительно споёт её для всех, остальные дети будут оценивать пение исполнителя ».

2 вариант: Ведущий поочерёдно показывает  ритмические рисунки знакомых песен на небольших карточках, просит помочь детей разобраться, к какой песне они соответствуют. Дети пою песни, прохлопывают ритмический рисунок. Затем ведущий проигрывает ритмический рисунок любой песни, спрашивает: «Какая песня?». Дети отгадывают и распределяю карточки по пчёлкам.

3 вариант: Дети узнают песенку по мелодии или по ритмическому рисунку, вспоминают содержание песни. Педагог предлагает передать в движении образ разных персонажей в соответствии с текстом песни.

4 вариант: Музыкальный руководитель обращается к детям: «Сегодня вы будете композиторами, каждый из вас сочинит свою мелодию на знакомый текст, разученных песен». Дети по желанию самостоятельно импровизируют мелодии на заданный текст.

5 вариант: Ребёнку предлагают наугад выбрать цветок с изображением названия  песни и выложить ритмический рисунок начало песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (РИСОВАНИЕ) «КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ ДЛЯ ПЧЁЛКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии предметов окружающего мира, стимулируя развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слу...

"Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"

quot;Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"...

Учебно-методические пособия для проведения артикуляционной гимнастики «Клоун Губик» и «Пчёлка Лу»

Цель: тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть) и отработка определенных их движений.Задачи:Упражнение детей в точности движений речевых органов;Упраж...

Методическая разработка к музыкально-дидактической "Пчёлки"

Методическая разработка к музыкально- дидактической игре "Пчёлки"...

Методическая разработка познавательного занятия с элементами алгоритмики (занятие с использованием логоробота Пчёлка) для детей 6-7лет "Робот пчёлка идёт на помощь"

Занятие направлено на развитие у детей  первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач....

Методическая разработка Конспект непрерывно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" «Одуванчик для пчёлки.»

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Также  благотворно влияет на нервну...