Проект по мелкой моторике для детей старшего возраста ДОУ
проект (старшая, подготовительная группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

образовательный проект, рассчитанный на учебный год. обучение дошкольников овладению шитьем иголкой с ниткой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt_po_m.m._volshebnaya_shkatulka.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида

«Детский сад № 23»

Утверждаю:

Старший методист

МБДОУ д/с  № 23

«22»  октября  2018 года

__________Т.В.Мезенцева

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста

Проект по мелкой моторике

«Волшебная шкатулка»

Развитие мелкой моторики рук детей через проектную  деятельность.

Возраст воспитанников

  6-7 лет

Срок реализации программы

7 месяцев

Разработчики  программы

Зырянова И.А. учитель-логопед

Михеева И.П. воспитатель

г.Зеленогорск

2018 год

Целевая группа: дети и родители группы.

Направленность  проекта –  социально-педагогический.

Адресат  -  дети дошкольного возраста от 6 лет.

Объем и срок реализации проекта —  рассчитан на  7 месяцев обучения.

Форма обучения – проведение занятий  планируется 2-3  раза в месяц, продолжительность занятия 25(30) минут во вторую половину дня.

Актуальность проекта:

Проблема:

     Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

     Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

     У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

          В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?
«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает  Дудьев В.П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)
Анна Шлотгауер
 отмечает, что «мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения» (Библиотека-словарь).
         Почему так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь «Возвращаясь к анатомическим отношениям,- пишет 
М. М. Кольцова,- мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики» (4, с.102).

«Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка».

 .

     В последнее время в дошкольных учреждениях очень редко планируют работу с тканью. Возможно, боятся за безопасность детей при работе с иголкой (но этого можно избежать, соблюдая все необходимые правила!) или просто воспитателей пугает большая подготовка к этому виду труда, или даже - сам процесс труда? Но с каким удовольствием девочки и даже мальчики открывают свои волшебные шкатулки, с какой гордостью они вышивают и изготавливают красивые плоскостные, полуобъёмные и объёмные поделки с использованием основных приёмов шитья и вышивания. Вот почему работа проекта «Волшебная шкатулка», с нашей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.

Цель  и  задачи проекта.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук;  вызвать у детей интерес к процессу изготовления игрушки, развить мелкую моторику рук и глазомер при шитье детьми игрушки.

Задачи:

1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.
2. Познакомить детей с разными способами и приёмами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных  и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья и вышивания.

3. Развивать творческие способности мелкую моторику пальцев (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, выполнять поделки с помощью иголки, пуговиц и ниток).

4. Воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).

5. Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

6. Развивать речь воспитанников через совершенствование мелкой моторики рук.

 непосредственной деятельности по проекту Волшебная шкатулка»проектеот 3 до 5Проектпомогает проекте мы предлагаем ; Р Мы предлагаем

Содержание занятий по проекту.

Разделы и темы.

Количество  часов

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с видами швов. Пошив игольницы. Пришивание пуговиц.

1

0,5

0,51

2

Панно из ткани. Упражнение в шве «вперед иголка».

1

0,5

0,5

3

Упражнение в шве «вперед иголка» и «через край».

1

1

4

Пальчиковый театр. Работа с трафаретом и пошив.

1

1

5

Изготовление простых мягких игрушек: «Новогодние игрушки», «Рыбка», «Транспорт», «Фрукты», «Сердечко», «Птичка-невеличка», «Елочка»,  «Звезда».  Крой и пошив.

3

1

6

Изготовление простых мягких игрушек: «Новогодние игрушки», «Рыбка», «Транспорт», «Фрукты», «Сердечко», «Птичка-невеличка», «Елочка»,  «Звезда».  Крой и пошив.

2

1

7

Мешочек для секретов. Выкройка деталей.

1

1

8

Мешочек для секретов. Пошив.

1

1

9

Игрушки «Котик». Изготовление более сложных игрушек.

1

1

10

Игрушки «Котик». Пошив.

1

1

11

Мягкие игрушки по выбору.

2

1

1

12

Мягкие игрушки по выбору. Крой, пошив

1

1

13

Мягкие игрушки по выбору. Крой, пошив

1

1

14

Мягкие игрушки по выбору. Крой, пошив

1

1

15

Мягкие игрушки по выбору. Крой, пошив

2

1

Итого:

20

Планируемые результаты

В результате работы проекта предполагается овладение детьми:

  • элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
  • приёмами и способами работы по шитью: «вперед иголкой», «назад иголкой», «шов через край»;
  • приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
  • умением работать с трафаретом;
  • умением кроить;
  • навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
  • умением изготовить поделку, игрушку при помощи шитья и вышивания.
  • умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • умением заинтересовать и научить других шитью.

 «Организационно — педагогическая деятельность по проекту»

Октябрь.

1. Путешествие в Город Волшебная шкатулка (шкатулка со швейными принадлежностями, игрушками и поделками из ткани). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметровой лентой, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.

Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки, вышиванию и шитью. Познакомить детей со швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.

2. Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье). Изготовление игольницы.

Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголкой, петельным швом, швом «через край», швом «иголкой назад».

Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье. Развивать глазомер, четкую координацию рук. Овладение технологией шва «вперед иголка».

1-2 Задачи: Закрепить умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Учить составлять композицию.

Ноябрь.

Задачи: Упражнять в выполнении шва «вперед иголку», учить изготавливать аппликации из ткани.

Задачи: Познакомить детей с техникой кроя, учить детей сшивать края швом «через край», пришивать петельку, завязывать бант из тесьмы, пришивать его.

«Пальчиковый театр».

Задачи: Продолжать учить работать с трафаретом и выкраивать поделку, выполнять швы «вперёд иголку» и «через край», упражнять в пришивании пуговиц, развивать глазомер и мелкую моторику.

Декабрь.

«Новогодние игрушки».

Задачи: Продолжать учить вышивать швами «вперёд иголка» и «через край». Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Учить пришивать бисер и бусинки для декорирования. Развивать фантазию. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Январь.

«Мешочки для секретов».

Задачи: Продолжать знакомить с техникой кроя, продолжить учить выполнять швы «вперёд иголку» и «через край», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, упражнять в украшении мешочка аппликацией

Задачи: Упражнять в кройке поделки, упражнять детей в шве «вперед иголку», упражнять в вышивке «крестиком».

Февраль.

 Игрушка  «Котик».

Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.

Мягкая игрушка «Котик».

Задачи: Продолжать знакомить с техникой кроя, упражнять детей в шве «через край», учить шить аккуратно, уравнивая срезы. Развивать усидчивость.

Март.

 Подарок «Сердечко».

Задачи: Учить работать булавкой, правильно выкраивать поделку, учить самостоятельно выбирать украшения для декорирования поделки. Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать подарок для родных.

Игрушка «Птичка-невеличка».

Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.

 «Игрушка «Сова»».

Задачи: Познакомить детей с изготовлением поделок из носков, с особенностями выкроек игрушек из носков, расширять знания детей об использовании материалов при изготовлении поделок, закреплять умения детей пришивать пуговицы и шить изделие разными знакомыми швами.

 «Ушастый пришелец».

Задачи: Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из носков и с особенностями выкраивания  игрушек из носков, , закреплять умения детей пришивать пуговицы, бисер и бусинки, закреплять умение  шить изделие разными знакомыми швами. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.

Апрель. Май.

Игрушки по выбору.

Условия реализации проекта.

Материально техническое обеспечение. Занятия проводятся в комнате для занятий учителя-логопеда,  расположенной на первом этаже МБДОУ «Детский сад №23» (площадь кабинета 8 кв.м.); в помещении 1 подготовительной группы МБДОУ, расположенной на втором этаже МБДОУ (площадь 30 кв.м.)

Перечень оборудования:

Оборудование

Количество

1

Шкаф для методического пособия, материалов и оборудования

1

2

Стулья    

4

3

Столы

2

4

Мультимедийное  оборудование (экран, ноутбук)

1,1

5

Учебно - методические пособия

15

6

Образцы изделий из ткани и ниток

10

7

Иглы № 2 и № 3, шкатулки

Необходимое количество

8

Канцелярские товары: бумага ксероксная, копировальная; картон цветной и белый, простой карандаш, ножницы с тупыми концами, линейка.

Необходимое количество

9

Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные), пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов, нитки мулине, ткань разной фактуры, кружево, узкие атласные ленточки, вата

Необходимое количество

                                                     

                                       Оценочные материалы.

Диагностика уровня развития по работе с тканью и ниткой.

Способы диагностики:

Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение.  По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ  воспитанников.

 Цель  - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств;  результатов деятельности педагогов.

Обследование умений и навыков работы с тканью

 

№ п/п

Ф.И.ребенка

Умение работать

Умение экономить ткань

Вырезание по контуру

Умение соединять 2 детали выкройки вместе

Точность выполнения

Координация движений

 Примечания

С шаблоном

С трафаретом

 

 

 

 

Обследование умений и навыков работы с нитью

 

№ п/п

Ф.И.ребенка

Умение правильно отмерять нить

Умение вдевать нитку в иголку

Умение завязать узелок

Умение пришивать

Умение сшивать изделие швом

Точность выполнения

Координация движений

 

пуговицу

вешалку

«вперед иголка»

«двойной»

«через край»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативной базой к составлению проекта  являются:

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012.

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).

4.Устав МБДОУ  «Детский сад №23».

Список литературы

  1. Андреева И.  «Шитье и рукоделие: энциклопедия» / редактор И. А. Андреева. - Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994.
  2. И. В. Новикова «Обучение вышивке в детском саду». Издательство: Академия Развития, 2010 г.
  3. М. В. Максимова «Вышивка. Первые шаги». Издательство: Эксмо-пресс, 1997.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 /2005г.
  5. А. Васильева «Программа воспитания и обучения». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.
  6. Н. Грибушина, Э Тюрина «Мягкая игрушка мамам и детям». Издательство «САТИС», 1994.
  7.  О. Соколова «Этот удивительный фетр!». ООО «Феникс», 2012.
  8.  О. С. Груша «Яркие поделки и аппликации из фетра». ООО «Феникс», 2015.
  9.  Ю. Алешкина «Подарки из флиса: мастер-классы и выкройки». ООО Издательство «Питер», 2016.
  10.  Катрин Блэк «Игрушки-мультяшки от Катрин Блэк: мастер-классы и выкройки». ООО Издательство «Питер», 2016.
  11.  О. Соколова «Забавные игрушки из носков». ООО «Феникс», 2014.
  12.  В. Ю. Гаврилова «Вышивка лентами. Шаг за шагом». ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.

Интернет-ресурсы:

  1.  http://allforchildren.ru/article/button17.php
  2.  http://allforchildren.ru/article/button18.php
  3.  http://searchmasterclass.net/kukly-i-igrushki/razvivajushhie-igrushki/798266-nabor-igrushek-transport.html
  4.  http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1789198-kak-sshit-svoimi-rukami-izdelija-morskie-obitateli-iz-fetra-vykrojki.html
  5.  http://netkonca.ru/index.php/panno-iz-tkaney-svoimi-rukami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе часто дети испытывают затруднение с письмом...

Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

Ерова ЕкатеринаПроект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»«Истоки способностей и дарованийдетей – на конч...

Образовательный проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в процессе художественного конструирования из бумаги (оригами)»

Основная работа по реализации проекта ведётся с опорой на методическое пособие «Обучение дошкольников 5 – 6 лет художественному конструированию из бумаги (оригами) по технологическим карта...