Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
статья

Дейч Галина Николаевна

Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Знакомство с русской национальной культурой как средство воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников»

Дейч Г.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня сохраняет свою актуальность. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. 

Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

По данному вопросу имеется опыт работы педагогов, выпускаются методические пособия. Однако мало научных исследований именно по дошкольному возрасту. Особенно при знакомстве с народными праздниками, традициями, так как они зачастую имеют религиозную основу.

Организуя работу, мы в первую очередь определили уровень сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников, были определили компоненты:

1.Показателем когнитивного компонента, как результата познавательной деятельности, служит наличие представлений о культуре, обычаях, традициях русского народа.

2. Показателем эмоционально-мотивационного компонента служит наличие интереса к культуре русского народа, наличие желания изучать культуру русского народа.

3. Показателем поведенческого - служит проявление уважительного отношения к другим людям, отсутствие отрицательного отношения к ним, умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций взаимодействия.

При изучении данной проблемы была поставлена цель: «Воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с культурой русского народа». Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

  1. Создать мотивацию детей к проявлению патриотических чувств в разных видах деятельности.
  2. Проектировать и реализовать вариативные формы организации образовательной деятельности, вовлекать детей в различные мероприятия группы, МБДОУ, города.
  3. Создать условия для социального партнерства с родителями по проблемам патриотического воспитания.
  4. Обеспечить преемственность МБДОУ и школы
    по взаимодействию с семьями воспитанников и учреждениями города.

Работа по ознакомлению детей с русскими народными предметами и традициями начинается уже в раннем возрасте. Учитывая возрастные особенности, большое внимание уделяется фольклору, знакомству с русскими народными играми, игрушками-забавами. Хороводы с платочками, кокошники и полушалки, народные игрушки, уголки ряжения с элементами русских костюмов вносят в игры детей яркость, побуждают к деятельности.

В средней группе вносится макет русской избы с предметами крестьянского быта. Обогащаются предметы для сюжетных игр, по возможности интерьер пополняется стариной домашней утварью…

В старшей и подготовительной группе, дети начинают активно проявлять интерес к историческим событиям, традициям, особенностям народной культуры, таким как русские костюмы, праздники, игры. Они устанавливают взаимосвязи между явлениями и предметами: систематизируют, группируют, выстраивают «Ленту времени». Все это отражается в среде.

В рамках проектной деятельности детьми и взрослыми мини-музей группы пополнился элементами макета русской избы, куклами-самокрутками, альбомами (костюмы русского народа, с предметами народного быта и т.д.).

Также, регулярно обновляются выставки по народным промыслам и предметам быта. Работа в мини-музее помогает детям закрепить знания о домашней утвари и предметах быта, полученные ранее. Можно увидеть натуральные предметы, подержать в руках и рассмотреть узоры. Попробовать отправить чугунок в печку и покачать люльку с малышом. Все это дает прочувствовать ту атмосферу быта, которая современному городскому ребенку не доступна.  

В образовательном процессе используем разнообразные формы организации работы с дошкольниками, как совместно со взрослым (специально организованные или спонтанные), так и самостоятельные. Большое внимание уделяем интерактивным, проблемно-поисковым, игровым формам работы с детьми.

Продумываем приёмы мотивации через вовлечение детей к созданию и преобразованию предметной среды в группе, подготовке к событиям, организации выставок и проведению экскурсий, мастер-классов для детей и родителей.

В нашем МБДОУ наряду с традиционными праздниками проводятся и мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: осенняя ярмарка, фольклорные праздники - Кузьминки, Масленица, поддерживаются пасхальные традиции. Помогают нам в проведении мероприятий учащиеся и педагоги фольклорного отделения Детской школы искусств № 2.

Более углубленная работа в группе ведется по ознакомлению с русским народным творчеством. Видя интерес детей, со старшей группы, мы организовали детский клуб «Народные промыслы». Одна из его задач - знакомство с различными видами декоративных росписей. Воспитанники сами могут выбрать вид росписи, которой хотели бы раскрасить деревянную заготовку. Так же самостоятельно придумывают композицию, располагают элементы узора.

Без осознанного отношения родителей к вопросам нравственно-патриотического воспитания работа не будет достаточно эффективна. Вовлекая родителей в образовательный процесс, учитывали уровень их активности, педагогической грамотности по вопросам. Перед нами стояли задачи:

  • сделать помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;
  • заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.

На раннем и младшем возрасте родители показывают спектакли по русским народным сказкам.

Со средней группы принимают участие в проведении тематических досугов и праздников с элементами фольклорных традиций. Три раза в год проходит музыкально-литературная гостиная, которая обязательно включает в себя народные песни, игры и пляски.

«Маршрут выходного дня» стал одной из традиций нашей группы. Родители вначале выступали только в роли сопровождающих. Сейчас они сами предлагают интересные экскурсии, помогают в их подготовке и проведении.

Родители и дети участвуют в конкурсах детского и семейного творчества.

Анализируя итоги работы, мы считаем наиболее существенным результатом:

  • осознание родителями их значимости в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка;
  • живой интерес детей к истории Родины, общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране;
  • чувство радости, гордости за наши достижения прошлого и настоящего. 

Помните, что родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...