рабочая программа музыкального кружка
рабочая программа (старшая группа)

рабочая программа музыкального кружка по обучению детей игре на музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx35.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа  

по обучению игре на музыкальных инструментах

 для детей группы старшего возраста

 «Веселые музыканты»

 

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, принципы и т.д.)

Программа кружка «Веселые музыканты» обеспечивает   развитие музыкально творческих способностей, формирование творческой инициативы у детей посредством игры на детских музыкальных и ударно-шумовых инструментах.

Основой для разработки данной программы являются программы «Этот

удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой,  «Элементарное

музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, созданная по

системе музыкальной педагогики К. Орфа.

Пояснительная записка

В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских   музыкальных инструментах.   Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая   привлекает дошкольников.  Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество исполнения песен и попевок, более качественно выполняют музыкально - ритмические движения, дети чётче воспроизводят ритм.

Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских   музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских   инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Исходя из этого, возникла необходимость создания кружка по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

 Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на ДМИ.  

Задачи:

  • Расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • Учить детей  приёмам игры на детских муз инструментах.
  • Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  • Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  • Развивать мышление, аналитические способности.
  • Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать творческую инициативу.
  • Воспитывать сознательные отношения между детьми.

Целевая группа - кружок посещают дети 5-6 лет.

Кружок проводится 2 раз в неделю.

Продолжительность занятия 25 минут

Форма проведения- групповая (10-15 человек)

Методы и приемы организации музыкальной деятельности:

словесный метод: 

познавательные беседы об инструментах; 

  • рассказ о способах звукоизвлечения и характерных особенностях инструментов;
  • рассказ о композиторах разучиваемых произведений;

 наглядный метод: 

  • показ используемых инструментов в кружке, показ видеофильмов и презентаций (играют сверстники, играют профессионалы), показ портретов композиторов;

слуховой метод: 

  • слушание музыкальных произведений;

стимулирующий:

  • выступление перед детьми или взрослыми;
  • практический метод: 
  • разучивание партий, исследование особенностей инструментов (техника исполнения, тембр);

игровой метод: 

  • музыкально-дидактические игры, творческие игры.

Формы подведения итогов: выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте.  

В процессе занятий дошкольники должны овладеть

следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их

хранения;

  • овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности

звукоизвлечения и звуковедения.

Ожидаемые  результаты: 

  • устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности, и потребность в этой деятельности;
  • повышенное чувство коллективизма, сплоченность дошкольников и умение следовать общей идее;
  • повышение уровня развития общих и музыкальных способностей;
  • повышение интереса к игре на музыкальных инструментах;
  • привлечение родителей в организации утренников, развлечений.

Показатели уровня овладения  детьми музыкальными инструментами

Уровни

Темп и метр

Ритм

Звуковысотный слух

Тембр

Динамика

Высокий

Естественное исполнение ребёнком своей партии в умерен ном, быстром и медленном темпах, а также с ускорени ем и замедлением.

Точное, безошибочное воспроизведение ритмического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.

Опевание,

последовательное и скачкообразное исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

Самостоятельно определяет тембровые соотношения в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

Правильное

динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо".

Средний

Исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном).

Воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).

 Опевание тоники и последователь ное исполнение мелодии (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне.

Определяет при незначительной помощи

педагога.

 Свободно исполняет контрастную динамику, с некоторым затруднением  динамическое ослабление и усиление.

Низкий

Ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах).

 Правильное

метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов.

Последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции.

Затрудняется определить даже с помощью педагога.

Правильное

исполнение контрастной динамики "форте-пиано".

 

Перспективно-календарный план кружка «Веселые музыканты»

На 2020-2021 учебный год

Месяц

заня

тия

Тема занятия

Задачи

Музыкальный материал

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявить потребности родителей в доп.образовании в ДОУ.

Провести диагностику детей.

Выявить способности к игре на детских музыкальных инструментах.  

Вводное занятие.

Беседа о предстоящей деятельности.

Показ фильма

об оркестре.

Октябрь

1

Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Учить правильно держать деревянные палочки и извлекать звук. 

«Марш» муз. Шульгина, «Полька» муз. Александрова

«Вальс» муз. Майкапара 

2

 

Обучение  приемам игры на ложках.

Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.

«Игрушки» Степанова,

«Прыг-скок» В. Данько.

3

Игра на бубнах.

 Развивать фантазию, творчество и воображение.

«Лошадка» муз.Давыдовой

«Вальс» муз.Майкапара

4

Игра в оркестре шумовых инструментов.

Добиваться слаженности в игре.

«Камаринская» Чайковского

«Марш» муз. Шульгина

Ноябрь

1

Знакомство со свирелью.

 Провести беседу об инструменте.

Фильм о свирели.

2

Игра на свирели.

Учить приемам игры на свирели.

«Василек»р.н.п.,

«Петушок»р.н.п.

3

Деревянные музыкальные инструменты.

Закрепить навыки игры на деревянных инструментах.

«Осеннее настроение»

муз. Васильева

«Осенний дождик» муз. Парцхаладзе

4

Импровизация на музыкальных инструментах.

Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.

«Шуточка» муз.Селиванова

Декабрь

1

Блок-флейта

Знакомство с блок-флейтой.

Провести беседу об инструменте.

Прослушивание аудио записи звучания блок-флейты.

2

Обучение игры на блок-флейте.

Совершенствовать приемы игры на музыкальных инструментах: бубне, ложках, свирели, блок-флейте.

«Снежная сказка» муз

Лемит

 

3

 Игра на металлофоне.

Играть оркестровые

партии индивидуально.

Развивать

мелодичный слух при игре на металлофоне.

«Венгерский

танец» муз.

Брамса,

«Валенки» р.н.м.

4

Игра на ложках.

Работать над

ритмическим эталоном

в размере 2/4 при игре на ложках.

«Полька» муз. Алексеева.

Январь

1

Треугольник

Знакомство со звучанием инструмента. Обучение навыкам игры на треугольнике.

«Вальс игрушек» Ю.Ефимова

2

Треугольник

Обучение новому приему игры на треугольнике. Тремоло.

«Вальс игрушек» муз.Ефимова

3

Музыкальные инструменты.

Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением и окончанием игры.

«Часики» муз.

 С.Вольфезона.

4

Оркестр.

Вступление по показу дирижера, используя навыки игры на треугольниках и духовых инструментах.

«Полька» М.

Глинка

Февраль

1

Бубенчики, треугольник

  Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.

«Веселый старичок» Хармса

2

Бубенчики, треугольники, металлофон.

Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.

«Колокольцы» р.н.п.

3

Духовые музыкальные инструменты

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

«Полька» Красова

4

Духовые музыкальные инструменты

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

«В нашем

оркестре»

муз. Попатенко,

«Марш

деревянных

солдатиков» муз. П.Чайковского

Март

1

Озвучиваем стихи и сказки

 

Развивать способность детей слышать «музыку природы»

«Сосулька-свистулька»

Степанова

«Волшебная снежинка»

Хмельницкого

«Весенняя телеграмма»

Суслова

2

Импровизация

Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.

«Солнышко» р.н.п., «Голоса птиц» польская песенка

3

Играть в сопровождении

фортепиано в ансамбле,

соблюдая общий темп и динамику

Осваивать навыки

совместных действий.

Индивидуально

разучивать оркестровые

партии, играть небольшими  группами и в составе оркестра.

«Весна»Г.Фрида,

«Веснянка»Н.Потоловско

го, «Солнышко».

4

Выступление на утреннике

Показать приобретённые навыки игры на ДМИ.

«Турецкое рондо» муз.

В. А. Моцарта

Апрель

1

Игра на металлофоне, барабане.

Закреплять приемы

правильного

звукоизвлечения в игре

на металлофоне, барабане.

«Марш деревянных

солдатиков» муз. П.Чайковского

2

Игра в оркестре.

Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами.

«Дождик» муз.Поляновой,

«Капельки» муз.Дубравина

3

Деревянные ложки.

Знакомство с приёмами игры: «ладушки», скользящие движения.

Разучивание новой пьесы.

«Солнечный круг» А.Островского

4

Игра в оркестре.

Совершенствование полученных ранее навыков игры в оркестре.

«Турецкое рондо»муз.

В. А. Моцарта

Май

 

 

Отчетный концерт

Повторение знакомых произведений.

Игра в оркестре.

Исполнение музыкальных произведений, разученных за год.

«Солнечный круг» А.Островского, «Дружат

дети всей земли»Л.Льво

ва-Компанейца, «Весна»Г.Фрида,

«Веснянка»Н.Потоловско

го, «Солнышко».

           

Учебно - методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, трещотки;
  • духовые инструменты – флейты, блок флейты;
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;
  • дидактические игры, наглядные пособия.

Список литературы

  • Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие. – М.: Скрипторий, 2014 г.
  • Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных         инструментах». Книга для воспитателя и
    муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  • Орлова А.В. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.
  • Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно-методическое пособие. М, АСТ, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка музыкального театра "Звездочки в саду"

В настоящей рабочей программе представлена  методическая разработка и календарное планирование по месяцам....

Рабочая программа музыкально - ритмического кружка "Ритмика"

  Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития о...

Рабочая программа музыкального кружка "Все мы музыканты"

Коллективная музыкальная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробу...

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2018-2019 учебный год

Данная рабочая программа музыкально-ритмического  кружка «Задоринки» поможет воспитателям и музыкальным руководителям организовать кружковую работу с детьми....

Рабочая программа музыкально - инструментального кружка "Звенящий колокольчик"

Рабочая программа музыкально - инструментального кружка "Звенящий колокольчик"...