Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии.
консультация

Прищепова Елена Сергеевна

Консультация для воспитателей.Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие музыкального руководителя

и воспитателя на музыкальном занятии»

          

Цель: 

Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом; развитие музыкальности детей.

Задачи:

1. Обсудить принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.

2. Познакомить с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.

4. Обсудить формы работы музыкального руководителя и воспитателями.

    Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии.

    То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

    Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Воспитатель является помощником и непосредственным участником музыкально-образовательного процесса. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия, друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.

    Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

– Принцип диалогизации. Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

    Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова, выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

·  увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

·  пытливость;

·  инициативность;

·  артистизм;

·  находчивость;

·  изобретательность;

·  организованность;

·  ответственность;

·  любовь к детям;

·  культура общения;

   И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

   

Рассмотрим  задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству

и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Профессиональные задачи 

музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 

4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.)        

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь, активно учувствовать во всех видах музыкальной деятельностивместе с детьми4 помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 

(Музыкальный уголок в группе)

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 

4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

5. Работа с родителями по организации музыкально творческой деятельности.

    Выполняя свои профессиональные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя друг друга, создают положительный эффект.

 Принцип проблематизации.  Чтобы реализовать этот принцип, необходимо понимание такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса.

Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно - образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Сравним две ситуации.

Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.

Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.

По мнению Н.Я. Михайленко, сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.

       Например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания.

В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ должна проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели должны проявлять активность на музыкальных занятиях и вне их: они проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

Таким образом, в результате тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития, появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии я предлагаю вам рассмотреть на примере занятия по развитию музыкальных способностей дошкольников в старшей группе по программе И. Каплуновой и И. Новоскольцевой – «Ладушки».

Формы, виды музыкальной деятельности

Музыкальный репертуар

        Задачи

Зона деятельности педагогов

(музыкального руководителя и воспитателя)

1.Приветствие

 По усмотрению муз. рук.

Организовать детей.

Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

2.Музыкально-ритмические движения.

Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия.

Учить согласовывать движения с музыкой. Двигаться топающим шагом и при смене музыки – хороводным, оттягивая носки.

Муз. руководитель – напоминает детям движения,  аккомпанирует на фортепиано. 

Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми. Даёт оценку деятельности детей. Работает над движениями.

3. Слушание.

«Мышки» А.

Жилинского

Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку. Развитие речи, инициативности

Муз. руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – слушает вместе с детьми, помогает детям в выражении словесной характеристики.

4. Пение.

«Снежная песенка» 

Д. Львова-Компанейца

Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни.

Муз. руководитель – беседа, исполнение. 

Воспитатель – исполнение с детьми.

5. Пляска.

«Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия.

Учить двигаться легко, чётко выполнять хлопки и притопы.

Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Отрабатывает движения.

Воспитатель – танцует при необходимости в паре с ребёнком.

6. Игра

Игра «Догони меня!». Любая весёлая мелодия.

Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу.

Муз. руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись.

Воспитатель – участвует в игре.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то и сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.… Но все это необходимо выполнять не как повинность, а с душой, но не забывать, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

  1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
  9. Ни пользоваться сотовым телефоном во время занятий, т.к. это сильно отвлекает детей от образовательного процесса

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого, своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

  1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
  3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала.
  11.  Помогать в украшении музыкального зала, в изготовлении атрибутов и костюмов к праздникам
  12.  Своевременно и заранее брать костюмы и атрибуты под запись
  13.  Убирать после своего утренника все атрибуты и костюмы (сдавать музыкальному руководителю под запись)

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г.
  2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной,   М., 1982 г.
  3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене,

      М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях...

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Взаимодействие воспитателяи музыкального руководителя на музыкальных занятиях...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»

Консультация для воспитателей«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»...

План взаимодействия с родителями подготовительной группы по музыкально-театрализованной деятельности музыкального руководителя

  Где же, как не в семье  – уникальном первичном социуме,  ребенок получает ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловног...