Экономическое воспитание дошкольников.
презентация к уроку (подготовительная группа)

Давыдова Наталья Сергеевна

Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылокфинансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МБДОУ детский сад “Росинка” с. Тарбагатай, Тарбагатайского района, РБ.

Слайд 2

В современных образовательных программах для дошкольных учреждений содержится материал, который может быть использован педагогами в работе по экономическому воспитанию дошкольников. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой , В.В.Гербовой , Т.С.Комаровой преследует цель: всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; формирование основ базовой культуры личности; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Для формирования основ экономической культуры в программе нет специального раздела, однако в разделе «Трудовое воспитание» можно найти материал полезный для воспитания у детей хозяйственности, бережливости, трудолюбия: учить детей аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе, очищать дорожки на участке детского сада; выполнять обязанности дежурных по столовой, занятиям, уголку природы; вырабатывать умение экономно и рационально расходовать материалы на занятиях ручным трудом. В разделе «Физическое воспитание» одной из задач ставится воспитание привычки следить за опрятностью одежды, опрятно убирать постель. В разделе «Умственное воспитание» содержится ценный материал для экономического воспитания детей о формировании интереса к своей семье, трудовой деятельности родителей, профессиям взрослых, важности их труда для общества. Предлагается давать детям посильные поручения, обязанности по дому, что важно для воспитания умения вести домашнее хозяйство. Для этой же цели пригодится информация в разделе «Формирование элементарных математических представлений», где детей учат считать до 10, измерять с помощью условной мерки, сравнивать предметы по определенному признаку.

Слайд 3

В разделе «Нравственное воспитание» стоит задача воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, умения проявлять заботу об окружающих. Программа предлагает объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых . У нас в ДОУ финансовая грамотность дошкольников в основном проходит по линии дополнительного образования "Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста«. Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной парциальной образовательной программы школьного образования для детей 5-7 лет « Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» под редакцией А.Д. Шаховой. Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015). Помимо дополнительно образования мы стараемся включать элементы по экономическому обучению в непосредственную образовательную деятельность исходя из тем. Включая дидактические игры, беседы, физминутки и т.п.

Слайд 4

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Многие народные и авторские сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это: «Лисичка со скалочкой»; «Каша из топора»; «Мена»; «Выгодное дело» и др. Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства, сущность рекламы. Это: «Петушок и бобовое зёрнышко »; « Колосок »; « Лиса и козёл ». Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки: Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», « Федорино горе» (полезные привычки в быту); Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»; Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»; Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»; Михалков С. «Как старик корову продавал ».

Слайд 5

При обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки: о труде, бережливости, купле продаже, товаре, о деньгах, цене. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость . Копеечка к копеечке — рубль набегает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Денежки труд любят. Делано наспех — и сделано на смех. Деньги дело наживное. Приобрёл вещь — умей обращаться с ней. Каждую крошку в ладошку . Кончил дело — гуляй смело. По работе и плата. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Ремесло — золотой кормилец. Уменье везде найдет примененье . Не работа дорога — умение. Всякая работа мастера хвалит. Дело мастера боится . На час опоздаешь — годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным. Хорошо живет тот, кто много работает и учится. Горька работа, да сладок хлеб. Берись за то, к чему ты годен.

Слайд 6

Игра «Дополни» Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота … Игра - «Наоборот» Покупатель - продавец Покупка - продажа Дорого - дешево Доход - расход Тратить - копить Наличные - безналичные Высокие (цены) - низкие (цены ) Игра « Доход - расход»: Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход Папа получил зарплату - доход Бабушка заболела - расход Выиграл приз - доход Потеряла кошелёк - расход Продала бабушка пирожки - доход Заплатили за квартиру - расход Нашли монетку - доход Купили куклу - расход

Слайд 8

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического содержания ) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Пятачок и Ослик В магазин пришли И с собою деньги Они принесли. У Ослика 7 рублей, У Пятачка 5, других денег нет. Кто из них больше купит конфет ?

Слайд 10

«Разная зарплата» Тетя Хрюша наняла поросят Ниф-Нифа , Наф-Нафа и Нуф-Нуфа для строительства сарайчиков для поросят. А когда пришло время зарплаты, то тетя Хрюша заплатила поросятам по-разному. Кому тетя Хрюша заплатила больше остальных, если известно, что Ниф-Ниф построил сарайчик из веточек за 2 часа, Нуф-Нуф – из соломы за 1 час, а Наф-Наф – из камня за 6 часов? ( Наф-Нафу , так как строительство более трудоемкое, а домик более прочный ).

Слайд 11

Физминутки «Покупка» Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку). «Магазин» Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх) Йогурт , молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки) Ряженка , сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком) Чай , конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу) Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены) Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой) Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм) Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Слайд 12

Владимир Орлов "Что нельзя купить". Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей возле тополька Воду пью из родника. Где-то дома у метро - Пепси-кола и ситро, Карусели , зоосад, Всюду вывески висят. Если деньги накопить, Можно многое купить - Дом , одежду и завод, Самолёт и пароход . Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк.

Слайд 13

Реклама «Матрешки» - Вот и у меня в руках матрешка, которую я хочу вам прорекламировать. Ребята, посмотрите на эту деревянную красавицу! Какими яркими красками расписана матрешка! Голубые глазки, румяные щечки, алые губки. На матрешке зеленый сарафан, красный платочек. Она по-доброму улыбается вам, просит взять ее в руки. У матрешки есть секрет: стоит вам покрутить ее туловище, как она раскроется и из нее легко достать еще одну, матрешку, поменьше. А в этой матрешке спряталась еще одна! Вот так забава! Чем же она может быть вам полезна? Эта русская народная игрушка обрадует маленького ребенка и взрослого, с ней весело играть. Покупая одну игрушку, вы получаете еще три дополнительно, которые не нужно хранить отдельно, а значит, вы их не растеряете. Все игрушки собираются в одну! Матрешка в руке — радость на лице! Ребята, вам понравилась моя реклама матрешки? А теперь попробуйте сами рассказать о полезных свойствах ваших игрушек — почему мы должны выбрать именно их. А также скажите, где бы вы разместили данное рекламное объявление, чтобы его увидели или услышали как можно больше людей? ( Детям можно предложить прорекламировать свою любимую игрушку, игру, и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...