Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
материал (старшая группа)

Фаненштиль Анна Владимировна

Программа составлена совместно со специалистами детского сада. Программа направлена на  работу с ребенком ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

                                                                                                                                                                                               Утверждаю:  заведующая МБДОУ

детский сад «Берёзка» с.Мамонтово

                                                                                                                                                                                                   ________________  А.А.Халтурина

                                                                                                                                                                                     Протокол ПМПк №___ от «___»____2020 г.

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

  1. Общие сведения

ФИО ребенка

Дата рождения

группа

№ 9

ФИО родителей

ФИО педагога (куратора)

Фаненштиль Анна Владимировна

ФИО специалистов сопровождения, должность

Заключение и рекомендации ТПМПК

Заключение ТПМПК Мамонтовского района №     от

Рекомендуемая программа обучения: адаптированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (группа для детей с общим недоразвитием речи) с 01.09.2019 по 31.05.2022г.

Занятия с логопедом, психологом.

Рекомендации по обращению в иные организации, ведомства:  наблюдение  врача-невролога.

Форма обучения

Очная

Срок реализации программы сопровождения

2020-2021 учебный год

Наличие инвалидности

Нет

  1. Заключение и рекомендации ПМПк МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
  1. Основные особенности воспитанника (на основе обследования специалистов)

Характер деятельности

Вступает в игру  и выполняет задания без интереса. Игры однообразны по содержанию, воспроизводит одни и те же действия, не пытаясь их обогащать.

Особенности  мышления

Доминируют наглядно-образные формы мышления. Отсутствует речевое объяснение сделанного выбора. Не способен к поисковой деятельности. Навыки мыслительной деятельности неустойчивые.  Невербальные показатели интеллектуального развития незначительно снижены, вербальные значительно ниже нормы.

Особенности поведения, общения

Малоактивен, отсутствует мотивация на познавательную деятельность. Речь невнятная, не всегда понятна окружающим, что мешает общению со сверстниками.

Особенности моторного развития, мелкой моторики рук

Общая  и мелкая моторика сформирована недостаточно.

Особенности речевого развития

При обследовании артикуляционной моторики фиксируются ограничения объема движений, трудности изменения заданного положения, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность. Понимание обращенной речи затруднено. Простые инструкции выполняет.

Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено.

Состояние  фонематических процессов: фонематический слух нарушен.

 Звуковой анализ слов: не  сформирован.

Слоговая структура:  нарушена в словах, во фразах.

Словарный запас: ниже возрастной нормы, характеризуется бедностью неточностью.

Грамматический строй речи:  не соответствует возрастной норме.

Связная речь:  не   сформирована.

Логопедическое заключение: ОНР – 2 уровень

  1. Создание специальных образовательных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления работы

Форма проведения занятий

Продолжительность и частота

Педагог-психолог

Психологическая помощь

индивидуально

1 раз в неделю, 20-25 минут

Учитель-логопед

Логопедическая помощь

индивидуально

2-3 раза в неделю, 15-20 минут

Воспитатель

Педагогическая помощь

разнообразные

пять дней в неделю

Музыкальный руководитель

Педагогическая помощь

фронтально

2 раза в неделю, 15-20 минут

индивидуально

1 раз в неделю, 15-20 минут

Инструктор по физической культуре

фронтально

2 раза в неделю, 15-20 мин

индивидуально

1 раз в неделю, 15-20 мин

Специальные условия необходимые для обучения и воспитания

Режим

Пять дней в неделю, полный день.

Организация пространства

Помещения, создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (логопедический кабинет, методические пособия, зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала).

Технические средства обучения

Не нуждается

Специальный дидактический методический материал

Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Планы, схемы для составления рассказов. Карточки по лексическим темам.

  1. План коррекционной работы

План работы педагога-психолога

Направления коррекционно-развивающей работы

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1.

Стимулировать положительное самоощущение.

Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их. Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний.

Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки.

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями.

Развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков; на пути достижения цели противостоять отвлечениям, помехам.

Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

– способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

– проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

– понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

– называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

 – выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

– соблюдает в игре элементарные правила;

– осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

– проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

– замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

– выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

– обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

– планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого.

2.

Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку.

– проявляет интерес к слушанию художественной литературы;

– умеет проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку.

3.

Развивать навыки диалогического общения.

– участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения).

4.

Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников.

Стимулировать стремление качественно выполнять действия.

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

– обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

– обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (движение по сенсорным дорожкам и коврикам);

– реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

– стремится принимать активное участие в подвижных играх.

5.

Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания.

Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного.

– умеет отражать в речи свои эмоциональные переживания.

План работы учителя-логопеда

Направления  коррекционно-развивающей работы

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

План работы инструктора по физической культуре

Направления образовательной деятельности

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо. Совершенствовать навыки ходьбы в колонне по одному, по двое, по трое, с выполнением заданий педагога, имитационные движения. Обучать детей ходьбе в колонне. Совершенствовать навыки бега на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по двое, «змейкой», врассыпную, с преодолением препятствий, по наклонной доске вверх и вниз на носках. Совершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом, бега с различной скоростью, с изменением скорости, челночного бега.

-выполняет ходьбу с заданием, бег с замедлением и ускорением;

-умеет строиться в колонну по 2;

-усовершенствовал навыки бега на носках, с высоким подниманием колена;

-выполняет действия с преодолением препятствий, по наклонной доске вверх и вниз на носках;

2

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Укреплять здоровье, закаливать организм, совершенствовать его адаптационные способности и функции. Способствовать развитию опорно- двигательного аппарата. Формировать умение сохранять правильную осанку. Содействовать профилактике плоскостопия. Создавать условия для целесообразной двигательной активности. Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, ориентировку в пространстве, точность выполнения движений.

- с увлечением выполняет задания на гибкость, выносливость;

- умеет ориентироваться в пространстве;

- выражает стремление осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и т.д.);

- координация значительно улучшилась;

- упражнения на равновесие выполняет уверенней;

3

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки  за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в замок пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

-выполняет притопы, полуприседания;

-использует различные предметы (мячи, гимнастические палки и т.п.);

- поднимает вверх руки со сцепленными в замок пальцами;

- разводит руки в стороны из положения руки перед грудью;

4

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Формировать умение участвовать в играх-соревнованиях и играх-эстафетах, учить самостоятельно организовывать подвижные игры.

– знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

План работы музыкального руководителя      

Направления образовательной деятельности

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

Художественно-эстетическое развитие

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Учить различать звучание нескольких  детских музыкальных инструментов; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

К шести  годам ребенок:

– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

– стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

–проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

        

2

Слушание

Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии. Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян). Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.

– Внимательно слушает музыку;

-  понимает и интерпретирует выразительные средства музыки.

3

Пение

Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.

- Продолжает формироваться навык сольного пения.

4

Музыкально-ритмические движения

Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых используются эти элементы. Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений. Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.  

– С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения;

– выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов.

5

Игра на детских музыкальных инструментах

Отрабатывать навыки игры в ансамбле. Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.

- С помощью взрослого и самостоятельно выполняет  действия на шумовых музыкальных инструментах.

План работы воспитателя группы

Направления деятельности

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ

- сформируется умение поддерживать беседу;

- совершенствуется диалогическая, монологическая формы речи;

- умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

2

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

- умеет наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- сформированно умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.);

- сформированно умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.);

- развито восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус;

- развит познавательно-исследовательский интерес.

3

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- проявляет интерес  к изобразительной деятельности;

- накоплен сенсорный опыт, развивиты органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

-закреплены знания об основных формах предметов и объектов природы;

- развито эстетическое восприятие;

-развиты мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;

- умеет соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности;

 - умеет выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

4

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

- проявляет  дружеское отношение к детям;

- проявляет привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками;

- умеет самостоятельно находить общие интересные занятия;

- проявляет заботу о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;

- сформированны такие качества, как сочувствие, отзывчивость;

- умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- имеет представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома.

5

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- совершенствуются двигательные умения и навыки;

           - закреплено умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры;

           - умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке, меняя темп, прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении;

          - умеет ориентироваться в пространстве.

Содержание и задачи коррекционной и образовательной деятельности по пяти образовательным областям представлены в АОП  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  детского сада «Берёзка» с.Мамонтово (старшая группа).

Дата составления программы _______________________ 2020 г.

Родитель (законный представитель) _____________________________/__________________________________________

                                                                          Подпись                                            ФИО родителя

Воспитатель (куратор)____________________________/______________________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО

Специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения:

Педагог-психолог____________________________/__________________________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО

Учитель-логопед____________________________/___________________________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО

Инструктор по физической    культуре        _______________________________/_________________________________

                                                                                                             Подпись                                             ФИО

Музыкальный    руководитель_______________________________/____________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (средняя группа- 4-5 лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ  (средняя группа- 4-5 лет)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ...