Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
материал (старшая группа)
Программа составлена совместно со специалистами детского сада. Программа направлена на работу с ребенком ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Утверждаю: заведующая МБДОУ
детский сад «Берёзка» с.Мамонтово
________________ А.А.Халтурина
Протокол ПМПк №___ от «___»____2020 г.
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
- Общие сведения
ФИО ребенка | |
Дата рождения | |
группа | № 9 |
ФИО родителей | |
ФИО педагога (куратора) | Фаненштиль Анна Владимировна |
ФИО специалистов сопровождения, должность | |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение ТПМПК Мамонтовского района № от Рекомендуемая программа обучения: адаптированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (группа для детей с общим недоразвитием речи) с 01.09.2019 по 31.05.2022г. Занятия с логопедом, психологом. Рекомендации по обращению в иные организации, ведомства: наблюдение врача-невролога. |
Форма обучения | Очная |
Срок реализации программы сопровождения | 2020-2021 учебный год |
Наличие инвалидности | Нет |
- Заключение и рекомендации ПМПк МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
- Основные особенности воспитанника (на основе обследования специалистов)
Характер деятельности | Вступает в игру и выполняет задания без интереса. Игры однообразны по содержанию, воспроизводит одни и те же действия, не пытаясь их обогащать. |
Особенности мышления | Доминируют наглядно-образные формы мышления. Отсутствует речевое объяснение сделанного выбора. Не способен к поисковой деятельности. Навыки мыслительной деятельности неустойчивые. Невербальные показатели интеллектуального развития незначительно снижены, вербальные значительно ниже нормы. |
Особенности поведения, общения | Малоактивен, отсутствует мотивация на познавательную деятельность. Речь невнятная, не всегда понятна окружающим, что мешает общению со сверстниками. |
Особенности моторного развития, мелкой моторики рук | Общая и мелкая моторика сформирована недостаточно. |
Особенности речевого развития | При обследовании артикуляционной моторики фиксируются ограничения объема движений, трудности изменения заданного положения, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность. Понимание обращенной речи затруднено. Простые инструкции выполняет. Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено. Состояние фонематических процессов: фонематический слух нарушен. Звуковой анализ слов: не сформирован. Слоговая структура: нарушена в словах, во фразах. Словарный запас: ниже возрастной нормы, характеризуется бедностью неточностью. Грамматический строй речи: не соответствует возрастной норме. Связная речь: не сформирована. Логопедическое заключение: ОНР – 2 уровень |
- Создание специальных образовательных условий
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Специалисты сопровождения | Направления работы | Форма проведения занятий | Продолжительность и частота |
Педагог-психолог | Психологическая помощь | индивидуально | 1 раз в неделю, 20-25 минут |
Учитель-логопед | Логопедическая помощь | индивидуально | 2-3 раза в неделю, 15-20 минут |
Воспитатель | Педагогическая помощь | разнообразные | пять дней в неделю |
Музыкальный руководитель | Педагогическая помощь | фронтально | 2 раза в неделю, 15-20 минут |
индивидуально | 1 раз в неделю, 15-20 минут | ||
Инструктор по физической культуре | фронтально | 2 раза в неделю, 15-20 мин | |
индивидуально | 1 раз в неделю, 15-20 мин |
Специальные условия необходимые для обучения и воспитания
Режим | Пять дней в неделю, полный день. |
Организация пространства | Помещения, создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (логопедический кабинет, методические пособия, зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала). |
Технические средства обучения | Не нуждается |
Специальный дидактический методический материал | Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Планы, схемы для составления рассказов. Карточки по лексическим темам. |
- План коррекционной работы
План работы педагога-психолога
№ | Направления коррекционно-развивающей работы | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1. | Стимулировать положительное самоощущение. Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их. Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний. Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки. Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями. Развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков; на пути достижения цели противостоять отвлечениям, помехам. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками. | – способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; – проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи; – понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; – называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; – выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); – соблюдает в игре элементарные правила; – осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры; – проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; – замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; – выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; – обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей); – планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. | |
2. | Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку. | – проявляет интерес к слушанию художественной литературы; – умеет проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку. | |
3. | Развивать навыки диалогического общения. | – участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения). | |
4. | Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников. Стимулировать стремление качественно выполнять действия. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. | – обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); – обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (движение по сенсорным дорожкам и коврикам); – реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; – стремится принимать активное участие в подвижных играх. | |
5. | Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания. Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного. | – умеет отражать в речи свои эмоциональные переживания. |
План работы учителя-логопеда
№ | Направления коррекционно-развивающей работы | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
План работы инструктора по физической культуре
№ | Направления образовательной деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо. Совершенствовать навыки ходьбы в колонне по одному, по двое, по трое, с выполнением заданий педагога, имитационные движения. Обучать детей ходьбе в колонне. Совершенствовать навыки бега на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по двое, «змейкой», врассыпную, с преодолением препятствий, по наклонной доске вверх и вниз на носках. Совершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом, бега с различной скоростью, с изменением скорости, челночного бега. | -выполняет ходьбу с заданием, бег с замедлением и ускорением; -умеет строиться в колонну по 2; -усовершенствовал навыки бега на носках, с высоким подниманием колена; -выполняет действия с преодолением препятствий, по наклонной доске вверх и вниз на носках; | |
2 | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Укреплять здоровье, закаливать организм, совершенствовать его адаптационные способности и функции. Способствовать развитию опорно- двигательного аппарата. Формировать умение сохранять правильную осанку. Содействовать профилактике плоскостопия. Создавать условия для целесообразной двигательной активности. Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, ориентировку в пространстве, точность выполнения движений. | - с увлечением выполняет задания на гибкость, выносливость; - умеет ориентироваться в пространстве; - выражает стремление осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и т.д.); - координация значительно улучшилась; - упражнения на равновесие выполняет уверенней; | |
3 | ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в замок пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы. | -выполняет притопы, полуприседания; -использует различные предметы (мячи, гимнастические палки и т.п.); - поднимает вверх руки со сцепленными в замок пальцами; - разводит руки в стороны из положения руки перед грудью; | |
4 | ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Формировать умение участвовать в играх-соревнованиях и играх-эстафетах, учить самостоятельно организовывать подвижные игры. | – знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; |
План работы музыкального руководителя
№ | Направления образовательной деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | Художественно-эстетическое развитие Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. Учить различать звучание нескольких детских музыкальных инструментов; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. | К шести годам ребенок: – проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; – стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; –проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
| |
2 | Слушание Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии. Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян). Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей. | – Внимательно слушает музыку; - понимает и интерпретирует выразительные средства музыки. | |
3 | Пение Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. | - Продолжает формироваться навык сольного пения. | |
4 | Музыкально-ритмические движения Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых используются эти элементы. Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений. Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки. | – С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения; – выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов. | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах Отрабатывать навыки игры в ансамбле. Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования. | - С помощью взрослого и самостоятельно выполняет действия на шумовых музыкальных инструментах. |
План работы воспитателя группы
№ | Направления деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | - сформируется умение поддерживать беседу; - совершенствуется диалогическая, монологическая формы речи; - умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. | |
2 | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | - умеет наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; - сформированно умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.); - сформированно умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.); - развито восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; - развит познавательно-исследовательский интерес. | |
3 | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | - проявляет интерес к изобразительной деятельности; - накоплен сенсорный опыт, развивиты органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; -закреплены знания об основных формах предметов и объектов природы; - развито эстетическое восприятие; -развиты мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение; - умеет соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности; - умеет выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. | |
4 | СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | - проявляет дружеское отношение к детям; - проявляет привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; - умеет самостоятельно находить общие интересные занятия; - проявляет заботу о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; - сформированны такие качества, как сочувствие, отзывчивость; - умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников; - имеет представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома. | |
5 | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | - совершенствуются двигательные умения и навыки; - закреплено умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; - умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке, меняя темп, прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении; - умеет ориентироваться в пространстве. |
Содержание и задачи коррекционной и образовательной деятельности по пяти образовательным областям представлены в АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) детского сада «Берёзка» с.Мамонтово (старшая группа).
Дата составления программы _______________________ 2020 г.
Родитель (законный представитель) _____________________________/__________________________________________
Подпись ФИО родителя
Воспитатель (куратор)____________________________/______________________________________________________
Подпись ФИО
Специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения:
Педагог-психолог____________________________/__________________________________________________________
Подпись ФИО
Учитель-логопед____________________________/___________________________________________________________
Подпись ФИО
Инструктор по физической культуре _______________________________/_________________________________
Подпись ФИО
Музыкальный руководитель_______________________________/____________________________________________
Подпись ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (средняя группа- 4-5 лет)
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (средняя группа- 4-5 лет)...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ...