Конспект занятия.
статья (младшая группа)

Кондратьева Анастасия Владимировна

Сенсорное развитие - это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов. Выделяютследующие виды сенсорных эталонов: эталоны цвета, эталоноы формы, эталоны величины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сенсорное развитие43 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:

  1. Усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов (Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Выделяют следующие виды сенсорных эталонов: эталоны цвета (цвета спектра и их оттенки), эталоны формы (геометрические фигуры и их разновидности), эталоны величины (единицы метрической системы линейных мер) и т.д.

  1. Способы восприятия.

Выделяют 2 способа восприятия:

  • внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста (наглядно-действенное мышление).
  • зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста (наглядно-образное мышление).
  1. обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте словесно описывает различные свойства конкретного предмета.

Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста

В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозаики. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов.

Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета.

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений.

Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки.

Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую.

Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов.

Способы восприятия

При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами.

Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем.

К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия.

Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным.

Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений.

Обследование предметов

Учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей.

Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины.

Главная роль принадлежит взрослому.

Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение.

Слуховое восприятие

Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку.

В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении музыкальных звуков – движения рук и тела.

Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений

Ориентировка в пространстве.

Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). Только к концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

Ориентировка во времени.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. У ребенка знакомство со временем начинается только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют относительный характер.

Усваивая представления о времени суток, дети, прежде всего, ориентируются на собственные действия. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра», это объясняется относительностью данных понятий. Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными.

Восприятие рисунка.

Развитие рисунка в дошкольном возрасте происходит по 3 направлениям:

  1. формируется отношение к рисунку как к отображению действительности,
  2. развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено,
  3. совершенствование интерпретации рисунка, то есть понимание его содержания.

Развитие понимания связи рисунка с действительностью.

Для младшего дошкольника картина скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства что и настоящие. Постепенно дети усваивают, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет. На собственном опыте они убеждаются в том, что с нарисованными предметами нельзя действовать так, как с настоящими.

Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу переходят к пониманию их как изображений. Младшие дошкольники относятся к нарисованному предмету как к самостоятельному существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего.

В среднем дошкольном возрасте дети в достаточной степени усваивают связь рисунка и действительности. Однако так как дети не владеют нормами и правилами изобразительного искусства, для них очень сложно восприятие перспективы.

Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных с помощью взрослых. Восприятие нарисованных предметов улучшается за счет знаний о правилах построения. Интерпретация рисунка зависит от сложности композиции. Младший дошкольник не может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур, предметов.

Таблица задач развития сенсорной сферы дошкольников 2-7 лет

обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

постепенное включение все видов восприятия;

формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький, пушистый и др.

3-4 года

II младшая группа

  • создание условий для ознакомления с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.д.);
  • развитие умения различать звучание музыкальных инструментов, родной речи;
  • совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • обогащение чувственного опыта детей;
  • развитие умения фиксировать чувственный опыт в речи;
  • развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...